Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ СОВЕТСКАЯ ФЕДЕРАТИВНАЯ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЗАКОН


Об автономных округах РСФСР

(с изменениями на 28 мая 1986 года)

____________________________________________________________________
Не действует в связи с вступлением в силу 25 декабря 1993 года
Конституции Российской Федерации
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1982 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 24, 17.06.1982);

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1982 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 26, 01.07.1982);

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 23, 05.06.1986).

____________________________________________________________________

     

     

ГЛАВА I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Статья 1. Автономный округ

Автономный округ есть форма советской автономии.

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР автономный округ находится в составе края или области РСФСР.

В РСФСР имеются автономные округа: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий - в Пермской, Корякский - в Камчатской, Ненецкий - в Архангельской, Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутской, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - в Тюменской, Чукотский - в Магаданской областях, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в составе Красноярского края.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и РСФСР об автономных округах

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правовое положение автономного округа определяется настоящим Законом, являющимся единым для всех автономных округов РСФСР, иными актами законодательства Союза ССР и РСФСР.

Статья 3. Вопросы административно-территориального
устройства автономного округа

Образование, упразднение, изменение границ автономного округа, образование и упразднение в нем районов, городов, рабочих поселков и сельсоветов, установление подчиненности городов, а также решение иных вопросов административно-территориального устройства автономного округа производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.

Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются с учетом мнения соответствующих государственных органов автономного округа.

Статья 4. Представительство автономного округа в Верховном
Совете СССР

В соответствии со статьей 110 Конституции СССР от каждого автономного округа избирается в Совет Национальностей Верховного Совета СССР один депутат.

Статья 5. Участие граждан, проживающих в автономном округе, в
выборах в Советы народных депутатов

Граждане, проживающие в автономном округе, участвуют в выборах в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР и в местные Советы народных депутатов в соответствии с законами Союза ССР и РСФСР.

Статья 6. Равноправие граждан, проживающих в автономном округе

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР советским гражданам, проживающим в автономном округе, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств обеспечивается равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также возможность пользоваться родным языком и языками других народов СССР.

Статья 7. План экономического и социального развития
автономного округа

План экономического и социального развития автономного округа является составной частью плана экономического и социального развития края, области.

План экономического и социального развития автономного округа имеет целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа.

Статья 8. Бюджет автономного округа

Бюджет автономного округа является составной частью бюджета края, области.

ГЛАВА II

СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     

Статья 9. Совет народных депутатов автономного округа - орган
государственной власти

В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР органом государственной власти в автономном округе является Совет народных депутатов автономного округа.

Основные принципы организации и деятельности окружного Совета, его полномочия определяются Законом СССР "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" и издаваемыми в соответствии с ним иными актами законодательства Союза ССР, настоящим Законом и другими актами законодательства РСФСР.

Окружной Совет решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, с учетом национальных и иных особенностей автономного округа, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов областного, краевого, республиканского и общесоюзного значения, вносит по ним свои предложения.

Статья 10. Порядок избрания Совета народных депутатов
автономного округа

Совет народных депутатов автономного округа избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года.

Порядок проведения выборов в окружной Совет определяется Законом РСФСР "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР".

Статья 11. Основные принципы деятельности Совета народных
депутатов автономного округа

Деятельность Совета народных депутатов автономного округа строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.

Окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.

Окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.

Статья 12. Осуществление Советом народных депутатов автономного
округа руководства государственным, хозяйственным и
социально-культурным строительством

Совет народных депутатов автономного округа руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития, бюджет автономного округа и отчеты об их выполнении; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.

В окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население автономного округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР.

Статья 13. Обеспечение Советом народных депутатов автономного
округа комплексного экономического и социального
развития на своей территории. Взаимоотношения с
предприятиями, учреждениями и организациями
вышестоящего подчинения

Совет народных депутатов автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету не позднее чем в месячный срок.

Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и РСФСР обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в окружные Советы, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного 'хозяйства и отраслей промышленности.

В бюджет автономного округа передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории окружного Совета. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджет устанавливаются законодательством РСФСР.

В формировании доходов бюджета автономного округа участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.

Статья 14. Осуществление Советом народных депутатов автономного
округа руководства деятельностью нижестоящих Советов

Совет народных депутатов автономного округа, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.

Окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.

Статья 15. Взаимодействие Совета народных депутатов автономного
округа с краевым, областным Советом народных депутатов

Совет народных депутатов автономного округа взаимодействует с соответствующим краевым, областным Советом народных депутатов при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Окружному Совету обеспечивается представительство в органах государственного управления края, области.

2. КОМПЕТЕНЦИЯ СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     

Статья 16. Полномочия в области планирования,
материально-технического снабжения, учета
и отчетности

Совет народных депутатов автономного округа:

1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития автономного округа, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов, а также общественных организаций; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики автономного округа; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;

2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития автономного округа сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;

3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории автономного округа, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений;

4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально-технической базы;

5) доводит до районных, городских (городов окружного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов основные показатели проектов планов и утвержденных планов предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, расположенных на их территории;

6) обеспечивает составление балансов трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельного баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и других балансов, необходимых для планирования комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа;

7) принимает по согласованию с вышестоящими органами государственного управления решения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;

8) руководит организациями снабжения и сбыта окружного подчинения; организует материально-техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;

9) осуществляет контроль за состоянием учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях окружного подчинения; оказывает содействие органам государственной статистики; обеспечивает соблюдение законодательства о порядке составления и представления отчетных данных.

Статья 17. Полномочия в области бюджетно-финансовой работы

Совет народных депутатов автономного округа:

1) утверждает бюджет автономного округа в общей сумме доходов с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований на финансирование местного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на содержание органов государственной власти и управления автономного округа; учитывает при составлении бюджета автономного округа наказы избирателей;

2) утверждает окружной бюджет, размер оборотной кассовой наличности по окружному бюджету; устанавливает порядок утверждения поквартального распределения доходов и расходов окружного бюджета;

3) производит разграничение доходов и расходов бюджета автономного округа между окружным бюджетом и бюджетами районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, не имеющем районного деления,- между окружным бюджетом и бюджетами городов окружного подчинения, поселковыми и сельскими бюджетами;

4) устанавливает бюджеты районов и городов окружного подчинения в общей сумме доходов и в общей сумме расходов по каждому району, городу, а также размеры оборотной кассовой наличности по этим бюджетам; утверждает размеры отчислений от государственных налогов и доходов в бюджеты районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, где нет районного деления,- также в поселковые и сельские бюджеты;

5) организует исполнение бюджета автономного округа; осуществляет контроль за ходом исполнения бюджетов районов и городов окружного подчинения, поселковых и сельских бюджетов, за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением производственно-финансовых планов и обязательств по платежам в бюджет предприятиями, объединениями и организациями, эффективным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; рассматривает итоги финансово-хозяйственной деятельности отделов, управлений исполнительного комитета, предприятий, объединений и организаций окружного подчинения; принимает меры к изысканию внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и доходов бюджета;

6) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении окружного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, поселковых и сельских Советов (изъятие из окружного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не допускается);

7) перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства окружного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы;

8) утверждает отчет об исполнении бюджета автономного округа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»