МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 29 апреля 1997 года N 826
____________________________________________________________________
Утратил силу с 7 февраля 2002 года на основании
приказа Минобразования России от 24 января 2002 года N 180
____________________________________________________________________
Во исполнение приказа Госкомвуза России от 30 марта 1995 года N 439 (п.5) и в целях совершенствования подготовки преподавательских кадров для системы высшего профессионального образования Российской Федерации
приказываю:
1. Ввести в действие с 30 апреля 1997 года Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускников магистратуры для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (приложение).
2. Присваивать дополнительную квалификацию "Преподаватель высшей школы" выпускникам магистратуры, выполнившим за время обучения по основной образовательной программе Государственные требования к минимуму содержания и уровню профессиональной подготовки выпускника для получения дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы" (далее - Требования).
3. Высшие учебные заведения, ведущие подготовку магистров по направлениям высшего профессионального образования, могут предоставлять студентам возможности выполнения Требований в рамках государственных образовательных стандартов направлений высшего профессионального образования за счет курсов по выбору независимо от нормативной трудоемкости стандарта.
4. Установить, что реализация программы по выполнению Требований может производиться в высших учебных заведениях, имеющих магистратуру и(или) аспирантуру, на основании решения ученого совета вуза.
5. Ректорам высших учебных заведений, реализующих в рамках своих структурных подразделений (аспирантура, факультеты повышения квалификации и т.д.) подготовку студентов и (или) слушателей по дисциплинам, тематика которых затронута в Требованиях, направить до 15 мая 1997 года в Управление образовательных стандартов и программ (Сенашенко В.С.) авторские программы по этим дисциплинам.
6. Управлению образовательных стандартов и программ (Шестакову Г.К.):
6.1. Совместно с Управлением гуманитарного образования и развития личности (Сериковым В.В.), Отделом повышения квалификации и переподготовки специалистов (Безлепкиным В.В.), президиумом Учебно-методического объединения университетов (Садовничим В.А.) и Научно-методическим советом по подготовке, переподготовке и повышению квалификации в сфере психолого-педагогических, социально-экономических и информационно-технологических дисциплин для преподавательской деятельности в высших учебных заведениях (Проворовым А.С.) организовать работу по созданию примерных учебных программ, проектов учебников и пособий по дисциплинам, которые включены в Требования.
6.2. Совместно с Управлением по работе с научно-педагогическими и руководящими кадрами (Ганькиным Ю.А.) определить порядок применения Требований в аспирантуре.
7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра А.Г.Асмолова.
Первый заместитель Министра
В.Жураковский
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню профессиональной
подготовки выпускника магистратуры для получения
дополнительной квалификации
"Преподаватель высшей школы"
1. Общая характеристика образовательно-профессиональной
программы подготовки преподавателя высшей школы
1.1. Назначением образовательно-профессиональной программы является комплексная психолого-педагогическая, социально-экономическая и информационно-технологическая подготовка к педагогической деятельности в высшем учебном заведении в рамках основной профессиональной подготовки.
1.2. Программа рассчитана на использование при подготовке магистров в качестве составной части магистерского образовательного стандарта независимо от его общей трудоемкости.
1.3. Квалификация "Преподаватель высшей школы" является дополнительной к основной квалификации, получаемой выпускником магистратуры.
1.4. Нормативная трудоемкость образовательно-профессиональной программы при очной форме обучения - 600 часов (из них 100 часов педагогической практики).
1.5. Целью данной программы является подготовка будущего преподавателя высшей школы к следующим видам деятельности:
- реализации профессионально-образовательных программ и учебных планов на уровне, отвечающем принятым образовательным стандартам высшего профессионального образования;
- разработке и применению современных образовательных технологий, выбору оптимальной стратегии преподавания в зависимости от уровня подготовки обучающихся и целей обучения;
- выявлению взаимосвязей научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, возможностей использования собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
- формированию профессионального мышления, воспитанию гражданственности, развитию системы ценностей, смысловой и мотивационной сфер личности, направленных на гуманизацию общества;
- проведению исследований частных и общих проблем преподавания.
1.6. Сферами профессиональной деятельности преподавателя высшей школы являются:
- высшие учебные заведения;
- техникумы, школы, лицеи, гимназии, колледжи и другие образовательные учреждения;
- организации и предприятия, деятельность которых связана с различными аспектами преподавания.
2. Требования к уровню подготовки лиц, успешно
завершивших обучение по программе подготовки для получения
дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы"
Преподаватель высшей школы должен:
знать:
- фундаментальные основы, основные достижения, современные проблемы и тенденции развития соответствующей предметной и научной области; ее взаимосвязи с другими науками;
- основы психологии личности и социальной психологии, сущность и проблемы обучения и воспитания в высшей школе, валеологические аспекты образования, биологические и психологические пределы человеческого восприятия и усвоения, психологические особенности юношеского возраста, особенности влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий студентов;
- основные достижения, проблемы и тенденции развития отечественной и зарубежной педагогики высшей школы, современные подходы к моделированию педагогической деятельности;
- правовые вопросы, связанные с функционированием системы образования;
уметь:
- использовать при изложении предметного материала взаимосвязь дисциплин, представленных в учебном плане, осваиваемом студентами;
- использовать при изложении предметного материала взаимосвязь научно-исследовательского и учебного процессов в высшей школе, включая возможности привлечения собственных научных исследований в качестве средства совершенствования образовательного процесса;
- использовать знания культурного наследия прошлого и современных достижений науки и культуры в качестве средств воспитания студентов;
- создавать творческую атмосферу образовательного процесса;
владеть:
- методами научных исследований в сфере основной профессиональной подготовки, методами организации коллективной научно-исследовательской работы;
- основами научно-методической работы в высшей школе, навыками самостоятельной методической проработки профессионально ориентированного материала (трансформация, структурирование и психологически грамотное преобразование научного знания в учебный материал и его моделирование);
- основами учебно-методической работы в высшей школе, методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, систематикой учебных и воспитательных задач;
- способами создания требовательно-доброжелательной обстановки образовательного процесса, разнообразными образовательными технологиями, методами и приемами устного и письменного изложения предметного материала;
- методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей студентов;
- культурой жизненного самоопределения, методами эмоциональной саморегуляции;
- основами применения компьютерной техники и информационных технологий в учебном и научном процессах;
- деловым профессионально ориентированным иностранным языком.
3. Обязательный минимум содержания профессиональной
программы, обеспечивающей получение дополнительной
квалификации "Преподаватель высшей школы"
+------------------------------------------------------------------+
¦ Индекс ¦ Наименование дисциплин и их основные ¦ Количество часов¦
¦ ¦ разделы ¦ ¦
+------------------------------------------------------------------+
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины 240
ОП.01 Психология человека: 60
общая психология: объект и предмет
психологии; основные этапы развития
психологии как науки; основные разделы
и методы психологии; психика, поведение
и деятельность; общее и индивидуальное
в психике человека; психология личности
и социальная психология; психология
развития; межличностное общение,
жизненный путь личности; личностный и
профессиональный рост; мотивация
познания и обучения
ОП.02 Педагогика: 60
предмет педагогики; цели образования и
воспитания; педагогический идеал и его
конкретно-историческое воплощение;
средства и методы педагогического
воздействия на личность; общие принципы
дидактики и их реализация в конкретных
предметных методиках обучения;
нравственно-психологические и идейные
взаимоотношения поколений; семейное
воспитание и семейная педагогика;
межличностные отношения в коллективе;
нравственно-психологический образ
педагога; формирование педагогического
мастерства
ОП.03 История и методология соответствующей 60
области науки
ОП.04 Информационные технологии в науке и 60
образовании:
аппаратные и программные средства в
новых информационных технологиях;
технические средства ЭВМ; операционная
система; пути развития информационных
систем; обработка текстов; машинная
графика; особенности разработки
прикладных программ; программная
документация; электронные таблицы; базы
данных; примеры баз данных учебно-
методического назначения; экспертные
системы; представление знаний;
примеры экспертных систем
соответствующей научной области;
локальные и глобальные компьютерные
сети; телекоммуникации
СП.00 Специальные дисциплины 260
СП.01 Дополнительные психолого-педагогические 60
дисциплины по психологии и педагогике
высшей школы (конкретный перечень
определяется вузом, факультетом):
основные достижения, проблемы и
тенденции развития отечественной и
зарубежной психологии и педагогики
высшей школы;
биологические и психологические основы
развития и обучения; валеологические
аспекты образования; психологические
особенности юношеского возраста;
психологические основы проектирования и
организации ситуаций совместной
продуктивной деятельности преподавателя
и студентов; развитие личности студентов
в процессе обучения и воспитания;
движущие силы, условия и механизмы
развития личности; личность и коллектив;
функционирование малых социальных групп;
психологические закономерности
структурирования предметно-содержатель-
ного знания и системной организации
учебных задач; систематика учебных и
воспитательных задач (по дисциплине);
методология научного творчества;
взаимосвязь репродуктивной и творческой
деятельности в научном познании;
взаимосвязь интуитивного, неосознан-
ного и сознательного в научном творче-
стве; социальные и индивидуально-
психологические мотивы научного
творчества; проблемы нравственной
оценки результатов научного творчества;
методы развития творческой личности в
процессе обучения и воспитания;
психологические проблемы формирования
профессионализма (в научном направле-
нии); системный подход к исследованию
педагогических явлений и процессов;
структура и методы психолого-
педагогических исследований; пути
формирования педагогического мастерства
СП.02 Технологии профессионально 60
ориентированного обучения: