Приватизация государственной собственности по-прежнему остается важным направлением институциональных реформ. К настоящему времени в стране приватизировано 125,4 тыс. предприятий. В негосударственном секторе экономики производится около 70 процентов валового национального продукта. В результате этот сектор стал доминирующим в экономике.
Анализ динамики приватизации предприятий в 1995-1996 годах показал, что процесс приватизации вышел на этап "насыщения". Политика государства в этой области получила возможность быть более направленной, адресной, появились тенденции усиления контроля Правительства Российской Федерации за управлением государственным имуществом. В результате можно говорить о начале нового, третьего этапа приватизации - по индивидуальным проектам с переходом к эффективному управлению госсобственностью и отказом от рассмотрения приватизации преимущественно как средства пополнения доходов бюджета.
Третий этап приватизации основывается на принципе преемственности к Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий". Его начало связано с разработкой и утверждением новой государственной программы приватизации в Российской Федерации.
Главными целями приватизации на третьем этапе являются:
- повышение эффективности российской экономики в целом и отдельных предприятий;
- привлечение в производство инвестиций, необходимых для производственного, технологического и социального развития приватизируемых предприятий, улучшения состояния окружающей среды;
- формирование эффективных собственников, ориентированных на стратегию развития предприятия, накопления и обновления основного капитала;
- уменьшение бюджетных расходов на управление экономикой и на поддержку нерентабельных предприятий без нанесения ущерба интересам государства;
- создание условий для развития рынка недвижимости; государственная защита прав и интересов собственников;
- содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.
Для достижения указанных целей предусмотрен:
- отказ от количественных показателей и от обязательной приватизации с доведением соответствующих заданий;
- отказ от предоставления льгот трудовым коллективам; расширение прав субъектов Федерации и органов местного самоуправления при проведении приватизации;
- оценка имущества предприятия по рыночной стоимости.
На новом этапе будет существенно изменен порядок принятия решений о приватизации. Увеличен перечень предприятий, решение о приватизации которых принимается непосредственно Правительством Российской Федерации. Приватизация крупных предприятий и продажа акций, находящихся в федеральной собственности, будет проводиться только после тщательной предпродажной подготовки. Целью такой подготовки является повышение инвестиционной привлекательности приватизируемых предприятий, увеличение котировок продаваемых акций, их ликвидности.
1997 год должен стать последним годом, когда планируется напряженное бюджетное задание по поступлению доходов от приватизации. Ожидаемая величина дохода от приватизации государственной собственности в размере 4,179 трлн. рублей будет получена за счет:
- продажи крупных пакетов акций акционерного общества "Связьинвест" и т. п.;
- продажи региональными фондами имущества пакетов акций более 2500 приватизированных предприятий и вновь созданных акционерных обществ;
- продажи недвижимости в субъектах Российской Федерации;
- передачи субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ.
В 1997 году будет сформирована программа продаж на 1998-2000 годы акций, закрепленных в федеральной собственности.
До конца 1998 года будут проданы акции крупнейших российских компаний, переданных в залог в 1995 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 889. Продажа этих акций должна проводиться с соблюдением принципов публичности и гласности, под строгим контролем Госкомимущества России.
Основными процедурами предпродажной подготовки при реализации индивидуальных проектов должны стать:
- проведение мероприятий по раскрытию информации об объекте приватизации с привлечением авторитетных аудиторских фирм и финансовых консультантов;
- "отсроченная продажа" акций, подразумевающая размещение ценных бумаг, конвертируемых в акции лишь по истечении некоторого срока, как правило, по окончании срока закрепления;
- передача акций в доверительное управление по конкурсу, основным условием которого является обязательство доверительного управляющего повысить котировки акций и провести реструктуризацию акционерного общества.
Реализация индивидуальных проектов не означает отказа в 1997-2000 годах от реализации стандартных, отработанных способов приватизации. Выбор предпочтительных способов приватизации существенно зависит от реализации в рассматриваемый период комплекса мероприятий по оздоровлению экономики.
Основными способами продажи будут аукционы и коммерческие конкурсы. Вместо инвестиционных конкурсов, не оправдавших себя как способ привлечения реальных инвестиций (по официальным отчетам эмитентов, выполнение инвестиционных обязательств победителями инвестиционных конкурсов не превышает 53%), будет использоваться схема индивидуального распределения средств от продажи предприятия на аукционе или по коммерческому конкурсу. Такая схема распределения позволит Правительству Российской Федерации гибко реагировать на изменения экономической конъюнктуры и проводить эффективную инвестиционную политику.
Наиболее эффективным способом продажи находящихся в государственной собственности акций должны стать специализированные денежные аукционы, которые гарантируют участие большого количества мелких инвесторов, исключают неконкурентную продажу по заниженной цене, позволяют привлечь внешних, в том числе и иностранных инвесторов. В этих условиях необходимо осуществить продажу оставшихся в распоряжении соответствующих фондов имущества акций, реализация которых в настоящее время по реальным ценам существенно затруднена. Для обеспечения максимальной эффективности таких продаж необходимо: