ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внутреннего контроля в банках
от 28 августа 1997 года N 509
(с изменениями на 1 февраля 1999 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 15 февраля 2004 года на основании
указания Банка России от 16 декабря 2003 года N 1354-У
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указанием Банка России от 30 ноября 1998 года N 427-У (Вестник Банка России N 85, 09.12.98);
указанием Банка России от 1 февраля 1999 года N 493-У (Вестник Банка России, N 9, 10.02.99).
____________________________________________________________________
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и определяет общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.
1.2. Основная цель внутреннего контроля - защита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности.
1.3. Система внутреннего контроля должна удовлетворять требованиям, установленным настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России, соответствовать характеру и масштабам проводимых банком операций и обеспечивать выполнение задач, поставленных перед нею органами управления банком.
1.4. Банки осуществляют создание системы внутреннего контроля и формируют службы внутреннего контроля в соответствии с настоящим Положением.
Сведения о службе внутреннего контроля, о порядке ее образования и ее полномочиях должны быть отражены в уставах банков.
2. Цели и задачи внутреннего
контроля
2.1. Система внутреннего контроля создается банком в следующих целях:
2.1.1. Обеспечение соблюдения всеми сотрудниками банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России, иные регулятивные требования, а также стандартов деятельности и норм профессиональной этики*, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность банка**.
_____________
* Под "стандартами деятельности и нормами профессиональной этики" понимаются стандарты и нормы, определенные и установленные по взаимному согласию участниками соответствующих рынков (рынок банковских услуг, рынок ценных бумаг и т.д.).
** Перечень внутренних документов, которые должны быть приняты соответствующими органами руководства банка, определен п.2 приложения 1 к настоящему Положению. При этом допускается объединение отдельных документов, поименованных в п.2 приложения 1, в один документ.
2.1.2. Обеспечение контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности.
2.1.3. Разрешение конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности банка.
2.2. Исходя из указанных выше целей основные задачи внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить:
2.2.1. Выполнение банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России.
2.2.2. Определение в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов.
2.2.3. Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.
2.2.4. Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.
2.2.5. Сохранность активов (имущества) банка.
2.2.6. Адекватное отражение операций банка в учете.
2.2.7. Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с нею рисках.
2.2.8. Эффективное функционирование внутреннего аудита банка.
2.2.9. Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, организации внутреннего контроля, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.
3. Организация внутреннего
контроля