Машиностроительный комплекс, поставляющий машины и оборудование для нужд промышленности, транспорта, строительства, агропромышленного комплекса, потребительского рынка и оборонного комплекса, состоит из 8 укрупненных подотраслей, объединяющих 1547 предприятий и организаций, на которых занято 1908 тысяч человек, в том числе:
+-----------------------------------------------------------+
¦Подотрасли машиностроительного ¦ Количество¦ Число занятых ¦
¦ комплекса ¦предприятий¦ (тыс. человек)¦
¦ ¦ (единиц) ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Автомобильная промышленность ¦ 244 ¦ 765 ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Тяжелое, энергетическое и ¦ 144 ¦ 264 ¦
¦транспортное машиностроение ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Химическое и нефтяное ¦ 128 ¦ 102 ¦
¦машиностроение ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Строительно-дорожное и ¦ 84 ¦ 72 ¦
¦коммунальное машиностроение ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Электротехническая ¦ 515 ¦ 346 ¦
¦промышленность ¦ ¦ ¦
¦и приборостроение ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Станкостроительная и ¦ 259 ¦ 134 ¦
¦инструментальная промышленность¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Сельскохозяйственное и ¦ 173 ¦ 225 ¦
¦тракторное машиностроение ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+-----------+---------------¦
¦Итого: ¦ 1547 ¦ 1908 ¦
+-----------------------------------------------------------+
Предприятия машиностроительного комплекса размещены в субъектах Российской Федерации. Более 80% продукции отрасли производится в 4 экономических районах (Центральном, Волго-Вятском, Уральском и Поволжском). Причем в Поволжском районе производится более 30% продукции всего комплекса.
+----------------------------------------------------------------+
¦Экономические районы ¦ Удельный вес в общем объеме ¦
¦ ¦ машиностроения (%) ¦
¦ +----------------------------------¦
¦ ¦1995 г. (отчет) ¦ 1996 г. (оценка)¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северный район ¦ 8 ¦ 8 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северо-Западный район ¦ 3,4 ¦ 3,2 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Центральный район ¦ 21,9 ¦ 22,2 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Волго-Вятский район ¦ 15,0 ¦ 15,8 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Центрально-Черноземный район ¦ 4,0 ¦ 4,2 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Поволжский район ¦ 32,5 ¦ 31,6 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Северо-Кавказский район ¦ 4,0 ¦ 3,4 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Уральский район ¦ 12,0 ¦ 12,6 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Западно-Сибирский район ¦ 3,4 ¦ 3,2 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Восточно-Сибирский район ¦ 2,0 ¦ 2,1 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Дальневосточный район ¦ 8 ¦ 8 ¦
+-----------------------------+----------------+-----------------¦
¦Калининградская область ¦ 1 ¦ 1 ¦
+----------------------------------------------------------------+
К концу 1996 года процесс приватизации в машиностроении практически завершен.
В прямом государственном управлении находятся только 123 предприятия и организации, или 8 % от общего числа. Это, в основном, предприятия, обеспечивающие разработку и изготовление продукции для нужд обороны страны, а также крупные научные центры.
Объем товарной продукции, выпускаемой предприятиями государственного сектора, составил в 1996 году около 0,8% общего объема по машиностроению. Численность работающих в государственном секторе составляет 1,3% общего числа занятых в машиностроении.
На начало 1997 года у 30% промышленных предприятий и 48% научных организаций сохраняется доля государственной собственности.
Наиболее распространенными формами хозяйственных структур являются акционерные общества и государственные предприятия.
+------------------------------------------------------------+
¦Основные формы хозяйственных структур ¦ Единица ¦ 1996 год¦
¦ ¦ измерения ¦ (отчет) ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Всего предприятий и организаций ¦ единиц ¦ 1547 ¦
¦машиностроительного комплекса ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Акционерные общества и ТОО, ¦ единиц ¦ 1415 ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦количество в % к общему числу ¦ % ¦ 91,4 ¦
¦предприятий ¦ ¦ ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Госпредприятия, количество ¦ единиц ¦ 123 ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦в % к общему числу предприятий ¦ % ¦ 8,0 ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦Другие формы, количество ¦ единиц ¦ 9 ¦
+--------------------------------------+-----------+---------¦
¦в % к общему числу предприятий ¦ % ¦ 0,6 ¦
+------------------------------------------------------------+
Созданы и функционируют 5 финансово-промышленных групп.
Имеющийся производственный потенциал отрасли используется на крайне низком уровне в связи с общим снижением объемов производства, обусловленным низким платежеспособным спросом. Так, например, использование мощностей по выпуску комбайнов, кузнечно-прессовых машин, тракторов составляет менее 10%.
Уровень использования производственных мощностей
по важнейшей номенклатуре подотраслей машиностроительного комплекса
(процентов)
+-------------------------------------------------------------+
¦Наименование ¦ 1994 г. ¦ 1995 г. ¦ 1996 г. ¦
¦ ¦ (отчет) ¦ (отчет) ¦ (оценка)¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Турбины паровые ¦ 29 ¦ 23 ¦ 21 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Вагоны пассажирские ¦ 38 ¦ 24 ¦ 18 ¦
¦магистральные ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Вагоны грузовые магистральные ¦ 29 ¦ 21 ¦ 16 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦ 20,3 ¦ 21,1 ¦ 16,7 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Станки металлорежущие ¦ 27 ¦ 24 ¦ 10.6 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Машины кузнечно-прессовые ¦ 17 ¦ 13 ¦ 5,9 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автомобили грузовые (включая ¦ 25 ¦ 23 ¦ 21 ¦
¦шасси на комплектацию) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автомобили легковые ¦ 74,9 ¦ 60,8 ¦ 53,1 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Автобусы ¦ 68 ¦ 55 ¦ 50 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Тракторы ¦ 15 ¦ 11,8 ¦ 8,5 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Комбайны зерноуборочные ¦ 12,5 ¦ 11,4 ¦ 6,5 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от ¦ 41 ¦ 35,8 ¦ 18 ¦
¦0,275 до 3,2 куб. м.) ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Бульдозеры ¦ 20,5 ¦ 22,5 ¦ 22 ¦
+-------------------------------+---------+---------+---------¦
¦Краны на автомобильном ходу ¦ 45 ¦ 36,6 ¦ 28 ¦
+-------------------------------------------------------------+
По ряду наименований машин и оборудования (в основном крупносерийного производства) происходит выбытие мощностей как по причинам списания оборудования по ветхости и износу, так и в связи с перепрофилированием предприятий (станки металлорежущие, электродвигатели, машины кузнечно-прессовые, экскаваторы, краны на автомобильном ходу).
При этом имеющиеся производственные мощности не соответствуют спросу. По отдельным видам производственной техники удельный вес мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции в общем составе производственных мощностей в 1996 году составил:
- по продукции тяжелого и энергетического, химического и нефтяного машиностроения - 40%;
- по станкоинструментальной промышленности -14%;
- по продукции автомобильной промышленности - 48%.
В настоящее время в машиностроении 54% оборудования изношено более чем на 50%. Средний срок службы оборудования составляет 26 лет, что вдвое превышает нормативный. Низкие коэффициенты ввода и выбытия активной части производственных фондов в последние годы увеличивают разрыв в технологическом отставании от индустриально развитых стран.
Доля активной части основных производственных фондов в машиностроении составила около 47,5 процента.
Деловая активность в 1994-1996 годах характеризуется с одной стороны, ежегодным спадом промышленного производства, который усилился в 1996 году, и снижением уровня загрузки мощностей, а с другой стороны - повышением доли продукции на внешнем рынке (по кузнечно-прессовым машинам она выросла с 19,6% в 1995 году до 50% в 1996 году, по тракторам - с 29,8% до 57,8%) и ростом экспорта машин и оборудования (соответственно с 2,5 млрд. долларов США до 2,9 млрд. долларов США).
Уровень деловой активности в машиностроении и металлообработке
+--------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Единица ¦ 1994 ¦ 1995 ¦ 1996 ¦
¦ Наименование ¦ измерения ¦ год ¦ год ¦ год ¦
¦ ¦ ¦(отчет)¦(отчет)¦(отчет)¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Продукция (в ценах 1995г.) ¦трлн. руб. ¦ 170,9¦ 153,8¦ 136,88¦
+-------------------------------+------------+-------¦-------+-------¦
¦Темп к предыдущему году ¦ % ¦ 61,9 ¦ 90,0 ¦ 89,0 ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦ Доля продукции отрасли на внутреннем рынке ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Дизель и дизель-генераторы ¦ % ¦ 97,7 ¦ 96,3 ¦ 93,9 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦ % ¦ 44,9 ¦ 59,4 ¦ 47,3 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Станки металлорежущие ¦ % ¦ 78 ¦ 85 ¦ 79,8 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Машины кузнечно-прессовые ¦ % ¦ 73,5 ¦ 40 ¦ 50 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили грузовые ¦ % ¦ 85,4 ¦ 92,5 ¦ 91,7 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили легковые ¦ % ¦ 82,5 ¦ 88,3 ¦ 91,2 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автобусы ¦ % ¦ 79,2 ¦ 77,8 ¦ 73,4 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Тракторы ¦ % ¦ 48,2 ¦ 37,7 ¦ 24,6 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от ¦ % ¦ 97,1 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦0.275 до 3.2 куб. м.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Бульдозеры ¦ % ¦ 68,5 ¦ 72,9 ¦ 72,4 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Краны на автомобильном ходу ¦ % ¦ 94,1 ¦ 100 ¦ 100 ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦ Доля продукции отрасли на внешнем рынке ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Дизель и дизель-генераторы ¦ % ¦ 40,7 ¦ 46,6 ¦ 58,1 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Электродвигатели с ВОВ 63-355мм¦ % ¦ 29,1 ¦ 22,2 ¦ 24,3 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Станки металлорежущие ¦ % ¦ 15,7 ¦ 21,4 ¦ 33,1 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Машины кузнечно-прессовые ¦ % ¦ 15,7 ¦ 39,8 ¦ 50,0 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили грузовые ¦ % ¦ 16,0 ¦ 15,6 ¦ 15,4 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автомобили легковые ¦ % ¦ 28,4 ¦ 25,2 ¦ 24,4 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Автобусы ¦ % ¦ 9,4 ¦ 6,8 ¦ 8,1 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Тракторы ¦ % ¦ 36,5 ¦ 42,9 ¦ 57,8 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Экскаваторы одноковшовые (от ¦ % ¦ 5,4 ¦ 7,9 ¦ 16,2 ¦
¦0.275 до 3.2 куб. м.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Бульдозеры ¦ % ¦ 9,4 ¦ 17,0 ¦ 16,0 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦Краны на автомобильном ходу ¦ % ¦ 3,5 ¦ 3,5 ¦ 5,4 ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦ Объем экспорта (машиностроение) ¦
+--------------------------------------------------------------------¦
¦Экспорт - всего ¦млн. доллар.¦ 2518 ¦ 2681 ¦ 2900 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦дальнее зарубежье ¦млн. доллар.¦ 1322 ¦ 1385 ¦ 1500 ¦
+-------------------------------+------------+-------+-------+-------¦
¦ближнее зарубежье ¦млн. доллар.¦ 1196 ¦ 1296 ¦ 1400 ¦
+--------------------------------------------------------------------+
За 1994-1996 годы в машиностроении произошло ухудшение финансового состояния предприятий, сопровождающееся резким снижением рентабельности товарной продукции (с 22,3 % в 1994 году до 9,5% в 1996 году), что явилось следствием снижения спроса из-за высоких цен, низкого уровня использования производственных мощностей и роста издержек производства.
На грани убыточности в 1996 году находились большинство предприятий приборостроения, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Доля убыточных предприятий в общем количестве в 1996 году составила 37,5 % против 19,8 % в 1995 году.
Кредиторская задолженность предприятий машиностроения по состоянию на 1 сентября 1996 года увеличилась по сравнению с началом года в 1,7 раза при росте дебиторской задолженности в 1,26 раза.
Положение с задолженностью по платежам в бюджет усугубляется значительными суммами начисленных пеней, размер которых превышает величину основных долгов и становится практически невосполнимым.