ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О порядке внесения, рассмотрения и принятия
Федерального закона "О федеральном бюджете
на 1998 год" и о порядке внесения изменений и
дополнений в федеральный бюджет
Принят Государственной Думой
20 июня 1997 года
Одобрен Советом Федерации
3 июля 1997 года
Настоящий Федеральный закон определяет сроки и порядок внесения, рассмотрения и принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", а также порядок внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет.
Статья 1. Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" до 26 августа 1997 года одновременно с:
прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год;
основными направлениями бюджетной и налоговой политики на 1998 год;
оценкой соответствия прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и основных направлений бюджетной и налоговой политики на 1998 год фактическим показателям (по данным за первое полугодие 1997 года);
данными о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1997 год" с пояснениями причин и прогнозом социально-экономических последствий всех указанных изменений и дополнений;
прогнозом Сводного финансового баланса по территории Российской Федерации на 1998 год;
прогнозом консолидированного бюджета Российской Федерации на 1998 год;
предложениями об основных принципах взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в 1998 году и соответствующими расчетами и протоколами согласований (разногласий) с субъектами Российской Федерации;
проектами федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на 1998 год;
проектом федеральной адресной инвестиционной программы на 1998 год;
проектом программы приватизации государственных предприятий на 1998 год;
расчетами по статьям классификации доходов федерального бюджета, разделам и подразделам функциональной классификации расходов и дефициту федерального бюджета на 1998 год;
перечнем международных договоров Российской Федерации, содержащих ее финансовые обязательства на 1998 год, в том числе нератифицированных международных договоров Российской Федерации о государственных внешних заимствованиях и государственных кредитах, с указанием размеров финансовых обязательств Российской Федерации по каждому из них;
проектом программы государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 1998 год и проектом структуры внешнего долга Российской Федерации в 1998 году по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам;
проектом структуры государственного внутреннего долга Российской Федерации и проектом программы внутренних заимствований, предусмотренных в 1998 году для финансирования дефицита федерального бюджета;
проектами программ предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на 1998 год и отчетом о предоставлении гарантий Правительства Российской Федерации за истекший период 1997 года;
основными принципами формирования и расходования средств Бюджета развития Российской Федерации и соответствующими расчетами;
информацией о приостановке действия указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также с законопроектами о признании утратившими силу федеральных законов или о приостановке действия федеральных законов, реализация которых требует осуществления расходов, не предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год";
другими документами и материалами, предусмотренными Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
Одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Правительством Российской Федерации вносятся в Государственную Думу следующие проекты федеральных законов:
о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах;
о бюджетах государственных внебюджетных фондов, не консолидированных в федеральном бюджете;
о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации до 1 августа 1997 года вносит на рассмотрение Государственной Думы проект федерального закона о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 1998 год.
Статья 2. В случае, если проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и проектом федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1998 год" предусматривается индексация оплаты труда и пенсий, Правительство Российской Федерации одновременно с законопроектами, указанными в части второй статьи 1 настоящего Федерального закона, вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов о повышении минимального размера пенсии и о повышении минимального размера оплаты труда, а также предложения о порядке и сроках индексации заработной платы работников бюджетной сферы, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий.
Статья 3. Правительством Российской Федерации дополнительно к документам и материалам, указанным в статье 1 настоящего Федерального закона, представляются в Государственную Думу:
до 1 октября 1997 года:
оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за 1997 год и консолидированного бюджета Российской Федерации за 1996 год;
проекты программ предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на 1998 год и отчет о предоставлении гарантий Правительства Российской Федерации за истекший период 1997 года;
поквартальное распределение доходов и расходов федерального бюджета на 1998 год;
предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе по расходам на содержание военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с указанием их штатной численности на начало и конец 1998 года;
до 1 ноября 1997 года - итоги исполнения федерального бюджета за девять месяцев 1997 года.
Статья 4. Центральный банк Российской Федерации до 1 октября 1997 года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 1998 год. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.
Статья 5. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 25 августа 1997 года.
В течение суток со дня внесения в Государственную Думу указанного законопроекта Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам (далее - Комитет по бюджету) для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям статей 1 и 2 настоящего Федерального закона.
Совет Государственной Думы или в период парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии к рассмотрению Государственной Думой указанного законопроекта либо о возвращении его в Правительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации, если представленные документы и материалы не соответствуют требованиям статей 1 и 2 настоящего Федерального закона. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в течение 10 дней со дня возвращения на доработку и рассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Статья 6. Проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", внесенный с соблюдением требований настоящего Федерального закона, в течение трех дней со дня внесения направляется Советом Государственной Думы или в период парламентских каникул Председателем Государственной Думы Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения предложений и замечаний, а также в Счетную палату Российской Федерации для подготовки заключения.
Ответственным за рассмотрение прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепции проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" является Комитет Государственной Думы по экономической политике.
Ответственным за рассмотрение проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" является Комитет по бюджету.
Совет Государственной Думы назначает комитеты Государственной Думы, ответственные за рассмотрение отдельных разделов и подразделов функциональной классификации расходов федерального бюджета и федеральных целевых программ (далее - профильные комитеты). По каждому разделу функциональной классификации расходов федерального бюджета назначается не менее двух ответственных комитетов Государственной Думы, одним из которых является Комитет по бюджету.
Ответственными за рассмотрение проектов федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, о бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда, о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации являются Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике и Комитет по бюджету.
Ответственными за рассмотрение проектов федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования, о тарифах страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования являются Комитет Государственной Думы по охране здоровья и Комитет по бюджету.
Ответственными за рассмотрение вопросов, связанных с федеральными целевыми программами, являются профильные комитеты, Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству, транспорту и энергетике и Комитет по бюджету.
Для обеспечения необходимой степени конфиденциальности рассмотрения отдельных разделов и подразделов функциональной классификации расходов федерального бюджета и источников покрытия дефицита федерального бюджета Государственная Дума утверждает персональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность за сохранение государственной тайны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Государственная Дума до 5 сентября 1997 года создает Комиссию Государственной Думы по рассмотрению федерального бюджета и внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации (далее - Комиссия Государственной Думы).
Комиссия Государственной Думы формируется по принципу пропорционального представительства депутатских объединений в Государственной Думе.
Совет Федерации до 5 сентября 1997 года создает Комиссию Совета Федерации по рассмотрению федерального бюджета и внесению изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации (далее - Комиссия Совета Федерации).
Комиссия Совета Федерации формируется по принципу пропорционального представительства комитетов Совета Федерации.
Статья 8. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в четырех чтениях. При этом проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о тарифах страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на 1998 год должны быть приняты Государственной Думой в первом чтении до утверждения основных характеристик федерального бюджета на 1998 год. Федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда должны быть приняты Государственной Думой не позднее 14 дней после принятия в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
В случае отклонения в первом чтении проектов федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении минимального размера оплаты труда Правительство Российской Федерации в течение 15 дней дорабатывает указанные законопроекты с учетом предложений и замечаний Государственной Думы и повторно вносит их на рассмотрение Государственной Думы.
Статья 9. В течение 25 дней со дня внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год":
Комиссия Государственной Думы и Комиссия Совета Федерации рассматривают прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепцию проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", основные направления бюджетной и налоговой политики на 1998 год, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в 1998 году, а также основные характеристики федерального бюджета на 1998 год;
комитеты Государственной Думы и комитеты Совета Федерации готовят и направляют в Комитет по бюджету и Комитет Государственной Думы по экономической политике заключения по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепции проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Статья 10. Субъекты права законодательной инициативы не позднее 30 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту.
На основании заключений комитетов Государственной Думы, комитетов Совета Федерации и субъектов права законодательной инициативы по основным характеристикам федерального бюджета на 1998 год и рекомендаций Комиссии Государственной Думы и Комиссии Совета Федерации Комитет по бюджету готовит обобщенное заключение по указанному законопроекту, а также проект постановления Государственной Думы "О принятии в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и об основных характеристиках федерального бюджета на 1998 год" и вносит их на рассмотрение Государственной Думы.
На основании заключений комитетов Государственной Думы Комитет Государственной Думы по экономической политике готовит обобщенное заключение по прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепции проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" и представляет его на рассмотрение Государственной Думы при рассмотрении в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
Статья 11. В течение 40 дней со дня внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Государственная Дума рассматривает его в первом чтении.
Статья 12. Государственная Дума при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" в первом чтении рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 1998 год и концепцию проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год", основные направления бюджетной и налоговой политики на 1998 год, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов на 1998 год в части источников внешнего финансирования покрытия дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета на 1998 год, к которым относятся:
доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
размеры несбалансированности (дефицит) федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на 1998 год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
общий объем расходов федерального бюджета на 1998 год.
Статья 13. При рассмотрении на пленарном заседании в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Государственная Дума заслушивает доклад Правительства Российской Федерации и содоклады Комитета Государственной Думы по экономической политике и Комитета по бюджету и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. В случае принятия в первом чтении Государственной Думой указанного законопроекта утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 1998 год, определенные статьей 12 настоящего Федерального закона.
Статья 14. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" Государственная Дума может: