Недействующий

Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" (фактически утратило силу)

МАШИНОСТРОЕНИЕ

1. Состояние отрасли

Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:

+-----------------------------------------------------------+
¦Подотрасли машиностроительного ¦ Количество¦ Число занятых ¦
¦         комплекса             ¦предприятий¦ (тыс. человек)¦
¦                               ¦ (единиц)  ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Автомобильная промышленность   ¦   244     ¦     765       ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Тяжелое, энергетическое и      ¦   144     ¦     264       ¦
¦транспортное машиностроение    ¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Химическое и нефтяное          ¦   128     ¦     102       ¦
¦машиностроение                 ¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Строительно-дорожное и         ¦   84      ¦     72        ¦
¦коммунальное машиностроение    ¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Электротехническая             ¦   515     ¦     346       ¦
¦промышленность                 ¦           ¦               ¦
¦и приборостроение              ¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Станкостроительная и           ¦   259     ¦     134       ¦
¦инструментальная промышленность¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Сельскохозяйственное и         ¦   173     ¦     225       ¦
¦тракторное машиностроение      ¦           ¦               ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Итого:                         ¦   1547    ¦     1908      ¦
+-----------------------------------------------------------+

Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.

+----------------------------------------------------------------+
¦Экономические районы         ¦ Удельный вес в общем объеме      ¦
¦                             ¦     машиностроения  (%)          ¦
¦                             +----------------------------------¦
¦                             ¦1995 г. (отчет) ¦ 1996 г. (оценка)¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северный район               ¦      8         ¦      8          ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северо-Западный район        ¦      3,4       ¦      3,2        ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Центральный район            ¦      21,9      ¦      22,2       ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Волго-Вятский район          ¦      15,0      ¦      15,8       ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Центрально-Черноземный район ¦      4,0       ¦      4,2        ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Поволжский район             ¦      32,5      ¦      31,6       ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северо-Кавказский район      ¦      4,0       ¦      3,4        ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Уральский район              ¦      12,0      ¦      12,6       ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Западно-Сибирский район      ¦      3,4       ¦      3,2        ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Восточно-Сибирский район     ¦      2,0       ¦      2,1        ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Дальневосточный район        ¦      8         ¦      8          ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Калининградская область      ¦      1         ¦      1          ¦
+----------------------------------------------------------------+

К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.

В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8 % от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.

Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.

На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.

Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.

+------------------------------------------------------------+
¦Основные формы хозяйственных структур ¦  Единица  ¦ 1996 год¦
¦                                      ¦ измерения ¦ (отчет) ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Всего предприятий и организаций       ¦   единиц  ¦   1547  ¦
¦машиностроительного комплекса         ¦           ¦         ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Акционерные общества и ТОО,           ¦   единиц  ¦   1415  ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦количество в % к общему числу         ¦     %     ¦   91,4  ¦
¦предприятий                           ¦           ¦         ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Госпредприятия, количество            ¦   единиц  ¦   123   ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦в % к общему числу предприятий        ¦     %     ¦   8,0   ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Другие формы, количество              ¦   единиц  ¦   9     ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦в % к общему числу предприятий        ¦     %     ¦   0,6   ¦
+------------------------------------------------------------+

Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.

Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.

          

Уровень использования производственных мощностей
 по важнейшей номенклатуре подотраслей машиностроительного комплекса

                                                    (процентов)
+-------------------------------------------------------------+
¦Наименование                   ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦
¦                               ¦ (отчет) ¦ (отчет) ¦ (оценка)¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Турбины паровые                ¦  29     ¦   23    ¦   21    ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Вагоны пассажирские            ¦  38     ¦   24    ¦   18    ¦
¦магистральные                  ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Вагоны грузовые магистральные  ¦  29     ¦   21    ¦   16    ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦  20,3   ¦   21,1  ¦   16,7  ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Станки металлорежущие          ¦  27     ¦   24    ¦   10.6  ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Машины кузнечно-прессовые      ¦  17     ¦   13    ¦   5,9   ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автомобили грузовые (включая   ¦  25     ¦   23    ¦   21    ¦
¦шасси на комплектацию)         ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автомобили легковые            ¦  74,9   ¦   60,8  ¦   53,1  ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автобусы                       ¦  68     ¦   55    ¦   50    ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Тракторы                       ¦  15     ¦   11,8  ¦   8,5   ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Комбайны зерноуборочные        ¦  12,5   ¦   11,4  ¦   6,5   ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от   ¦  41     ¦   35,8  ¦   18    ¦
¦0,275 до 3,2 куб. м.)          ¦         ¦         ¦         ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Бульдозеры                     ¦  20,5   ¦   22,5  ¦   22    ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Краны на автомобильном ходу    ¦  45     ¦   36,6  ¦   28    ¦
+-------------------------------------------------------------+

По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).

При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:

- по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;

- по станкоинструментальной промышленности -14%;

- по продукции автомобильной промышленности - 48%.

В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.

Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.

Деловая активность в 1994-1996 годах характеризуется с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).

Уровень деловой активности в машиностроении и металлообработке

+--------------------------------------------------------------------+
¦                               ¦  Единица   ¦ 1994  ¦ 1995  ¦ 1996  ¦
¦        Наименование           ¦ измерения  ¦ год   ¦  год  ¦  год  ¦
¦                               ¦            ¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Продукция (в ценах 1995г.)     ¦трлн. руб.  ¦  170,9¦  153,8¦ 136,88¦
+-------------------------------+------------+-------¦-------+-------¦
¦Темп к предыдущему году        ¦     %      ¦  61,9 ¦  90,0 ¦ 89,0  ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦           Доля продукции отрасли на внутреннем рынке               ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Дизель и дизель-генераторы     ¦     %      ¦  97,7 ¦  96,3 ¦ 93,9  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦     %      ¦  44,9 ¦  59,4 ¦ 47,3  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Станки металлорежущие          ¦     %      ¦  78   ¦  85   ¦ 79,8  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Машины кузнечно-прессовые      ¦     %      ¦  73,5 ¦  40   ¦ 50    ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили грузовые            ¦     %      ¦  85,4 ¦  92,5 ¦ 91,7  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили легковые            ¦     %      ¦  82,5 ¦  88,3 ¦ 91,2  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автобусы                       ¦     %      ¦  79,2 ¦  77,8 ¦ 73,4  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Тракторы                       ¦     %      ¦  48,2 ¦  37,7 ¦ 24,6  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от   ¦     %      ¦  97,1 ¦  100  ¦ 100   ¦
¦0.275 до 3.2 куб. м.)          ¦            ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Бульдозеры                     ¦     %      ¦  68,5 ¦  72,9 ¦ 72,4  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Краны на автомобильном ходу    ¦     %      ¦  94,1 ¦  100  ¦ 100   ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦             Доля продукции отрасли на внешнем рынке                ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Дизель и дизель-генераторы     ¦     %      ¦  40,7 ¦  46,6 ¦ 58,1  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦     %      ¦  29,1 ¦  22,2 ¦ 24,3  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Станки металлорежущие          ¦     %      ¦  15,7 ¦  21,4 ¦ 33,1  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Машины кузнечно-прессовые      ¦     %      ¦  15,7 ¦  39,8 ¦ 50,0  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили грузовые            ¦     %      ¦  16,0 ¦  15,6 ¦ 15,4  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили легковые            ¦     %      ¦  28,4 ¦  25,2 ¦ 24,4  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автобусы                       ¦     %      ¦  9,4  ¦  6,8  ¦ 8,1   ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Тракторы                       ¦     %      ¦  36,5 ¦  42,9 ¦ 57,8  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от   ¦     %      ¦  5,4  ¦  7,9  ¦ 16,2  ¦
¦0.275 до 3.2 куб. м.)          ¦            ¦       ¦       ¦       ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Бульдозеры                     ¦     %      ¦  9,4  ¦  17,0 ¦ 16,0  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Краны на автомобильном ходу    ¦     %      ¦  3,5  ¦  3,5  ¦ 5,4   ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦                 Объем экспорта (машиностроение)                    ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Экспорт - всего                ¦млн. доллар.¦  2518 ¦  2681 ¦ 2900  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦в том числе:                   ¦            ¦       ¦       ¦       ¦
¦дальнее зарубежье              ¦млн. доллар.¦  1322 ¦  1385 ¦ 1500  ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦ближнее зарубежье              ¦млн. доллар.¦  1196 ¦  1296 ¦ 1400  ¦
+--------------------------------------------------------------------+

За 1994-1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3 % в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.

На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5 % против 19,8 % в 1995 году.

Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.

Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.