ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 1997 года N 454
О федеральной целевой программе
"Социальная защита инвалидов военной службы
на период 1997-2000 годов"
(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 апреля 1996 года N 517 "О мерах государственной поддержки Российского общественного фонда инвалидов военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 16, ст. 1830) Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Определить Министерство труда и социального развития Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 1998 и последующие годы предусматривать необходимые средства для реализации мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Социальная защита инвалидов военной службы
на период 1997-2000 годов"
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Социальная защита инвалидов военной службы на период |
Дата и номер принятия решения о разработке Программы | - | |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Цель и задачи Программы, важнейшие | - | создание основ системы социальной защиты инвалидов военной службы; |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 1997-2000 годы |
Исполнители основных мероприятий | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации |
Объемы и источники финансирования | - | 13247,52 млрд. рублей - всего, |
Ожидаемые конечные результаты | - | повышение уровня социальной защищенности инвалидов военной службы; |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | Министерство труда и социального развития Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской |
Благодаря демократическим преобразованиям в России в последние годы формируется экономически целесообразная и социально оправданная модель государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями. Ее первым законодательным оформлением стало принятие Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". На повышение уровня социальной защищенности инвалидов нацелена реализация федеральной комплексной программы "Социальная поддержка инвалидов".
Вместе с тем действующая система мер социальной защиты не в полной мере учитывает особенности и специфику различных контингентов инвалидов, а также обстоятельства, вследствие которых наступила инвалидность. Следует также отметить, что в условиях сложной социально-экономической ситуации социальные гарантии, предусмотренные законодательством, не всегда обеспечиваются на местах.
Необходимость разработки и реализации федеральной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов определяется:
повышенными обязательствами государства перед инвалидами военной службы;
недостаточным уровнем их социальной защищенности, что связано с отсутствием законодательно закрепленных приоритетов по реализации социальных гарантий в отношении указанного контингента инвалидов в общей системе социальной защиты инвалидов;
сохранением значительных различий в правах и льготах инвалидов военной службы из числа рядового и офицерского состава;
рядом специфических особенностей и сложностей как системы социальной защиты указанного контингента инвалидов, так и мероприятиями по ее реализации, что связано с медико-демографическими и социально-психологическими особенностями инвалидов военной службы;
прогнозируемым ростом численности инвалидов военной службы, связанным с использованием сложной военной техники, ростом терроризма и масштабов его проявления, наличием военных локальных конфликтов, в том числе приграничных, снижением уровня здоровья призывников.
В настоящее время общее число инвалидов военной службы по регионам Российской Федерации составляет:
В том числе инвалиды | |||||
Количество | боевых действий в Афганистане | Великой | военно- | Вооруженных | |
Северный район | 6921 | 655 | 2041 | 640 | 3585 |
Северо-Западный район | 52180 | 635 | 45210 | 1175 | 5160 |
Центральный район | 115515 | 2665 | 87310 | 4945 | 20595 |
Волго-Вятский район | 58290 | 1245 | 47145 | 2490 | 7410 |
Центрально-Черноземный район | 42920 | 995 | 29530 | 2090 | 10305 |
Поволжский район | 68200 | 2730 | 43815 | 2155 | 19500 |
Северо-Кавказский район | 43285 | 2115 | 23110 | 5190 | 12870 |
Уральский район | 102435 | 3615 | 71670 | 4125 | 23025 |
Западно-Сибирский район | 40835 | 1740 | 31390 | 2920 | 4785 |
Восточно-Сибирский район | 27740 | 600 | 23760 | 1055 | 2325 |
Дальневосточный район | 11145 | 795 | 7640 | 160 | 2550 |
Калининградская область | 7120 | 190 | 3115 | 425 | 3390 |
Итого по России | 576586 | 17980 | 415736 | 27370 | 115500 |
Формирование системы социальной защиты инвалидов военной службы обусловлено необходимостью обеспечить доступность реабилитационных мероприятий и увеличить их объем. Эта система не будет заменять государственную систему социальной защиты инвалидов, развитие ее будет осуществляться в рамках Программы.
Следует также учитывать, что система социальной защиты инвалидов из числа гражданского населения и система социальной защиты инвалидов из числа военнослужащих функционируют в рамках деятельности различных федеральных органов исполнительной власти, и если в отношении первых взаимодействие Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти носит межведомственный характер, то в отношении вторых взаимодействие федеральных органов исполнительной власти пока не налажено. Разработка и реализация Программы позволят поднять роль федеральных органов исполнительной власти, в системе которых предусмотрена военная служба, в решении социальных проблем инвалидов военной службы.
Целью Программы является создание основ системы социальной защиты инвалидов военной службы. Данная система рассматривается в рамках общей системы социальной защиты инвалидов и включает в себя разделы: "Основные мероприятия федеральной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" (приложение N 1) и бизнес-план федеральной целевой программы "Социальная защита инвалидов военной службы на период 1997-2000 годов" (приложение N 2).
Программа предусматривает решение следующего комплекса задач:
научно-методическое, нормативно-правовое, информационно-статистическое и кадровое обеспечение решения проблем инвалидов военной службы и их медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
создание основ системы специального страхования инвалидов военной службы;
создание банка персонифицированных данных о контингенте инвалидов военной службы;
изучение контингента инвалидов военной службы;
развитие объектов системы медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов военной службы;
реализация социальных гарантий инвалидам военной службы.
В настоящее время не ведется централизованно и систематизированно учет инвалидов военной службы, не проводятся научные исследования по изучению медико-демографических, социально-психологических, профессиональных и социально-экономических характеристик этого контингента. Однако проводимые разрозненные исследования с достаточной степенью достоверности свидетельствуют о наличии определенного уровня социальной дезадаптации и специфических социально-психологических характеристик.
В рамках решения проблем информационного обеспечения предусмотрены мероприятия по созданию федерального и региональных персонифицированных регистров инвалидов военной службы и организация социально-экономического и медико-демографического мониторинга контингента инвалидов военной службы на базе создаваемых регистров. Выполнение указанных мероприятий отвечает требованиям Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 1011 "О государственной поддержке инвалидов".
В рамках научно-методического обеспечения решения проблем инвалидов военной службы предусмотрено проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям изучения контингента инвалидов военной службы и системы их социальной защиты. В качестве таковых рассматриваются разработка концепции системы социальной защиты инвалидов военной службы (включая определение их правового статуса), концепции использования страховых механизмов в системе социальной защиты инвалидов военной службы, изучение и прогноз медико-социальных последствий, связанных с пребыванием в армии и участием в боевых действиях, изучение медико-демографических и социально-психологических характеристик, прогноз численности и состава контингента инвалидов военной службы.
В соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в основу политики интеграции инвалидов в социум положена их реабилитация (медицинская, социальная, профессиональная). С учетом демографических характеристик контингента инвалидов военной службы и прежде всего инвалидов трудоспособного возраста реабилитация приобретает особенно большое значение (27,8 процента инвалидов - граждане в возрасте до 40 лет).
Нормативно-методическое обеспечение реабилитации инвалидов военной службы включает в себя:
определение потребности контингента инвалидов в комплексе реабилитационных мероприятий (объем, виды, формы организации), что позволит определить целесообразные направления и объемы развития реабилитационной инфраструктуры;
разработку методик и программ оценки психосоматического статуса и уровня социально-психологической адаптации инвалидов военной службы, позволяющих разработать на научной основе принципы и подходы к медико-социальной реабилитации инвалидов военной службы и формированию индивидуальных программ их реабилитации и социальной адаптации в соответствии с медико-демографическими, социально-профессиональными и социально-психологическими характеристиками этого контингента;
разработку новых и коррекцию существующих методов и программ социально-психологической реабилитации. В связи с тем, что развитие реабилитационной системы будет реализовано на базе учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги не только инвалидам военной службы, предусматривается разработка положений о центрах (отделениях) для реабилитации инвалидов военной службы и порядка их направления в соответствующие учреждения в первоочередном порядке.
Предусматривается проведение анализа нормативно-правовых документов и актов, регламентирующих предоставление социальных гарантий инвалидам военной службы, и разработка предложений по изменению и дополнению действующего законодательства.
Развитие системы социальной поддержки инвалидов военной службы будет осуществляться в рамках государственной системы социальной защиты инвалидов в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Однако введение дополнительных видов социальной поддержки инвалидов военной службы обусловливает необходимость выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации дополнительных функций по реализации указанных социальных гарантий, что делает целесообразным создание региональных структур для реализации этих функций. Данные структуры могут развиваться в рамках заинтересованных федеральных органов исполнителной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в структуре Российского общественного фонда инвалидов военной службы. Предусмотрено также нормативно-методическое обеспечение деятельности указанных региональных структур.