____________________________________________________________________
Утратил силу в связи с отменой
Рекомендаций, утвержденных настоящим приказом на основании
приказа Госстроя России от 31 марта 1999 года N 81
____________________________________________________________________
С целью оказания методической помощи по организации оплаты труда руководителей предприятий жилищно-коммунального хозяйства, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.94 N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)",
приказываю:
1. Утвердить прилагаемые "Рекомендации по оплате труда руководителей предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации".
2. Центральной нормативно-исследовательской станции (Пушкин М.Е.) издать указанные рекомендации и довести их на хозрасчетной основе до предприятий и организаций отрасли.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на управление экономических реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве (Чернышов Л.Н.).
Первый заместитель Директора
Н.Т.Лопаткин
____________________________________________________________________
Утратили силу на основании
приказа Госстроя России от 31 марта 1999 года N 81
____________________________________________________________________
Настоящие рекомендации предназначены для организации материального стимулирования руководителей предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства* Российской Федерации.
________________
* Далее по тексту - ЖКХ.
Рекомендации разработаны в целях:
- осуществления единых подходов к организации стимулирования руководителей предприятий;
- реализации принципа равной оплаты за равный труд руководителей;
- взаимоувязки оплаты труда руководителя с конечными результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
- оказания практической помощи органам исполнительной власти на местах при заключении контрактов с руководителями.
Рекомендации разработаны на основании:
- Постановления правительства Российской Федерации от 21.03.94 N 210 "Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)*" и утвержденного Постановлением "Положения об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)"**;
________________
* Далее по тексту - Постановление.
** Далее по тексту - Положение.
- письма Министерства труда Российской Федерации от 28.04.94 N 727-РБ по вопросам применения указанного выше постановления;
Рекомендации разработаны работниками Главного управления по труду и социальным вопросам администрации Московской области при участии работников А/О "Мособлжилкомхоз" и консультаций в Управлении экономических реформ Департамента ЖКХ Минстроя России.
Оплата труда руководителя предприятия ЖКХ состоит из двух частей:
- должностного оклада;
- вознаграждения за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
1.1. Оклад руководителя устанавливается в соответствии с Постановлением в зависимости от величины тарифной ставки 1 разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором, и списочной численности работников предприятия.
Исходя из практического опыта работы предприятий ЖКХ Московской области, в качестве основных профессий рабочих целесообразно рассматривать следующие:
по теплосети - оператор (машинист) котельной;
по электросети - электромонтер, контролер электронадзора;
по водопроводно-канализационному хозяйству - слесарь аварийно-восстановительных работ, машинист насосных установок, оператор;
по жилищному хозяйству - слесарь, лифтер, дворник;
по комбинату коммунальных предприятий и благоустройства банщик, уборщик территории, водитель, рабочий по озеленению, дежурный по этажу.
В соответствии с п.3 Положения предусмотрены лишь верхние, максимальные пределы кратности к величинам тарифных ставок I разряда, исходя из которых устанавливаются должностные оклады руководителям предприятий. Органам исполнительной власти, заключающим контракты с руководителями, предоставлена возможность конкретизировать условия и порядок определения должностного оклада с учетом сложности управления предприятием, специфики его работы.
На основе анализа технико-экономических показателей работы предприятий ЖКХ, изучения их финансово-хозяйственной деятельности, а также с учетом фактической численности работников, занятых на предприятиях отрасли, в Рекомендациях предложен порядок определения должностного оклада руководителя предприятия ЖКХ, максимально учитывающий специфику отрасли, объем и количество услуг, оказываемых населению, и некоторые другие факторы, в совокупности определяющие сложность управления предприятием и фактические результаты его работы.
Учитывая всеобщий характер потребления работ и услуг, оказываемых предприятиями ЖКХ, и их разнообразие, собственнику муниципального имущества необходимо обеспечить единый методический подход к оценке труда руководителей предприятий ЖКХ независимо от того, на какой территории оказываются услуги и работы.
Единство в подходе к оценке труда руководителей не означает единства в оплате труда, наоборот, при этом должна быть обеспечена дифференциация окладов с учетом сложности управления предприятием, масштабов производства, комплексности оказываемых услуг и работ.
Исходя из перечисленных требований, в Рекомендациях предложен порядок определения должностного оклада руководителя предприятия, включающий:
дифференцированную, менее укрупненную группировку численности работников предприятий ЖКХ;
- систему группировки предприятий ЖКХ по объему выполняемых работ и услуг, их сложности и разнообразию в пределах каждой подотрасли;
- учет внутриотраслевой дифференциации тарифных ставок по видам производств (работ) в зависимости от специфики и значимости работ.
Кроме того, учитывается различный подход к формированию оплаты труда руководителя в зависимости от финансового положения предприятия: на предприятиях ЖКХ, работающих прибыльно, и на предприятиях, по объективным причинам не имеющих прибыли, то есть дотируемых из местного бюджета.
1.2. Группировка предприятий по численности работников, занятых в ЖКХ, представляет собой дифференцированную, менее укрупненную группировку, наиболее полно отражающую фактическое распределение численности по предприятиям отрасли. Всего таких групп 9, начиная с численности работников предприятий ЖКХ до 25 человек и кончая последней группой - свыше 2000 человек (таблица 1).
Для каждой группы расчетно определена максимальная кратность должностного оклада руководителя к величине тарифной ставки I разряда рабочего основной профессии, определенной колдоговором или отраслевым (тарифным) соглашением. Расчет произведен в соответствии с условиями Постановления и фактически сложившимся соотношением в оплате труда на наиболее типичных предприятиях различных подотраслей ЖКХ, выполняющих наибольшие объемы работ на территории Московской области.
Таблица 1
Группировка предприятий ЖКХ по численности работников
и зависимость от нее должностных окладов руководителей
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ Списочная численность предприятия, чел. ¦
¦ +--------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦до 25¦25-50¦51-100¦101-200¦201-500¦501-1000¦1001-1500¦1501-2000¦свыше 2000¦
+--------------------------------------------------------------------------------------------------+
Максимальная кратность
должностного оклада к
величине тарифной ставки
I разряда рабочего
основной профессии
предприятия 5 6 7 8 9 10 11 12 13
---------------------------------------------------------------------------------------------------
1.3. Наряду с показателем численности работников, занятых на производстве, для определения размера должностного оклада руководителя предприятия ЖКХ в соответствии с п.3 Положения учитываются показатели, характеризующие объемы и масштабы производства, номенклатуру и разнообразие выполняемых услуг и работ, техническую оснащенность и сложность производства, то есть комплекс показателей, обеспечивающих наиболее полный и всесторонний учет различий в сложности управления производством и фактически достигнутых результатов.
В этих целях используются методики определения групп предприятий по оплате труда руководителей в зависимости от перечисленных показателей, действовавших ранее на предприятиях подотраслей ЖКХ, в их числе:
1) Показатели для отнесения предприятий тепловых сетей к группам по оплате труда руководителей (приложение N 1).
(Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.11.86 N 458/26-58);
2) Показатели для отнесения предприятий и организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей (приложение N 2).
(Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 20.11.86 N 500/26-209);
3) Показатели для отнесения предприятий электрических сетей и сетевых предприятий средств диспетчерского и технологического управления к группам по оплате труда руководителей (приложение N 3).
(Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.11.86 N 458/26-58);
4) Показатели для отнесения предприятий (объединений) и организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения (непроизводственные виды услуг) и их структурных подразделений к группам по оплате труда руководителей (приложение N 4).
(Постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 21.02.90 N 66/3-138).
Стоимость работ и услуг, применяемых для определения групп по оплате труда руководителей предприятий ЖКХ, указанная в приложениях NN 1, 2, 3, 4, с учетом инфляции должна быть скорректирована на расчетные индексы.
Величины расчетных индексов, а также перечень работ и услуг, стоимость которых является основным показателем или одним из показателей для отнесения к группе по оплате труда, даны в приложении N 5.
Приведенные в приложении N 5 расчетные индексы рассчитаны по ценам января 1995 года к базовым ценам 1984 года. При этом цены 1986-1990 годов, когда были утверждены показатели для отнесения предприятий ЖКХ к группам по оплате труда руководителей, остались на уровне цен 1984 года.
Средние соотношения должностных окладов по группам предприятий подотраслей, входящих в сферу жилищно-коммунального хозяйства, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Соотношения должностных окладов руководителей
по группам предприятий ЖКХ
+------------------------------------------------------------------+
¦ Группы предприятий ¦ Соотношения должностных окладов ¦
¦ ¦ руководителей к I (наивысшей) группе ¦
¦ ¦ по оплате труда ¦
+------------------------------------------------------------------+
I 1,0
II 0,95
III 0,90
IV 0,85
V 0,80
VI 0,75
Предприятия, объемы
которых ниже объема
последней группы 0,60-0,65
--------------------------------------------------------------------
Соотношения должностных окладов руководителей предприятий ЖКХ, отнесенных к предприятиям различных групп, рассчитаны по условиям оплаты руководителей, предусмотренным ранее действовавшим Постановлением от 17.09.86 N 1115 по оплате труда в производственных отраслях.
1.4. В таблице 3 приведены предельные величины кратности должностных окладов руководителей предприятий ЖКХ с различной численностью с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и выполнения различных объемов работ, услуг к величинам минимальных тарифных ставок.
Таблица 3
Предельные величины кратности должностных окладов
руководителей с учетом численности работников
и групп предприятий
.
+--------------------------------------------------------------------------------------+
¦ Группы ¦ Предельные величины кратности должностных окладов руководителей ¦
¦предприятий¦ с учетом списочной численности работников, чел. ¦
¦ +--------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦до 25¦25-50¦51-100¦101-200¦201-500¦501-1000¦1001-1500¦1501-2000¦свыше 2000¦
+--------------------------------------------------------------------------------------+
I 5 6 7 8 9 10 11 12 13
II 4,75 5,7 6,65 7,6 8,55 9,5 10,45 11,4 12,35
III 4,5 5,4 6,3 7,2 8,1 9 9,9 10,8 11,7
IV 4,25 5,1 5,95 6,8 7,65 8,5 9,35 10,2 11,05