В ходе экономических реформ в результате воздействия множества внутренних и внешних факторов (включая приватизационные процессы, либерализацию цен, открытие внутреннего рынка для международной конкуренции, формирование механизмов регулирования естественных монополий, применение процедур банкротства и санации убыточных предприятий, развитие частного финансового сектора) происходит существенное изменение структуры товарных рынков, характера и уровня монополизации российской экономики.
Развитие конкуренции на отдельных товарных рынках (рынки большинства потребительских товаров, рынки торговых, бытовых, медицинских, строительных услуг, услуг связи, автомобильного транспорта и др.) свидетельствует о снижении уровня монополизма, а также о смене стратегии поведения хозяйствующих субъектов.
Такая предпосылка монопольного поведения субъектов рынка, как высокий уровень концентрации российской промышленности, все меньше используется в качестве рычага давления на конкурента. Наличие достаточно крупных предприятий и развитие процессов экономической концентрации, как показывает практика, еще не означает обязательного злоупотребления доминирующим положением на рынке, а в определенной степени отражает неравномерность развития в ходе структурной перестройки, тенденции возрождения экономической активности вокруг отдельных точек роста. Кроме того, в условиях сохранения спросовых ограничений и недостаточности ресурсов для развития производства монополистическая деятельность со стороны крупных предприятий не всегда возможна.
Вместе с тем достижение программных целей экономического развития и переход к стадии экономического роста могут быть эффективными только при обеспечении развития полноценной конкурентной среды, создающей предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального использования производственных мощностей, перелива капиталов, развития деловой активности.
В этой связи необходимо обеспечить снижение уровня монополизации экономики и развитие конкурентной среды путем ограничения и устранения барьеров для входа новых хозяйствующих субъектов на товарные рынки с высоким уровнем экономической концентрации, реализации мер по демонополизации, содействия развитию малого предпринимательства и товаропроводящей сети.
Устойчивыми тенденциями в развитии конкурентных отношений можно считать:
- рост числа хозяйствующих субъектов (возросло число малых предприятий);
- уменьшение степени монополизированности экономики (сократилось число крупных и средних предприятий);
- снижение концентрации производства (в медицинской и легкой промышленностях, промышленности строительных материалов), хотя в ряде отраслей уровень концентрации несколько повысился (лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная);
- расширение конкурентной среды на региональных и местных рынках во многих субъектах Российской Федерации по целому ряду продовольственных и промышленных товаров, снятие барьеров для входа на рынок, прежде всего административных (но сохраняются информационные барьеры);
- расширение географических границ рынков.
В целях формирования и поддержания добросовестной конкуренции с учетом исчерпания ряда эффективных возможностей (например, приватизации) акцент должен сместиться со снижения концентрации производства на снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков.
В среднесрочной перспективе меры по развитию конкуренции и реализации антимонопольной политики будут сосредоточены на нескольких основных направлениях.
1) Совершенствование правовой базы, форм и методов антимонопольного контроля и регулирования в целях предупреждения и пресечения злоупотреблений рыночной властью, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции, пропаганда правовых знаний об антимонопольном законодательстве.
Предстоит внести изменения и дополнения в Закон О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках с целью усиления действенности превентивных мер и санкций за нарушение законодательства, обеспечения его транспарентности, распространения принципов антимонопольного регулирования на ряд новых объектов контроля. В частности предполагается:
- для получения информации о соглашениях между хозяйствующими субъектами, направленных на раздел рынка, ценовой сговор, создание препятствий для входа на рынок конкурентов, ввести процедуру нотификации соглашений (согласованных действий);
- обеспечить применение установленных законодательством принципов антимонопольного контроля при проведении конкурсов, торгов и аукционов, в том числе при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд;
- усилить контроль за действиями органов власти, направленными на ограничение свободы перемещения товаров и капитала на всей территории Российской Федерации;
- в целях обеспечения гласности и публичности правоприменительной практики и защиты интересов хозяйствующих субъектов и граждан усовершенствовать процедуру рассмотрения дел по фактам нарушения антимонопольного законодательства;
- скоординировать деятельность органов исполнительной власти в части реализации государственной конкурентной политики и регулирования естественных монополий.
2) Противодействие созданию новых монопольных структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов: усиление контроля за отраслевой экономической концентрацией, в том числе при приватизации государственных предприятий и осуществлении имущественных сделок, формировании финансово-промышленных групп.
В целях профилактики возможных проявлений монополизма наряду с нормами запрета злоупотребления монопольным положением как серьезного препятствия развитию экономики, будет предусмотрено:
- осуществление соответствующими органами государственной власти предварительного контроля за созданием новых интегрированных структур монопольного характера в результате слияния, присоединения коммерческих организаций, создания объединений коммерческих организаций, в том числе финансово-промышленных групп, а также приобретением крупных пакетов акций (долей, вкладов) хозяйственных обществ и товариществ;
- обеспечение координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при реализации требований антимонопольного законодательства, в том числе в процессе приватизации, при осуществлении процедур банкротства и санации убыточных предприятий, при регистрации операций на вторичном рынке корпоративных ценных бумаг, рассмотрении учредительных документов коммерческих организаций и их объединений, в том числе финансово-промышленных групп.
3) Обеспечение равных возможностей хозяйствования на товарных рынках, в том числе путем правовой регламентации вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий в сфере природопользования, предоставления государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов и регионов, развития конкурсных принципов и соблюдения антимонопольных требований при размещении государственных заказов и поставках продукции для государственных нужд.
Поддержка со стороны государства отдельных предприятий, отраслей и регионов является неотъемлемым элементом государственной экономической политики. Однако предоставление государственных средств, исключительных прав и привилегий может существенно влиять на состояние конкуренции, структуру издержек производства, может привести к нерациональному использованию ограниченных государственных ресурсов, сдерживанию необходимых структурных изменений в экономике за счет искусственного поддержания неконкурентоспособных и нежизнеспособных производств. Поэтому будет осуществлена четкая правовая регламентация всех вопросов, связанных с предоставлением и использованием государственной помощи, и в первую очередь - государственных финансовых средств.
4) Демонополизация экономики и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки хозяйствующих субъектов.
Реализация этих задач будет осуществляться в соответствии с концепцией и основными направлениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации" (основные направления и первоочередные меры), в рамках отраслевых и региональных программ демонополизации экономики и развития конкуренции, а также мероприятий по деконцентрации отдельных товарных рынков и снижению уровня ведомственного монополизма.
Правительство Российской Федерации будет стимулировать развитие инфраструктуры товарных рынков, в том числе развитие альтернативных потребительской кооперации видов торговли в сельской местности, фирменной торговли и сервисной сети товаропроизводителей, муниципальной торговли товарами повседневного спроса.