Строительный комплекс страны объединяет более 140 тыс. организаций и предприятий, в том числе 126 тыс. подрядных фирм, около 8 тыс. предприятий промышленности строительных материалов и 10 тыс. проектно-изыскательских организаций различных форм собственности. Численность работников в строительных организациях составила на 1 января 1997 года 5,6 млн. человек и уменьшилась против 1995 года на 10 процентов.
Объемы подрядных работ (в фактических ценах соответствующих лет) составили: в 1995 году - 147,5 трлн. рублей, в 1996 году 194,7 трлн. рублей.
За прошедшие годы в экономике наметилась устойчивая тенденция последовательной децентрализации инвестиционного процесса (удельный вес государственных инвестиций в общем объеме составил в 1993 году 19,9 %, 1996 году - 9,0 %).
В связи с изменением структуры строительства и переориентации ее на реконструкцию и техническое перевооружение существующих производственных мощностей произошла структурная перестройка строительного комплекса, что привело к разукрупнению подрядных организаций (свыше 118 тыс. организаций имеет численность работников до 100 человек).
Реализация Государственной целевой программы Жилище потребовала переориентации подрядных строительных организаций на решение социальных проблем. Удельный вес непроизводственного строительства в общем объеме подрядных работ в 1996 году составил около 45 процентов. При этом основная часть (более 50 %) - жилищное строительство.
Наряду с производственным строительством дальнейшее развитие подрядной деятельности будет направлено на обеспечение выполнения задач, поставленных федеральной целевой программой Свой дом, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. N 753.
2. Экономические и социальные проблемы строительства
Основной проблемой отрасли является критическое финансовое состояние строительных организаций.
Хронический недостаток собственных оборотных средств вызывается опережающим ростом цен на строительные материалы и конструкции, электроэнергию и топливо, а также увеличением объемов неплатежей за выполненные работы и услуги.
Инфляционные процессы и высокие ставки по кредитам поставили многие предприятия на грань банкротства.
Такое положение обусловило низкий уровень выполнения государственной инвестиционной программы по вводу в действие важнейших производственных мощностей и объектов социальной сферы.
Задолженность предприятиям строительнного комплекса за выполненные объемы работ в 1996 году превысила 73,7 трлн. рублей.
Особенность строительного рынка на современном этапе появление совместных предприятий и иностранных фирм, которые в 1995 году освоили 7,3 трлн. рублей инвестиций, или 2,7 процента.
3. Цели и направления реструктуризации
Ведущая роль строительной отрасли в перестройке промышленной политики и формировании жилищно-социального комплекса России делает ее реформирование чрезвычайно актуальным. Решение этой проблемы позволит обеспечить наиболее рациональное использование части национального дохода, направляемой на воспроизводство основных фондов, а также создать необходимые пропорции в развитии производственного сектора и социальной сферы. В этой связи целью организационно-экономических преобразований отрасли в среднесрочный период станет, в первую очередь, максимальное повышение ее эффективности и конкурентоспособности в рыночных условиях, что реализуется:
- на государственном уровне - на базе необходимого для действенного функционирования отрасли законодательно-правового регулирования;
- на отраслевом уровне - на основе повышения качества, снижения сроков и стоимости строительства, а также организационно-технологического реформирования его материально-технической базы.
4. Общая хозяйственная стратегия реструктуризации
Изменения в хозяйственной деятельности строительных организаций тесно связаны с ситуацией в инвестиционной сфере.
Увеличение инвестиционных ресурсов становится главным рычагом модернизации производственного потенциала строительных организаций, снижения издержек в строительстве и возобновления на этой основе экономического роста подрядных организаций.
В условиях структурной перестройки строительного комплекса особое значение приобретает государственное законодательно-правовое регулирование работы отрасли, создающее необходимые предпосылки для экономического роста, повышения отдачи от инвестиций. Первоочередными законодательными актами, обеспечивающими решение этих задач, будут решения Правительства, направленные на:
- усиление контроля за целевым использованием централизованных капитальных вложений, формированием единой инвестиционной программы;
- проведение взаимосвязанной бюджетной, налоговой и ценовой политики;
- повышение роли целевого использования амортизационных отчислений как важнейшего источника инвестиций;
- расширение масштабов конкурсного размещения централизованных инвестиций на возвратной основе;
- последовательное снижение процентной ставки по банковским кредитам;
- обеспечение гарантированного и непрерывного финансирования, имущественной ответственности всех участников инвестиционной деятельности, введение системы банковских гарантий и страхования рисков;
- обеспечение государственной поддержки индивидуального жилищного строительства и привлечение сбережений населения на инвестиционные цели;
- развитие системы гарантий и правового обеспечения активной деятельности частных инвесторов, в том числе иностранных;