ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 1997 года N 1112
О Федеральной целевой программе по защите населения
Российской Федерации от воздействия последствий
чернобыльской катастрофы на период до 2000 года
(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
В целях создания условий для безопасного проживания населения в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, обеспечения социальной и медицинской защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию, Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года (далее именуется Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Министерству экономики Российской Федерации ежегодно, начиная с 1998 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета.
Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке комплексных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматривать выделение лимитов капитальных вложений и финансовых средств для реализации Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ
ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Наименование - Федеральная целевая программа по защите
Программы населения Российской Федерации от
воздействия последствий чернобыльской
катастрофы на период до 2000 года
Основания для ее - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 6 марта 1996 г. N 257 "О
неотложных мероприятиях по защите
населения Российской Федерации от
воздействия последствий чернобыльской
катастрофы на 1996-1997 годы"
Государственный - Министерство Российской Федерации по делам
заказчик гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий
стихийных бедствий
Исполнители и - МЧС России
соисполнители Минздрав России
Минсельхозпрод России
Росгидромет
Рослесхоз
Госкомэкология России
Правительство Республики Мордовия
администрация Белгородской области
администрация Брянской области
администрация Воронежской области
администрация Калужской области
администрация Курской области
администрация Орловской области
администрация Ленинградской области
администрация Липецкой области
администрация Рязанской области
администрация Тамбовской области
администрация Тульской области
администрация Пензенской области
администрация Ульяновской области
Сроки и этапы - 1998-2000 годы
реализации
Содержание основных - оказание специализированной медицинской
программных помощи лицам, подвергшимся радиационному
мероприятий воздействию, в том числе участникам
ликвидации последствий аварии на
Чернобыльской АЭС; обеспечение
социально-психологической реабилитации
граждан, подвергшихся радиационному
воздействию, в том числе участников
ликвидации последствий чернобыльской
катастрофы, и населения, проживающего на
наиболее загрязненных территориях;
обеспечение осуществления целевого
радиационного контроля на радиоактивно
загрязненных территориях, где средняя
эффективная доза облучения населения
превышает 1 мЗв/год; проведение
мониторинга доз облучения населения;
обеспечение специальных мероприятий по
ведению сельского и лесного хозяйства на
радиоактивно загрязненных территориях, где
без таких мероприятий невозможно получение
соответствующей нормативам чистой
продукции; строительство и реконструкция
объектов коммунального хозяйства и других
объектов производственного и
непроизводственного назначения на
загрязненных территориях; проведение
научно-исследовательских работ по основным
направлениям Программы
Важнейшие - снижение негативных медицинских,
целевые социальных и психологических последствий
показатели аварии на Чернобыльской АЭС до возможно
Программы низкого уровня, экологическая и
экономическая реабилитация радиоактивно
загрязненных территорий, возвращение ряда
территорий к нормальным условиям
жизнедеятельности
Ожидаемые конечные - снижение возможных негативных последствий
результаты радиационного воздействия на здоровье
реализации граждан, повышение качества медицинской и
Программы психологической помощи, оказываемой
населению, и улучшение условий проживания
граждан на пострадавших в результате
чернобыльской катастрофы территориях
Объемы и источники - общие затраты на реализацию Программы
финансирования составляют на 1998-2000 годы - 1750,282
млрд. рублей, из них капитальные вложения
- 1604,3 млрд. рублей, в том числе на 1998
год соответственно - 225,805 и 185,7 млрд.
рублей. Источник финансирования -
федеральный бюджет
Система контроля за - контроль за выполнением Программы в целом
исполнением осуществляется МЧС России. Для обеспечения
Программы контроля за реализацией Программы
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации разрабатываются отраслевые и
региональные подпрограммы.
Федеральная целевая программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года (далее именуется - Программа) разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 г. N 257 "О неотложных мероприятиях по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы".
Формирование мероприятий Программы осуществлялось на основе концепции федеральной целевой программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на период до 2000 года, разработанной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями с учетом положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При разработке проекта Программы учитывались итоги реализации в 1992-1995 годах Единой государственной программы по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992-1995 годы и на период до 2000 года (далее именуется - Единая программа) и Неотложных мероприятий по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1996-1997 годы.
Комплекс работ по научному обеспечению Единой программы, выполненных в 1992-1996 годах, позволил получить необходимую основу для разработки дальнейшей стратегии и тактики планирования мероприятий Единой программы.
На основе объективных научных данных установлено, что на большей части радиоактивно загрязненных территорий отпала необходимость в проведении защитных и восстановительных мероприятий. В то же время выявлены территории и категории граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, требующие повышенного внимания и концентрации финансовых средств для их радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации.
На всех радиоактивно загрязненных территориях, за исключением ряда районов Брянской и Калужской областей, содержание радионуклидов цезия в продукции сельского и лесного хозяйства, а также в продуктах питания, производимых в личных подсобных хозяйствах, не превышает действующих нормативов.
Продолжает оставаться сложной радиационная обстановка в юго-западных районах Брянской области, а также в ряде районов Калужской, Орловской и Тульской областей, где среднегодовая эффективная доза облучения населения превышает 1 мЗв. В шести населенных пунктах Брянской области, где проживает около 2 тыс.человек, годовая эффективная доза облучения превышает 5 мЗв. На остальных территориях, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, средняя годовая эффективная доза облучения не превышает 1 мЗв. На этих территориях не требуется каких-либо вмешательств, а проживание и хозяйственная деятельность населения по радиационному фактору не ограничиваются. На этих территориях в ближайшие годы должен сохраняться и поддерживаться минимально необходимый объем мониторинга радиационно-экологической обстановки.
Принимая во внимание возможность развития отдаленной радиационно- обусловленной патологии, население всех радиоактивно загрязненных территорий должно быть обеспечено необходимым объемом медицинской помощи, в том числе специализированной, при наличии соответствующих медицинских показаний.
По данным Российского государственного медико-дозиметрического регистра лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, отмечается интенсивный рост заболеваемости, инвалидности и смертности среди участников работ по ликвидации последствий чернобыльской аварии (ликвидаторов). Наиболее значительные медицинские последствия наблюдаются у ликвидаторов 1986-1987 годов. Показатель инвалидизации выше аналогичного для России в 3,7 раза. Число инвалидов среди ликвидаторов возросло с 1991 года почти в 10 раз. В последние годы выявлена тенденция резкого прироста годовых показателей смертности среди ликвидаторов, которые в среднем выше аналогичных показателей по России в 1,5 раза. Медицинский прогноз для ликвидаторов 1986 года и отчасти 1987 года наиболее неблагоприятный.
Наблюдается рост числа случаев рака щитовидной железы среди населения прежде всего на территориях Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей. В указанных областях также отмечается существенный рост общесоматической заболеваемости с неблагоприятными тенденциями в динамике отдельных классов заболеваний как среди детского, так и взрослого населения, увеличение количества женщин с патологическим течением беременности, повышение нервно-психического напряжения населения, обусловленного хроническим стрессом, вызванным аварийной ситуацией.
Таким образом, к настоящему времени выявлены две основные группы риска: лица, принимавшие участие в ликвидации последствий катастрофы, и население, проживающее в 4 наиболее загрязненных областях России.
Анализ медицинских последствий чернобыльской аварии, их динамика и прогноз свидетельствуют о том, что проблема минимизации этих последствий и повышения эффективности медицинской помощи лицам, подвергшимся радиационному воздействию, сохраняет актуальность не только на ближайшие годы, но и на длительную перспективу.
Учеными и специалистами определен ряд проблем, для решения которых необходимы многолетние, в том числе выходящие за пределы 2000 года, планомерные и активные меры, включающие:
оказание медицинской, в том числе специализированной, помощи лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС;
создание эффективной системы социальной защиты и социально-психологической реабилитации групп населения, в наибольшей степени затронутых аварией, - ликвидаторов, эвакуированных и переселенных жителей наиболее загрязненных территорий;
обеспечение функционирования созданной системы радиационного контроля, включающей контроль за радиоактивным загрязнением природных сред, контроль за содержанием радиоактивных веществ в продукции сельского и лесного хозяйства, продуктах питания и питьевой воде;
радиационную, экологическую и экономическую реабилитацию территорий, в наибольшей степени подвергшихся радиоактивному загрязнению (Брянской, Калужской, Орловской и Тульской областей);
проведение на наиболее загрязненных территориях Брянской и Калужской областей специальных мероприятий в агропромышленном производстве, направленных на обеспечение получения нормативно чистой продукции.
Опыт проведения работ показывает, что наиболее эффективным способом решения указанных проблем является их взаимоувязка в единую комплексную программу.
Объемы затрат на выполнение мероприятий, предусмотренных в Программе, рассчитаны в ценах 1997 года.
Программой предусматривается предоставление самостоятельности областным администрациям, министерствам и ведомствам в принятии входящих в их компетенцию решений по расходованию средств на преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС в пределах отдельных разделов и статей затрат и повышение ответственности за их выполнение. С учетом этого конкретные объемы работ и необходимых для этого ассигнований будут уточняться при составлении годовых и квартальных прогнозов социального и экономического развития Российской Федерации.
В целях обеспечения возможности контроля за использованием выделяемых средств из федерального бюджета администрациями областей, министерствами и ведомствами, исходя из положений и показателей настоящей Программы, разрабатываются и утверждаются по согласованию с государственным заказчиком Программы конкретные мероприятия и задания по ее реализации на текущий год.
Концепция Программы разработана Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством труда и социального развития Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральной службой лесного хозяйства России, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Российской академией наук и Российской научной комиссией по радиационной защите с учетом и в развитие положений концепции радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, рекомендованной Правительством Российской Федерации к использованию при разработке нормативных правовых актов и целевых программ в области социальной защиты граждан Российской Федерации, подвергшихся аварийному облучению.
Целью концепции является формирование принципов и критериев и обоснование выбора комплекса приоритетных мер, направленных на защиту и реабилитацию населения и территорий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие чернобыльской катастрофы, на 1998-2000 и последующие годы.