(с изменениями на 28 мая 1986 года)
____________________________________________________________________
Не действует в связи с вступлением в силу 25 декабря 1993 года
Конституции Российской Федерации
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 июня 1982 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 24, 17.06.1982);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1982 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 26, 01.07.1982);
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 мая 1986 года (Ведомости Верховного Совета РСФСР, N 23, 05.06.1986).
____________________________________________________________________
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Автономный округ есть форма советской автономии.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР автономный округ находится в составе края или области РСФСР.
В РСФСР имеются автономные округа: Агинский Бурятский в составе Читинской области, Коми-Пермяцкий - в Пермской, Корякский - в Камчатской, Ненецкий - в Архангельской, Усть-Ордынский Бурятский - в Иркутской, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий - в Тюменской, Чукотский - в Магаданской областях, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский в составе Красноярского края.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР правовое положение автономного округа определяется настоящим Законом, являющимся единым для всех автономных округов РСФСР, иными актами законодательства Союза ССР и РСФСР.
Образование, упразднение, изменение границ автономного округа, образование и упразднение в нем районов, городов, рабочих поселков и сельсоветов, установление подчиненности городов, а также решение иных вопросов административно-территориального устройства автономного округа производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Вопросы административно-территориального устройства автономного округа решаются с учетом мнения соответствующих государственных органов автономного округа.
В соответствии со статьей 110 Конституции СССР от каждого автономного округа избирается в Совет Национальностей Верховного Совета СССР один депутат.
Граждане, проживающие в автономном округе, участвуют в выборах в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР и в местные Советы народных депутатов в соответствии с законами Союза ССР и РСФСР.
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР советским гражданам, проживающим в автономном округе, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств обеспечивается равноправие во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, а также возможность пользоваться родным языком и языками других народов СССР.
План экономического и социального развития автономного округа является составной частью плана экономического и социального развития края, области.
План экономического и социального развития автономного округа имеет целью обеспечение комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа.
Бюджет автономного округа является составной частью бюджета края, области.
СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ АВТОНОМНОГО ОКРУГА
В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР органом государственной власти в автономном округе является Совет народных депутатов автономного округа.
Основные принципы организации и деятельности окружного Совета, его полномочия определяются Законом СССР "Об основных полномочиях краевых, областных Советов народных депутатов, Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов" и издаваемыми в соответствии с ним иными актами законодательства Союза ССР, настоящим Законом и другими актами законодательства РСФСР.
Окружной Совет решает все вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на территории Совета, с учетом национальных и иных особенностей автономного округа, проводит в жизнь решения вышестоящих государственных органов, руководит деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, участвует в обсуждении вопросов областного, краевого, республиканского и общесоюзного значения, вносит по ним свои предложения.
Совет народных депутатов автономного округа избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на два с половиной года.
Порядок проведения выборов в окружной Совет определяется Законом РСФСР "О выборах в местные Советы народных депутатов РСФСР".
Деятельность Совета народных депутатов автономного округа строится на основе коллективного, свободного, делового обсуждения и решения вопросов, гласности, регулярной отчетности исполнительного комитета, других создаваемых Советом органов перед Советом и населением, широкого привлечения граждан к участию в их работе.
Окружной Совет осуществляет свою деятельность в точном соответствии с требованиями социалистической законности, государственными планами экономического и социального развития, в тесной связи с общественными организациями и трудовыми коллективами, выносит наиболее важные вопросы на обсуждение граждан, направляет деятельность местных добровольных обществ, содействует их работе, развивает общественную самодеятельность населения.
Окружной Совет и создаваемые им органы систематически информируют население о своей работе и принятых решениях.
Совет народных депутатов автономного округа руководит на своей территории государственным, хозяйственным и социально-культурным строительством; утверждает планы экономического и социального развития, бюджет автономного округа и отчеты об их выполнении; осуществляет руководство подчиненными ему государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями; обеспечивает государственное руководство колхозами, иными кооперативными организациями и их объединениями; содействует укреплению обороноспособности страны; обеспечивает соблюдение законов, государственной и трудовой дисциплины, охрану государственного и общественного порядка, прав граждан.
В окружном подчинении находятся предприятия, учреждения и организации, обслуживающие преимущественно население автономного округа. Порядок передачи указанных предприятий, учреждений и организаций в окружное подчинение устанавливается законодательством Союза ССР и РСФСР.
Совет народных депутатов автономного округа в пределах своих полномочий обеспечивает комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории; осуществляет контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координирует и контролирует их деятельность в области землепользования, охраны природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, бытового и иного обслуживания населения. По указанным вопросам окружной Совет заслушивает доклады руководителей предприятий, учреждений и организаций, принимает по ним решения, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы. Предложения Совета подлежат обязательному рассмотрению. Результаты рассмотрения должны быть сообщены Совету не позднее чем в месячный срок.
Министерства, государственные комитеты и ведомства СССР и РСФСР обеспечивают представление подведомственными предприятиями, объединениями и организациями по месту их нахождения контрольных цифр, основных показателей проектов планов и утвержденных планов, за исключением планов производства оборонной продукции, в окружные Советы, учитывают заключения этих Советов при разработке и утверждении планов, а также схем развития и размещения на их территории отраслей народного 'хозяйства и отраслей промышленности.
В бюджет автономного округа передается часть прибылей предприятий и хозяйственных организаций республиканского подчинения, расположенных на территории окружного Совета. Размеры указанных отчислений и порядок их поступления в бюджет устанавливаются законодательством РСФСР.
В формировании доходов бюджета автономного округа участвуют также предприятия и хозяйственные организации союзного подчинения. Формы и методы этого участия устанавливаются законодательством Союза ССР.
Совет народных депутатов автономного округа, осуществляя руководство деятельностью нижестоящих Советов народных депутатов, направляет их работу по проведению в жизнь законов, других решений вышестоящих государственных органов, планов экономического и социального развития, комплексных общегосударственных, республиканских, межотраслевых и региональных программ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы Советов, обеспечивает совершенствование форм и методов их деятельности, подготовки и повышения квалификации работников советских органов.
Окружной Совет заслушивает доклады и сообщения о деятельности нижестоящих Советов, их исполнительных комитетов, имеет право отменять акты нижестоящих Советов в случае несоответствия этих актов законодательству.
Совет народных депутатов автономного округа взаимодействует с соответствующим краевым, областным Советом народных депутатов при решении вопросов государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства. Окружному Совету обеспечивается представительство в органах государственного управления края, области.
Совет народных депутатов автономного округа:
1) утверждает текущие и перспективные планы экономического и социального развития автономного округа, организует и контролирует реализацию этих планов, утверждает отчеты об их выполнении; учитывает при разработке текущих и перспективных планов наказы избирателей, предложения трудовых коллективов, а также общественных организаций; принимает меры по улучшению плановой работы, рациональному сочетанию территориального и отраслевого развития, обеспечению сбалансированного роста экономики автономного округа; добивается повышения эффективности общественного производства, ускорения научно-технического прогресса, роста производительности труда и улучшения качества продукции;
2) разрабатывает в составе планов экономического и социального развития автономного округа сводные разделы по всему комплексу мероприятий в области социального развития, предусматривает в них меры по улучшению условий труда, повышению квалификации и профессионального мастерства работников, общеобразовательного и культурного уровня населения, улучшению жилищных и культурно-бытовых условий жизни, медицинского обслуживания и другие мероприятия в области социального развития и культуры в увязке с заданиями по развитию производства, капитальному строительству и повышению их эффективности;
3) рассматривает представляемые предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения, расположенными на территории автономного округа, проекты планов этих предприятий, учреждений и организаций в части, относящейся к компетенции Совета, в необходимых случаях вносит свои предложения в соответствующие вышестоящие органы и участвует в обсуждении предложений;
4) утверждает текущие и перспективные планы предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, решает вопросы размещения, развития и специализации указанных предприятий, учреждений и организаций, принимает меры по укреплению их материально-технической базы;
5) доводит до районных, городских (городов окружного подчинения), поселковых и сельских Советов народных депутатов основные показатели проектов планов и утвержденных планов предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, расположенных на их территории;
6) обеспечивает составление балансов трудовых ресурсов, местных строительных материалов и топлива, земельного баланса, баланса денежных доходов и расходов населения и других балансов, необходимых для планирования комплексного экономического и социального развития на территории автономного округа;
7) принимает по согласованию с вышестоящими органами государственного управления решения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения; вносит в необходимых случаях предложения об организации, реорганизации или ликвидации предприятий и организаций вышестоящего подчинения;
8) руководит организациями снабжения и сбыта окружного подчинения; организует материально-техническое снабжение предприятий, учреждений и организаций окружного подчинения, а также сбыт производимой ими продукции;
9) осуществляет контроль за состоянием учета, отчетности и статистики на предприятиях, в учреждениях и организациях окружного подчинения; оказывает содействие органам государственной статистики; обеспечивает соблюдение законодательства о порядке составления и представления отчетных данных.
Совет народных депутатов автономного округа:
1) утверждает бюджет автономного округа в общей сумме доходов с выделением основных доходных источников и в общей сумме расходов с выделением ассигнований на финансирование местного хозяйства, социально-культурных мероприятий, на содержание органов государственной власти и управления автономного округа; учитывает при составлении бюджета автономного округа наказы избирателей;
2) утверждает окружной бюджет, размер оборотной кассовой наличности по окружному бюджету; устанавливает порядок утверждения поквартального распределения доходов и расходов окружного бюджета;
3) производит разграничение доходов и расходов бюджета автономного округа между окружным бюджетом и бюджетами районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, не имеющем районного деления,- между окружным бюджетом и бюджетами городов окружного подчинения, поселковыми и сельскими бюджетами;
4) устанавливает бюджеты районов и городов окружного подчинения в общей сумме доходов и в общей сумме расходов по каждому району, городу, а также размеры оборотной кассовой наличности по этим бюджетам; утверждает размеры отчислений от государственных налогов и доходов в бюджеты районов и городов окружного подчинения, а в автономном округе, где нет районного деления,- также в поселковые и сельские бюджеты;
5) организует исполнение бюджета автономного округа; осуществляет контроль за ходом исполнения бюджетов районов и городов окружного подчинения, поселковых и сельских бюджетов, за соблюдением финансовой дисциплины, выполнением производственно-финансовых планов и обязательств по платежам в бюджет предприятиями, объединениями и организациями, эффективным и экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов; рассматривает итоги финансово-хозяйственной деятельности отделов, управлений исполнительного комитета, предприятий, объединений и организаций окружного подчинения; принимает меры к изысканию внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли и доходов бюджета;
6) направляет доходы, дополнительно полученные при исполнении окружного бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии по расходам, на финансирование местного хозяйства и социально-культурных мероприятий, включая капитальные вложения сверх установленных плановых лимитов, на проведение капитального ремонта зданий исполнительных комитетов местных Советов, их отделов и управлений, судов, государственного арбитража и нотариальных контор, на приобретение для них инвентаря и оборудования, а также на строительство зданий, приобретение и ремонт транспортных средств для исполнительных комитетов районных, городских, поселковых и сельских Советов (изъятие из окружного бюджета указанных средств, за исключением ассигнований, не использованных в связи с невыполнением плана по государственным капитальным вложениям и плана развития сети социально-культурных учреждений, не допускается);
7) перераспределяет в необходимых случаях в процессе исполнения бюджета средства окружного бюджета между отраслями хозяйства, отделами и управлениями исполнительного комитета, а также ассигнования на заработную плату в пределах утвержденного фонда заработной платы;
8) утверждает отчет об исполнении бюджета автономного округа;