ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 1997 года N 501
(с изменениями на 31 октября 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2000 года N 1038
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950 (Российская газета, N 167, 01.09.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1272 (Российская газета, N 214, 11.11.98).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации.
2. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 апреля 1997 года N 501
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве транспорта Российской Федерации
(с изменениями на 31 октября 1998 года)
1. Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в транспортном комплексе.
Транспортный комплекс составляют зарегистрированные на территории Российской Федерации юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на морском, речном, автомобильном, городском пассажирском (включая метрополитен) и промышленном (кроме отнесенного к ведению Министерства путей сообщения Российской Федерации) транспорте перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, работы, связанные с обслуживанием водных путей сообщения и судоходных гидротехнических сооружений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, а также входящие в систему транспорта предприятия и организации, изготавливающие транспортные средства и технологическое оборудование, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.
2. Министерство транспорта Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления, некоммерческими организациями и общественными объединениями.
3. Министерство транспорта Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Положением, а также другими нормативными правовыми актами.
4. Основными задачами Министерства транспорта Российской Федерации являются:
1) формирование и реализация государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, направленной на удовлетворение спроса населения и потребностей экономики в перевозках и других видах транспортных услуг;
2) разработка совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации, Федеральной авиационной службой России и Федеральной дорожной службой России стратегии развития транспорта в Российской Федерации и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ;
3) взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации по координации совместной деятельности в целях формирования и реализации государственной транспортной политики в порученной сфере деятельности, обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории Российской Федерации, формирования единого транспортного пространства страны;
4) государственное регулирование, управление и контроль в пределах своей компетенции, направленные на обеспечение безопасного, эффективного и устойчивого функционирования транспортного комплекса, а также координация деятельности органов, осуществляющих надзорные функции в этой сфере;
5) проведение экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки, связанных с переходом предприятий и организаций транспортного комплекса к рыночным отношениям;
6) формирование и проведение в транспортном комплексе экономической, инвестиционной, тарифной, научно-технической, кадровой и социальной политики;
7) формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного комплекса;
8) содействие повышению эффективности работы и конкурентоспособности организаций транспортного комплекса на международном рынке транспортных услуг, привлечению зарубежных инвестиций в его развитие;
9) осуществление государственной политики в области развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Российской Федерации с другими государствами и международными организациями в порученной сфере деятельности при координации этих вопросов Министерством иностранных дел Российской Федерации.
5. Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:
1) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок функционирования транспортного комплекса;
2) осуществляет организационно-методическое руководство законопроектной деятельностью в транспортном комплексе;
3) контролирует в пределах своей компетенции исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, анализирует практику их применения в транспортном комплексе;
4) разрабатывает и реализует концепции и программы социально-экономического развития транспортного комплекса, участвует в формировании и реализации межгосударственных и межотраслевых программ;
5) проводит комплексный анализ деятельности и осуществляет прогноз развития отраслей транспортного комплекса, вырабатывает рекомендации и реализует меры по обеспечению их устойчивого функционирования и развития;
6) участвует в совершенствовании системы управления и экономических механизмов регулирования работы организаций транспортного комплекса в условиях рыночных отношений;
7) осуществляет руководство деятельностью своих территориальных органов и подведомственных государственных унитарных предприятий, учреждений и организаций, координирует деятельность организаций транспортного комплекса в части решения возложенных на Министерство задач;
8) участвует в установленном порядке в процессах акционирования и приватизации федеральной собственности, формирования рынка ценных бумаг и реализации законодательства по вопросам банкротства и санации предприятий транспортного комплекса;
9) принимает меры по проведению антимонопольных мероприятий в транспортном комплексе и развитию добросовестной конкуренции на рынках транспортных услуг;
10) обеспечивает в установленном порядке контроль за целевым и эффективным использованием в транспортном комплексе федерального имущества, организует его централизованное приобретение, согласовывает размер платы за аренду этого имущества;
11) участвует в формировании тарифной политики в транспортном комплексе, разработке методической основы для формирования тарифов на услуги транспорта, определении размеров бюджетных дотаций на транспортные услуги и транспортные работы;
12) обосновывает объемы и направления бюджетного финансирования отдельных видов деятельности транспортного комплекса, осуществляет контроль за целевым и рациональным использованием средств государственной поддержки, содействует привлечению внебюджетных источников финансирования транспортного комплекса;
13) организует и осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензирование перевозочной и иной деятельности в транспортном комплексе, контролирует соблюдение лицензионных требований;
14) участвует в развитии смешанных перевозок, осуществляет совместно с Министерством путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах;
15) согласовывает разрабатываемые Министерством путей сообщения Российской Федерации и Федеральной авиационной службой России утверждаемые в установленном порядке правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа;
16) осуществляет меры по развитию и совершенствованию транспортно-экспедиторской деятельности, формированию разветвленной сети терминалов в транспортном комплексе;
17) координирует работу организаций транспортного комплекса по обеспечению завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, перевозок экспортно-импортных и других грузов для государственных нужд;
18) выполняет по поручению Правительства Российской Федерации функции государственного заказчика межгосударственных и федеральных целевых программ развития транспортного комплекса, а также осуществляет деятельность по обеспечению федеральных государственных нужд;
19) обосновывает потребности в финансовых, в том числе валютных, материальных и трудовых ресурсах для реализации межгосударственных и федеральных целевых программ развития транспортного комплекса, обеспечения его устойчивого и безопасного функционирования, выполнения государственного оборонного заказа и других федеральных государственных нужд;
20) подготавливает с участием организаций транспортного комплекса предложения по размещению заказов на изготовление продукции, выполнение работ и услуг для реализации федеральных целевых программ, государственного оборонного заказа и других федеральных государственных нужд, осуществляет меры по развитию кооперации организаций транспортного комплекса по производству специальных видов промышленной продукции;
21) участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе и создании условий для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, взаимодействует по этим вопросам с международными финансовыми институтами;
22) организует экспертизу программ и проектов развития транспортного комплекса и его отраслей;
23) организует в транспортном комплексе проведение конкурсов на строительство и реконструкцию объектов транспортной инфраструктуры, финансируемых за счет средств федерального бюджета, заключает в установленном порядке договоры (контракты) с отечественными и зарубежными организациями, осуществляет контроль за их реализацией;
24) организует лизинговую деятельность в транспортном комплексе и содействует ее развитию;
25) осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, организует проведение научно-исследовательских, проектных и научно-технических работ по приоритетным направлениям его развития и функционирования, координирует деятельность научных организаций транспортного комплекса, организует разработку и реализацию федеральных и межотраслевых научно-технических программ и инновационных проектов;
26) разрабатывает, согласовывает и утверждает в установленном порядке технические требования к транспортным средствам, оборудованию и материалам, используемым в транспортном комплексе, организует в пределах своей компетенции контроль за соблюдением этих требований;
27) организует в транспортном комплексе во взаимодействии с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации работы по сертификации транспортных средств, оборудования, материалов, работ и услуг, а также по стандартизации и метрологическому обеспечению производства;
28) организует и координирует работы по развитию технологической связи, систем информатики и телеметрии в транспортном комплексе, в том числе с использованием спутниковых систем, а также по разработке и изготовлению необходимых для этого технических средств связи;
29) организует и координирует в рамках своей компетенции выполнение по международным договорам и межправительственным соглашениям Российской Федерации обязательств, касающихся вопросов деятельности транспортного комплекса, представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях;
30) разрабатывает по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
31) содействует созданию и функционированию финансово-промышленных групп и транснациональных структур с участием организаций транспортного комплекса;
32) организует и проводит в установленном порядке в пунктах пропуска автомобильного транспорта через государственную границу Российской Федерации и стационарных и передвижных контрольных пунктах, а также в морских и речных портах, открытых для международных сообщений, государственный контроль за соблюдением гражданами и организациями, осуществляющими международные перевозки пассажиров и грузов, законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в сфере транспорта (абзац дополнен с 19 ноября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года N 1272);
33) осуществляет функции по контролю за соответствием судоходных компаний и судов требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения;
34) организует контроль за выполнением иностранными судами Парижского и Токийского меморандумов о взаимопонимании о контроле со стороны государства порта;
35) осуществляет в отношении морских судов государственный надзор за соблюдением законодательства и международных договоров Российской Федерации о торговом мореплавании ;
36) организует контроль за выпуском судов в море, их техническим состоянием и соответствием международным и национальным требованиям, в том числе в части пожарной безопасности;
37) осуществляет государственный надзор за рациональным использованием Северного морского пути, обеспечивает навигационную, гидрографическую и гидрологическую обстановку в Арктике;
38) осуществляет контроль за соблюдением на атомных судах и на государственном ремонтно-технологическом предприятии атомного флота "Атомфлот" законодательства, правил и норм по обеспечению ядерной и радиационной безопасности;
39) организует и проводит мероприятия по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на транспортных средствах и транспортных коммуникациях, в том числе мероприятия по ликвидации разливов нефтепродуктов и других вредных веществ в море с судов и объектов независимо от форм собственности, ведомственной и национальной принадлежности;
40) осуществляет функции компетентного органа Российской Федерации по перевозке опасных грузов автомобильным, морским и речным транспортом;
41) обеспечивает перевозку сил, средств и материальных ресурсов, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществления эвакуационных мероприятий;
42) руководит созданием и деятельностью функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: по транспортному обеспечению при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также поиску и спасанию людей и судов на море;
43) организует регистрацию морских и речных судов и их обременений;
44) обеспечивает организацию криптографической связи с судами и другими объектами морского и речного транспорта;
45) осуществляет государственный надзор за безопасностью судоходных гидротехнических сооружений, находящихся в ведении организаций Министерства, а также в собственности или эксплуатации других организаций речного транспорта, участвует в формировании и ведении Российского регистра гидротехнических сооружений, организует, координирует и контролирует выполнение работ по развитию и содержанию в эксплуатационном состоянии внутренних водных путей и гидротехнических сооружений на них, согласовывает в установленном порядке вопросы строительства искусственных сооружений на внутренних водных путях (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950);
46) обеспечивает классификационное освидетельствование речных судов, организует контроль за обеспечением безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности на внутренних водных путях судовладельцами и экипажами судов независимо от форм собственности, ведомственной и национальной принадлежности, взаимодействует по этим вопросам с федеральными органами исполнительной власти и международными организациями в области судоходства;
47) взаимодействует по вопросам регулирования режимов попуска воды и эксплуатации водохранилищ с уполномоченным государственным органом управления по использованию и охране водного фонда и его территориальными органами, а также с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;