(с изменениями на 30 октября 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ФТС России от 21 июня 2010 года N 1173
____________________________________________________________________
______________________________________________________________
Документ не требует государственной регистрации
Министерства юстиции Российской Федерации.
Письмо Минюста России от 15 апреля 1997 года N 07-02-538-97
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом ГТК России от 30 октября 2001 года N 1029 (изменения вступают в силу с 1 января 2002 года).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В документе учтена:
телеграмма ГТК России от 26 января 1999 года N Т-1419;
письмо ГТК России от 22 января 2004 года N 01-06/2109.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Настоящий приказ не применялся с 1 июля 1997 года до 1 сентября 1997 года на основании телеграммы ГТК России от 1 июля 1997 года N Т-12089.
В соответствии с телетайпограммой ГТК России от 27 января 1998 года N Т-1505 с 1 февраля 1998 года настоящий приказ применяется в полном объеме - телеграмма ГТК России от 30 января 1998 года N Т-190.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Настоящий приказ действует в части, не противоречащей положениям Таможенного кодекса Российской Федерации - письмо ГТК России от 22 января 2004 года N 01-06/2109.
__________________________________________________________________
В целях упорядочения применения мер по обеспечению уплаты таможенных платежей при транзите и доставке товаров под таможенным контролем
приказываю:
1. Утвердить Временное положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем (далее - Положение).
2. Установить, что таможенное органы, в соответствии с принципом свободы договорных отношений не вправе принуждать лиц к заключению договора поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем и вступают в договорные отношения только с теми лицами, которые добровольно принимают на себя обязательства на условиях, установленных Положением.
3. Региональному таможенному управлению по материально-техническому обеспечению таможенных учреждений Российской Федерации (Н.В.Уваров) обеспечить снабжение таможенных органов бланками документов согласно приложениям 1, 3 к Положению, бланк первого экземпляра договора поручительства является документом строгой финансовой отчетности и изготовляется на защищенной бумаге.
4. ГНИВЦ (Ю.А.Чеботов) в срок до 01.06.97 внести необходимые изменения в действующие программные продукты для ведения журнала регистрации договоров поручительства.
5. Пресс-центру ГТК России (А.П.Евстигнеева) со дня государственной регистрации приказа приступить к его освещению в средствах массовой информации. Управлению делами (В.И.Борисов) информировать о содержании настоящего приказа Министерство транспорта Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации.
6. Финансовому управлению (П.Г.Городецкий) обеспечить финансирование мероприятий, предусмотренных настоящим приказом, в пределах средств, выделенных таможенной системе на эти цели.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю Председателя ГТК России С.М.Бекову.
Первый заместитель
Председателя Комитета
В.Ф.Кругликов
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
об использовании таможенными органами договоров
поручительства при транзите и доставке товаров под
таможенным контролем
(с изменениями на 30 октября 2001 года)
1.1. Временное положение об использовании таможенными органами договоров поручительства при транзите и доставке товаров под таможенным контролем (далее - Положение) разработано в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Настоящее Положение не применяется при транзите и доставке под таможенным контролем подакцизных товаров, подлежащих маркировке марками акцизного сбора и специальными марками.
1.2. Настоящее Положение может применяться только в отношении договоров поручительства, по которым поручители обязываются перед кредиторами (таможенными органами) других лиц (перевозчиков) отвечать за исполнение последними их обязательств перед таможенными органами при транзите и доставке товаров под таможенным контролем (обязательств, которые возникнут в будущем).
1.3. Таможенные органы могут заключать договор поручительства при условии, что основным обязательством, обеспеченным договором поручительства, является обязательство перевозчика доставить товары и документы на них в установленные сроки из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения, исполнять надлежащим образом все правила, установленные нормативными актами ГТК России в тношении таможенного режима транзита или доставки товаров под таможенным контролем.
1.4. Под перевозкой товаров в настоящем Положении понимается перемещение товаров в соответствии с таможенным режимом транзита или в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.
Поручителем в соответствии с настоящим Положением может являться владелец склада временного хранения, таможенного склада или свободного склада (далее - владелец склада).
2.1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, договор поручительства (далее - договор) совершается в письменной форме. Таможенным органам рекомендуется заключать договоры только путем составления одного документа, подписанного поручителем и кредитором.
В системе таможенных органов в соответствии с настоящим Положением в качестве кредитора может выступать таможня. От имени таможни договор может подписываться начальником отдела по контролю за доставкой товаров (далее - ОКДТ) таможни, в регионе деятельности которой находится склад временного хранения, таможенный склад или свободный склад (далее - склад), владелец которого является поручителем. Примерная форма договора, который может заключаться таможней, приведена в приложении 1 к настоящему Положению.
2.2. Таможне рекомендуется заключать договор, если условия такого договора отвечают настоящему Положению, такой договор должен соответствовать положениям Гражданского кодекса Российской Федерации.
2.3. Таможне рекомендуется заключать договор, если склад является местом отправления или местом назначения (доставки) товаров.
2.4. Договор заключается таможней для обеспечения выполнения основного обязательства перевозчика перед таможенными органами при одной перевозке товаров на одном транспортном средстве.
2.5. Договоры при перевозке товаров железнодорожным и речным транспортом применяются в случаях, прямо установленных законодательством Российской Федерации и нормативными актами ГТК России.
2.6. Договор, заключаемый таможней в соответствии с настоящим Положением, должен обеспечивать уплату таможенных пошлин и налогов, а также иных платежей, взимаемых таможенными органами в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации в отношении всех (любых) товаров, перемещаемых перевозчиком в соответствии с таможенным режимом транзита или в соответствии в правилами доставки товаров под таможенным контролем.
2.7. Таможне рекомендуется заключать договоры при условии, если владелец склада, желающий выступать в
качестве поручителя, обладает денежными средствами или иным имуществом, принадлежащим ему на правах собственности или хозяйственного ведения, величина которых (стоимость которого) достаточна для обеспечения выполнения требований таможенных органов при неисполнении или при ненадлежащем исполнении перевозчиком основного обязательства. Для определения стоимости имущества, находящегося в хозяйственном ведении, должно учитываться только движимое имущество.
Сведения о таких средствах и имуществе могут подтверждаться лицом, желающим выступить в качестве поручителя, путем представления документов, определяющих размер его основных фондов (средств) и оборотных средств, заверенных сторонней организацией (налоговой инспекцией, аудиторской организацией, органом по управлению государственным или муниципальным имуществом), а также справки из банка о наличии и размере денежных средств этого лица.
Достаточность денежных средств и стоимости имущества лица, желающего выступить в качестве поручителя, должна определяться исходя из суммы таможенных пошлин, налогов и иных платежей, которые подлежали бы уплате, если бы перевозчик не исполнил или ненадлежащим исполнил основное обязательство.
Для целей упрощения расчетов предполагается, что такие платежи составляют сумму, эквивалентную:
- 5000 долларов США - при одной перевозке товаров на одной единице железнодорожного подвижного состава;
- 10000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном автотранспортном средстве;
- 30000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном воздушном транспортном средстве;
- 50000 долларов США - при одной перевозке товаров на одном речном или морском судне.
Подлежащие уплате поручителем денежные суммы должны исчисляться по курсу Банка России, действующему на день заключения договора.
____________________________________________________________________
Пункт 2.7 настоящего Положения не применяется для отправителей и получателей товаров, входящих в приложение к указанию ГТК России от 7 июня 1994 года N 01-12/501 - телеграмма ГТК России от 26 января 1999 года N Т-1419.
____________________________________________________________________
2.8. В случае перевозки на одном транспортном средстве товаров, в отношении которых в соответствии с настоящим Положением требуется различная сумма (абзацы 5-8 п.2.7 настоящего Положения), достаточность денежных средств и стоимости имущества поручителя должна определяться по наивысшей сумме.
2.9. Таможня может одновременно заключать несколько договоров с одним и тем же поручителем, в том числе и при обеспечении обязательств разных должников, при условии соблюдения правил, установленных п.2.7 настоящего Положения.
2.10. Таможне рекомендуется заключать договор, содержащий условия о том, что:
- поручитель не вправе выдвигать против требования таможни возражения, которые мог бы представить перевозчик;
- в период действия договора сумма причитающихся к уплате таможенных пошлин, налогов и иных платежей может быть увеличена;
- при неисполнении или ненадлежащем исполнении перевозчиком обеспеченного договором обязательства поручитель и перевозчик отвечают перед таможенными органами солидарно.
2.11. Таможня при выполнении положений п.2.10 Положения вправе требовать исполнения обязательств как совместно поручителем и перевозчиком, так и любым из них в отдельности, притом как полностью, так и в части. При этом:
- таможня, не получившая полного удовлетворения от поручителя, имеет право требовать недополученное от перевозчика;
- таможня, не получившая полного удовлетворения от перевозчика, имеет право требовать недополученное от поручителя;
- перевозчик остается обязанным до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью, поручитель остается обязанным до прекращения поручительства.
2.12. Заключаемый таможней договор должен составляться в трех экземплярах (комплект бланков состоит из трех сброшюрованных листов по форме, предусмотренной в приложении 1 к настоящему Положению, бланк первого экземпляра договора изготовляется на защищенной бумаге и является документом отчетности для таможенных органов, бланки второго и третьего экземпляров - на обычной бумаге). Первый и второй экземпляр возвращаются поручителю или его представителю, третий остается в таможне, заключившей договор.
2.13. Срок действия договора рекомендуется определять продолжительностью восемнадцать месяцев.
Срок действия поручительства не должен быть меньше срока действия договора.
Если срок действия лицензии на учреждение склада истекает до указанной даты, то срок действия договора рекомендуется определять таким образом, чтобы он не превышал срок действия этой лицензии.
3.1. Рекомендуется заключать договор, если для его заключения владелец склада, желающий выступить в качестве поручителя, обращается в таможню, в регионе деятельности которой находится склад, с письменным заявлением, составленным в произвольной форме и в таком заявлении указаны:
- сведения о владельце склада (полное наименование владельца склада, номер и дата выдачи, срок действия лицензии на учреждение склада), о его денежных средствах и о его имуществе (в денежном выражении);
- сроки заключения, действия договоров и срок поручительства;
- сведения о предполагаемых перевозках (вид транспорта, место ввоза на территорию Российской Федерации или иное место отправления, наименование перевозчика), при которых он желает выступать в качестве поручителя за исполнение основного обязательства;
- требуемое количество бланков договора и если к заявлению приложены документы, указанные во втором абзаце п.2.7 настоящего Положения.
3.2. Заявление регистрируется в журнале регистрации договоров поручительства (далее - журнал регистрации), который ведется по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему Положению.
Журнал регистрации должен быть предварительно прошит и заверен печатью таможни и подписью заместителя начальника таможни по оперативным вопросам. Все страницы в журнале регистрации должны быть пронумерованы.
3.3. Срок рассмотрения таможней заявления не должен превышать десяти рабочих дней со дня представления заявления в таможню.
3.4. Таможне рекомендуется отказывать в заключении договоров в случаях, если:
- имеются основания полагать, что поручитель не обеспечит выполнения в полной мере обязательств по договору (в частности, если владелец склада ранее не выполнял обязательств, данных таможенным органам, или не представил сведения, указанные в абзаце втором п.2.7 настоящего Положения), сведения о таких основаниях не разглашаются;
- срок действия договора составляет более восемнадцати месяцев со дня его подписания обеими сторонами, с учетом требований п.2.13 настоящего Положения;
- условия договора не соответствуют настоящему Положению, а именно:
а) договор может быть расторгнут поручителем в одностороннем порядке;
б) договор не обеспечивает выполнения основного обязательства в отношении всех (любых) товаров;