ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 июня 1997 года N 659
(с изменениями на 1 июня 2000 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 14 мая 2002 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 29 апреля 2002 года N 284
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1551 (Российская газета, N 2, 06.01.98);
постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 года N 1246;
постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 426 (Российская газета, N 111, 09.06.2000).
____________________________________________________________________
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. N 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4081) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
2. Министерству здравоохранения Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации в 3-месячный срок внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения об изменении или признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с принятием настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 3 июня 1997 года
N 659
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве здравоохранения Российской Федерации
(с изменениями на 1 июня 2000 года)
1. Министерство здравоохранения Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области охраны здоровья (далее именуется - область здравоохранения), а также в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, координирующим деятельность в этой области других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство здравоохранения Российской Федерации уполномочено осуществлять государственный контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в Российской Федерации (абзац дополнительно включен постановлением Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246).
2. В своей деятельности Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.
3. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Российской академией медицинских наук, профессиональными медицинскими ассоциациями, общественными объединениями, а также другими организациями.
4. В систему Министерства здравоохранения Российской Федерации входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, научно-исследовательские, образовательные учреждения, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации, санаторно-курортные и реабилитационные учреждения, санитарно-профилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, районах и городах, учреждения, предприятия и другие организации государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, службы материально-технического обеспечения, иные предприятия, учреждения и организации, подведомственные этому Министерству.
5. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет в установленном порядке руководство деятельностью Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.
Федеральное управление медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации является государственным органом в системе этого Министерства (абзац дополнительно включен с 14 января 1998 года - постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1997 года N 1551).
6. Основными задачами Министерства здравоохранения Российской Федерации являются:
1) разработка в пределах своей компетенции основ государственной политики в области здравоохранения, в том числе санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработка и реализация федеральных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами, медицинской техникой и изделиями медицинского назначения;
2) организация оказания медицинской помощи населению;
3) осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
4) санитарно-гигиеническое нормирование, координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности;
5) обеспечение функционирования ведомственной системы специального профессионального образования в области здравоохранения;
6) координация, обеспечение методического руководства и осуществление взаимодействия государственной, в том числе находящейся в ведении федеральных органов исполнительной власти, муниципальной и частной систем здравоохранения;
7) организация проведения научных исследований, внедрение достижений науки и техники в медицинскую практику;
8) разработка в пределах своей компетенции нормативов и стандартов в области здравоохранения, включая медицинскую помощь, фармацевтическую деятельность, контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, производством, качеством, эффективностью и безопасностью лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники, их регистрация, а также контроль за соблюдением нормативов и стандартов;
9) охрана здоровья матери, отца и ребенка;
10) профилактика инвалидности и медицинская реабилитация инвалидов;
11) обеспечение функционирования и развития функциональной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - Всероссийской службы медицины катастроф совместно с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством путей сообщения Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти.
7. Для решения возложенных на него задач Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет следующие функции:
в области комплексных проблем здравоохранения
1) совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Российской академией медицинских наук участвует в подготовке ежегодного доклада Правительству Российской Федерации о реализации государственной политики в области охраны здоровья граждан, состоянии здоровья населения и санитарно-эпидемиологической обстановке в стране;
2) разрабатывает совместно с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Российской академии медицинских наук и общественных объединений проекты федеральных целевых программ в области здравоохранения, в том числе по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выполняет функции государственного заказчика указанных федеральных целевых программ;
3) разрабатывает проекты законодательных и иных нормативных правовых актов в области здравоохранения;
4) обеспечивает взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб федеральных органов исполнительной власти;
5) координирует деятельность заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по обеспечению радиационной безопасности и ликвидации медицинских последствий радиационных аварий и катастроф;
6) осуществляет лицензирование деятельности по производству, хранению и оптовой реализации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, по производству, реализации и техническому обслуживанию медицинской техники, работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека, деятельности органов по сертификации лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
7) проводит в установленном порядке экспертизу проектов федеральных целевых и иных программ, затрагивающих вопросы охраны здоровья, входящие в компетенцию Министерства;
8) принимает совместно с Министерством обороны Российской Федерации меры по повышению уровня медицинского обеспечения и качества медицинского обслуживания населения в рамках федеральных целевых программ по защите населения Российской Федерации от воздействия радиационных аварий и испытаний ядерного оружия;
9) содействует созданию и организации деятельности негосударственных учреждений и организаций здравоохранения;
10) разрабатывает предложения и участвует в формировании государственной политики в области производства лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, а также обеспечивает реализацию единой технической политики в области разработки и производства иммунобиологических препаратов;
11) определяет потребности в лекарственных, диагностических и дезинфекционных средствах, иммунобиологических препаратах, изделиях медицинского назначения, медицинской технике и участвует в определении объемов поставок этой продукции для федеральных государственных нужд;
12) участвует в разработке балансов спроса и предложения лекарственных, диагностических и дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники;
13) осуществляет государственную политику в области стандартизации, контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных, диагностических, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов, изделий медицинского назначения и медицинской техники (пункт в редакции постановления Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246);
14) координирует деятельность наркологической службы в Российской Федерации, определяет порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях и осуществляет в пределах своей компетенции контроль за их оборотом (пункт в редакции постановления Правительства РФ от 12 ноября 1999 года N 1246);
15) утверждает единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения;
16) разрабатывает и утверждает по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации квалификационные требования, устанавливаемые в соответствии с должностями медицинских и фармацевтических работников;
17) осуществляет в установленном порядке контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных Министерству учреждений, предприятий и других организаций;
18) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан и принимает по ним необходимые меры, организует прием граждан по вопросам, отнесенным к его компетенции;
в области профилактики заболеваний, медицинской помощи, инвалидности, медицинской экспертизы
19) обеспечивает совершенствование профилактической, лечебно-диагностической и лечебно-оздоровительной работы;
20) развивает сеть санаторно-курортных учреждений системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет руководство и контроль за их деятельностью;
21) организует диспансеризацию и медицинскую реабилитацию лиц, подвергшихся техногенному и радиационному воздействию;
22) организует в учреждениях здравоохранения диспансеризацию и медицинскую реабилитацию больных, страдающих хроническими заболеваниями, в том числе алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и другими социально значимыми заболеваниями;
23) в пределах своей компетенции осуществляет методическое руководство медицинской реабилитацией инвалидов;
24) в пределах своей компетенции осуществляет мероприятия по профилактике инфекционных, паразитарных заболеваний, особо опасных инфекционных заболеваний, профессиональных заболеваний и отравлений, а также неинфекционных заболеваний, связанных с воздействием на здоровье человека неблагоприятных факторов среды его обитания;
25) определяет целесообразность и организует лечение граждан Российской Федерации за границей;
26) разрабатывает предложения по оказанию медицинской помощи нуждающимся в социальной защите группам населения (детям, пенсионерам, лицам, больным определенными заболеваниями, и др.);
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
27) определяет порядок, организует и осуществляет санитарно-эпидемиологическую экспертизу технической документации, продукции и деятельности, потенциально опасной для здоровья населения, а также гигиеническую сертификацию;
28) организует разработку федеральных санитарных правил и гигиенических нормативов и утверждает их;
29) вносит в установленном порядке предложения по введению и отмене на территории Российской Федерации особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений населения;
30) создает государственную систему наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды обитания человека (социально-гигиенический мониторинг) и обеспечивает ее функционирование и развитие, осуществляет формирование базы данных о состоянии здоровья населения и среды обитания человека федерального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга, координирует деятельность по ведению социально-гигиенического мониторинга, осуществляемую органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и соответствующими федеральными органами исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 17 июня 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 426);
31) управляет учреждениями и другими организациями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации;
32) проводит государственную регистрацию потенциально опасных химических и биологических веществ, государственную регистрацию и сертификацию дезинфекционных средств, а также государственный контроль в пределах своей компетенции за качеством медицинских иммунобиологических препаратов и дезинфекционных средств;
33) обеспечивает функционирование и развитие производства иммунобиологических препаратов;
34) осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор на основе единых требований к его организации и проведению на территории Российской Федерации;
35) определяет единые требования к организации и обеспечению санитарной охраны территории Российской Федерации от заноса и распространения инфекционных заболеваний человека, а также к контролю за экспортом и импортом потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ;
36) подготавливает совместно с Российской академией медицинских наук и вносит в установленном порядке предложения, направленные на предотвращение и ликвидацию опасного и вредного воздействия на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда и быта;
37) организует государственную регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов;
38) координирует деятельность межведомственных специализированных экспертных советов по установлению причинной связи возникновения заболевания, инвалидности или смерти с воздействием радиации;
39) осуществляет контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, организациями независимо от их организационно-правовой формы законодательства Российской Федерации по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;
40) определяет приоритетные направления деятельности и организует научно-исследовательские работы, связанные с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства