(с изменениями на 31 декабря 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 7 декабря 2001 года N 866
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1442 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 10.01.2000).
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224) и в целях обеспечения комплексного развития Особой экономической зоны в Калининградской области Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа), разработанную администрацией Калининградской области и представленную Министерством экономики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
2. Утвердить Министерство экономики Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
Разрешить государственному заказчику Программы передавать администрации Калининградской области на договорной основе часть своих функций, в том числе право создания дирекции Программы (абзац дополнительно включен с 18 января 2000 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года N 1442).
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 1999 года, при формировании проекта федерального бюджета выделение средств для реализации Программы.
Финансирование инвестиционных проектов, предусмотренных Программой, в том числе строительства жилья для уволенных в запас военнослужащих, в 1998 году осуществлять в объемах, предусмотренных Федеральной инвестиционной программой на 1998 год, в пределах лимитов, определяемых Министерством экономики Российской Федерации.
4. Министерству экономики Российской Федерации совместно с администрацией Калининградской области ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 сентября 1997 года N 1259
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 1998-2005 ГОДЫ
ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития
Особой экономической зоны
в Калининградской области на 1998-2005 годы
Наименование - Программы | Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы | ||
Основания для - | статьи 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" | ||
Государственный - | Министерство экономики Российской Федерации | ||
Основной разработчик - Программы | администрация Калининградской области | ||
Цели и задачи Программы - | обеспечение политических и оборонных | ||
Срок и этапы реализации - | Федеральная целевая программа развития Особой экономической зоны в Калининградской области рассчитана на 8-летний срок - 1998-2005 годы. Ее реализацию предполагается осуществлять в три этапа: | ||
Исполнители основных - | федеральные органы исполнительной власти, | ||
Объемы и источники - | (млрд. рублей, в ценах | 1998- | в том числе |
| Всего | 14050,56 | 3004,96 |
| в том числе: | | |
| Федеральный дорожный фонд Российской Федерации | 891 | 309 |
| кредит за счет средств | 3431,5 | 653,4 |
| областной бюджет | 673,6 | 135,8 |
| собственные средства | 568,3 | 199,1 |
| заемный капитал | 2398,46 | 332,36 |
| акционерный капитал | 234,5 | 80 |
| иностранные инвесторы | 2783,7 | 768,2 |
| иностранные кредиты | 543,8 | 168,6 |
Ожидаемые результаты - Программы | создание в Особой экономической зоне благоприятного делового климата, способствующего привлечению инвестиций, повышению конкурентоспособности продукции местных предприятий и в конечном итоге | ||
Организация исполнения - Программы и контроль за ее | для организации работы по выполнению Программы создается дирекция Программы в составе администрации Калининградской области. |
Введение
Разработка Федеральной целевой программы развития Особой экономической зоны в Калининградской области на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа) предусмотрена статьями 1 и 21 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 4, ст. 224). Требования Федерального закона обусловлены необходимостью обеспечения интересов Российской Федерации в данном регионе, положение которого является специфическим с геополитической, экономической и исторической точек зрения.
Программа подготовлена также с учетом Концепции федеральной политики в отношении Калининградской области (одобрена Советом Безопасности Российской Федерации в октябре 1994 года), проекта федеральной целевой программы социально-экономического развития Калининградской области на период до 2000 года (рассмотрен Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации 25 мая 1995 года), Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области от 12 января 1996 года и дополнительных соглашений к нему, федеральных законов и иных правовых актов Российской Федерации.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Калининградская область - единственный субъект Российской Федерации, полностью отделенный от остальной территории страны сухопутными границами иностранных государств и международными морскими водами.
Она располагается в регионе, издавна являвшемся сферой национальных интересов России. Здесь находится единственный принадлежащий Российской Федерации незамерзающий порт на Балтийском море. Пересекающие область транзитные коммуникации являются кратчайшим путем, связывающим Россию и страны Западной Европы. На ее территории сосредоточены крупнейшие мировые запасы янтаря (более 90 процентов мировых промышленных разработок), имеются значительные месторождения нефти, каменной соли, торфа, минеральной воды. Общероссийское значение приобретает создаваемый на побережье Балтийского моря санаторно-курортный комплекс.
В Калининградской области размещены главные силы Балтийского флота России, формирования 11-й отдельной гвардейской армии. Их роль в качестве средства военного сдерживания возрастает в условиях расширения блока НАТО.
Геополитическое положение области во многом определяет стратегические интересы России в регионе. Основными из них следует считать:
обеспечение суверенитета Российской Федерации на данной территории;
использование территории области в интересах обеспечения обороноспособности страны;
ускоренное развитие внешнеэкономических связей России с европейскими странами;
превращение области из дотационного региона в регион - донор федерального бюджета.
Вместе с тем нынешняя ситуация в Калининградской области и вокруг нее не способствует реализации указанных интересов.
Экономические трудности, присущие всей стране, усугубляются обособленным положением региона, его серьезной зависимостью от тарифной политики соседних государств в области энергетики и транспорта. Последнее время темпы падения промышленного производства были здесь в 3 раза выше общероссийских, а в целом за 1991-1996 годы оно сократилось более чем в 2,5 раза. Значительно уменьшился объем научно-технического потенциала области. В связи с практически полным прекращением государственного финансирования гидромелиоративных работ началось крупномасштабное заболачивание земель. Местные порты функционируют почти на половину своих мощностей, тогда как транзит российских внешнеторговых грузов в массовом порядке осуществляется через прибалтийские государства, принося им крупные валютные поступления. Потребительский рынок области в значительной степени обеспечивается импортными поставками. Фактически заморожены важнейшие проекты в сфере охраны окружающей среды, что нарушает международные обязательства России. Уровень безработицы (на конец 1996 года - 45 тыс. человек, что составляет 10,6 процента экономически активного населения) - один из самых высоких в стране. Обостряются и многие другие социальные проблемы. Область стала нуждаться в серьезной финансовой помощи из федеральных источников.
Одновременно за рубежом отмечается активизация определенных политических сил, которые предпринимают попытки поставить под сомнение статус Калининградской области как субъекта Российской Федерации. Им удалось провести ряд международных акций, направленных на вмешательство во внутренние дела Российской Федерации, в том числе через Конгресс США и Совет Европы. Эти силы спекулируют на истории региона, стремятся воспользоваться возникающим в результате социально-экономического кризиса общественным недовольством для культивирования сепаратистских настроений.
Из всего сказанного следует, что интересы России могут быть исчерпывающим образом реализованы лишь при условии стабилизации и достижения последующего роста объемов производства в области, обеспечения ее экономической и социальной безопасности.
Поскольку ситуация в стране не позволяет достаточно эффективно и быстро решить указанные задачи при помощи общепринятых финансово-экономических механизмов, было признано целесообразным прибегнуть к созданию на части территории области Особой экономической зоны. Это нашло отражение во вступивших в силу в 1996 году Федеральном законе "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" и Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Калининградской области. Данные документы создают определенные возможности для смягчения кризисных явлений, в частности, они способны в известной степени компенсировать дополнительные затраты хозяйствующих субъектов, связанные с оторванностью региона от остальной территории страны, и могут служить средством улучшения здесь делового климата.
В полном объеме механизм Особой экономической зоны включается в действие посредством принятия и исполнения предусмотренной указанным федеральным законом Программы.
2. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
В связи со сложностью решаемой проблемы Программа носит многоцелевой характер. Основными ее целями являются:
обеспечение политических и оборонных интересов России в регионе;
укрепление единого экономического пространства России;
развитие внешнеэкономических связей России;
обеспечение экономической безопасности региона;
развитие экономики Особой экономической зоны и области в целом и, как следствие, повышение уровня жизни населения и обеспечение социально-политической стабильности в области.
Исходя из необходимости достижения указанных целей, усилия федеральных и областных органов государственной власти предлагается сосредоточить на решении следующих главных задач:
развитие сети инженерной инфраструктуры и комплексов жизнеобеспечения Особой экономической зоны и области в целом, включая природоохранные;
превращение Особой экономической зоны и области в целом в крупный торгово-транспортный центр федерального и международного значения;
оказание государственной поддержки приоритетным отраслям и объектам экономического роста Особой экономической зоны;
сохранение и развитие научно-технического потенциала Особой экономической зоны и области в целом;
проведение структурной перестройки хозяйственного комплекса Особой экономической зоны и области, в том числе отраслей и производств, обслуживающих военные формирования, а также развитие нетрадиционных для региона отраслей и предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию;
создание в Особой экономической зоне и области благоприятного климата для предпринимателей;
стимулирование притока отечественных инвестиций в экономику Особой экономической зоны и области, кооперационных связей местных предприятий с предприятиями других регионов страны;
осуществление протекционистской политики в интересах местных товаропроизводителей;
обеспечение полноценного функционирования размещенных на территории области военных формирований и баз.
Реализация Программы будет осуществляться в 3 этапа.
I. Подготовительный этап.
На этом этапе предусматривается утверждение Программы Правительством Российской Федерации, создание дирекции Программы, интенсивная разработка нормативной правовой базы, отбор первой группы объектов экономического роста. Продолжительность этапа 1-1,5 года.
II. Этап первоначальной реализации Программы.
На этом этапе завершается создание необходимой нормативной правовой базы, разворачивается работа по развитию инфраструктуры, первой группы объектов экономического роста и локальных свободных экономических зон. Продолжительность этапа - 1,5-2 года.
III. Этап полномасштабной реализации Программы.
Этап будет характеризоваться устойчивым ростом экономики области, что должно вывести ее из дотационного состояния, превратить в донора федерального бюджета и обеспечить интересы Российской Федерации в данном регионе. Продолжительность этапа 4,5-5,5 лет (до 2005 года).
3. Комплекс программных мероприятий