ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 1997 года N 588
Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации
(с изменениями на 13 августа 1998 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 25 сентября 2000 года N 726
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950 (Российская газета, N 167, 01.09.98).
____________________________________________________________________
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 932 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2083);
постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 951 "Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по водному хозяйству" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 18, ст. 2087);
пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 1996 г. N 1260 "Вопросы Министерства природных ресурсов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 44, ст. 5019).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 мая 1997 года
N 588
ПОЛОЖЕНИЕ
о Министерстве природных ресурсов
Российской Федерации
(с изменениями на 13 августа 1998 года)
1. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
2. Министерство природных ресурсов Российской Федерации является государственным органом управления государственным фондом недр, специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет возложенные на него полномочия непосредственно либо через свои территориальные органы. Министерство природных ресурсов Российской Федерации, его территориальные органы, в том числе бассейновые, и подведомственные ему организации образуют единую систему.
3. Министерство природных ресурсов Российской Федерации в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и настоящим Положением.
4. Министерство природных ресурсов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными организациями.
5. Основными задачами Министерства природных ресурсов Российской Федерации являются:
1) разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией государственной политики в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
2) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраны природных ресурсов;
3) управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда;
4) организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами и осуществление в установленном порядке лицензирования водопользования;
5) обеспечение и проведение в пределах своей компетенции государственного контроля за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, использованием и охраной водных объектов;
6) организация государственного геологического изучения недр территории и континентального шельфа Российской Федерации, дна Мирового океана, недр Антарктиды, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр;
7) обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах на основе рационального использования, охраны и восстановления водных объектов, бассейнового регулирования использования водных ресурсов;
8) подготовка и организация осуществления противопаводковых мероприятий, предупреждение и ликвидация последствий вредного воздействия вод;
9) организация эксплуатации и строительства водохранилищ и других водохозяйственных объектов комплексного назначения;
10) осуществление в пределах своей компетенции международного сотрудничества в области изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов;
11) ведение наблюдения за состоянием недр и мониторинга водных объектов совместно с другими специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды;
12) контроль в установленном порядке за целевым использованием государственных средств, направляемых на геологическое изучение недр, восстановление и охрану водных объектов;
13) организация и обеспечение контроля за исполнением недропользователями и водопользователями условий лицензий, предотвращение самовольного пользования недрами и водными объектами;
14) организация и координация в установленном порядке выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из международных договоров, по изучению, воспроизводству, рациональному использованию и охране природных ресурсов; содействие привлечению инвестиций для рационального использования и освоения природных ресурсов Российской Федерации.
6. В соответствии с возложенными задачами Министерство природных ресурсов Российской Федерации в области геологического изучения и управления государственным фондом недр:
1) разрабатывает стратегию в области удовлетворения потребности страны в минеральных ресурсах;
2) разрабатывает в установленном порядке государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр;
3) выполняет функции государственного заказчика и обеспечивает проведение работ по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы;
4) участвует в подготовке предложений и проведении исследовательских работ по установлению границ континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также участвует в изучении, использовании и охране минерально-сырьевых ресурсов дна Мирового океана, недр Антарктиды, ее континентального шельфа, принимает участие в международных переговорах по этим вопросам;
5) осуществляет в установленных законодательством случаях лицензирование видов деятельности в области геологического изучения недр;
6) организует работы по составлению, изданию в установленном порядке государственных карт геологического, геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, геоэкологического содержания;
7) разрабатывает и утверждает критерии и требования к геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых и по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
8) осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической и экономической информации о предоставляемых в пользование участках недр, проектно-сметной документации на проведение работ по геологическому изучению недр;
9) подготавливает в установленном порядке предложения о порядке и условиях взимания платежей за пользование недрами и установлении их предельных уровней, а также по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы и их ежегодному распределению между бюджетами разных уровней;
10) принимает в установленном порядке совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о предоставлении отсрочек, частичном или полном освобождении от платежей при пользовании недрами в случаях, установленных действующим законодательством;
11) участвует по поручению Правительства Российской Федерации в подготовке предложений по перечню участков недр, предоставляемых в пользование на условиях соглашений о разделе продукции, заключению соглашений о разделе продукции и по контролю за их реализацией;
12) организует и проводит в установленном порядке подготовку, проведение конкурсов и аукционов, осуществляет оформление, регистрацию и выдачу лицензий на право пользования недрами;
13) обеспечивает функционирование федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах;
14) организует составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, устанавливает порядок постановки запасов на государственный баланс, а также по согласованию с органами государственного горного надзора порядок их списания с государственного баланса;
15) определяет в соответствии с законодательством порядок и условия использования геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;
16) участвует в установленном порядке в принятии решений о выдаче лицензий на экспорт информации о недрах, а также коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;
17) устанавливает порядок государственного учета и ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также для использования в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;
18) осуществляет подготовку материалов по государственным и поощрительным денежным вознаграждениям за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых и за выявление признаков месторождений полезных ископаемых;
19) определяет совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами государственного горного надзора региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых;
20) разрабатывает с участием федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и утверждает приоритетные направления научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивает создание новых методик, техники и прогрессивных технологий в области геологического изучения недр, координирует их реализацию;
21) анализирует развитие минерально-сырьевой базы зарубежных стран и конъюнктуру мирового рынка минерального сырья;
в области управления использованием и охраной водного фонда:
22) разрабатывает в установленном порядке проекты государственных целевых программ по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, водообеспечению населения и объектов экономики, а также государственные программы по предупреждению и ликвидации вредного воздействия вод, участвует в разработке государственных прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации;
23) устанавливает по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды субъектам Российской Федерации лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения) по водным объектам, отнесенным к федеральной собственности;
24) оформляет, выдает и регистрирует в установленном порядке лицензии на водопользование, регистрирует договоры на пользование водными объектами, согласовывает места размещения объектов и производства всех видов работ на водных объектах и их водоохранных зонах. Согласует предоставление водных объектов для вылова (добычи) водных биоресурсов при осуществлении промышленного рыболовства, а также при организации любительского и спортивного рыболовства;
25) обеспечивает составление водохозяйственных балансов и разработку схем комплексного использования и охраны водных ресурсов;
26) организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области водного хозяйства, осуществляет координацию научных исследований по вопросам, входящим в его компетенцию;
27) осуществляет функции государственного заказчика на проведение проектных и строительных работ в области водного хозяйства;
28) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации межрегиональное распределение и перераспределение водных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, на основе утвержденных программ, прогнозов и водохозяйственных балансов;
29) организует эксплуатацию водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации, осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, а также условий лицензий на осуществление деятельности по проектированию, строительству и эксплуатации гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, поднадзорных Министерству топлива и энергетики Российской Федерации, Министерству транспорта Российской Федерации и Федеральному горному и промышленному надзору России, а также гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950);
30) обеспечивает в установленном порядке разработку и осуществление мероприятий по восстановлению и охране водных объектов, установлению водоохранных зон и соблюдению режима хозяйственной деятельности в пределах этих зон;
31) устанавливает с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, утверждает правила эксплуатации и правила использования водных ресурсов водохранилищ, осуществляет контроль за их соблюдением;
32) организует во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработку и выполнение мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, предотвращению и ликвидации вредного воздействия вод, аварийного загрязнения вод, регулирует использование паводкоопасных территорий (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950);
33) организует и обеспечивает наблюдение и контроль за уровнем загрязнения подземных вод, в том числе радиоактивного;
34) осуществляет в установленном порядке ведение государственного учета поверхностных и подземных вод, государственного водного кадастра и государственного мониторинга водных объектов, а также формирование и ведение Российского регистра гидротехнических сооружений (подпункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 1998 года постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1998 года N 950);
35) готовит во взаимодействии с соответствующими федеральными органами исполнительной власти предложения по определению порядка установления и взимания платы за пользование водными объектами и предельных размеров ставок платежей;
36) проводит в установленном порядке государственную экспертизу предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию водохозяйственных и других объектов, согласовывает проведение работ, влияющих на состояние водных объектов и их водоохранных зон;
37) обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовку, заключение и реализацию бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов;
38) обеспечивает в установленном порядке сбор, анализ, обработку и распространение информации по вопросам водного хозяйства, использования, охраны и восстановления водных объектов, а также взаимодействует по этим вопросам с общественными объединениями и средствами массовой информации;