Министерство науки, высшей школы и технической политики
Российской Федерации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ПРИКАЗ

от 25 ноября 1992 года N 711

О создании учебно-методических объединений
Российской Федерации

     (с изменениями на 19 июня 1997 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     приказом Госкомвуза России от 28 апреля 1994 года N 352;
     приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 19 июня 1997 года N 1241.     

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Утратило силу в части создания Учебно-методического объединения
высших учебных заведений Российской Федерации
по инженерно-педагогическому образованию
на базе Свердловского инженерно-педагогического института -
приказ Госкомвуза России от 19 июня 1997 года N 1241.
____________________________________________________________________


В целях развития и совершенствования высшего образования в Российской Федерации

приказываю:

1. Создать учебно-методические объединения высших учебных заведений Российской Федерации (приложение 1).

2. Закрепить за учебно-методическими объединениями согласно приложению 1 направления базового высшего образования и специальности высшего образования.

3. Утвердить Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации (приложение 2).

4. Управлению экономики высшей школы (Балашову Г.В.) ассмотреть вопрос об увеличении с 1993 года бюджетных ассигнований подведомственным вузам, указанным в приложении 1, целевым назначением для финансирования деятельности учебно-методических объединений, включая фонд заработной платы в соответствии со штатным расписанием, установленным Типовым положением об учебно-методическом объединении.

5. Предложить главным управлениям (управлениям) учебных заведений министерств и ведомств, имеющим в своем подчинении высшие учебные заведения, на базе которых создаются согласно приложению 1 учебно-методические объединения, распространить на них действие пункта 4 настоящего приказа.

6. Управлению научно-педагогических кадров (Ануфринчуку В.Т.) совместно с Учебно-методическим управлением (Татуром Ю.Г.) организовать по представлению учебно-методических объединений утверждение в должности проректоров по учебной работе заместителей председателей советов учебно-методических объединений.

7. Учебно-методическому управлению (Татуру Ю.Г.):

7.1. Создать координационные научно-методические советы по направлениям базового высшего образования, закрепляемым настоящим приказом одновременно за несколькими учебно-методическими объединениями.

7.2. Обеспечить информационное взаимодействие Комитета по высшей школе и учебно-методических объединений.

7.3. Определить порядок проведения ежегодных совещаний по вопросам деятельности учебно-методических объединений.

8. Председателям советов учебно-методических объединений в двухмесячный срок:

8.1. Определить перечень вузов (факультетов, кафедр), входящих в возглавляемое объединение.

8.2. Разработать и утвердить положение о конкретном учебно-методическом объединении.

8.3. Представить в Комитет по высшей школе кандидатуру заместителя председателя совета учебно-методического объединения для утверждения.

9. Не применять на территории Российской Федерации приказы Минвуза СССР от 18 сентября 1987 года N 650, от 10 февраля 1988 года N 100, от 15 марта 1988 года N 190, от 24 марта 1989 года N 211, от 20 марта 1990 года N 180, от 8 июня 1990 года N 395, от 20 февраля 1991 года N 86.

10. Считать утратившими силу приказы Комитета по высшей школе от 14 августа 1992 года N 531 и от 18 сентября 1992 года N 582.

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Шадрикова В.Д.

Заместитель председателя
 В.Шадриков


Приложение 1
к приказу Комитета по высшей школе
от 25 ноября 1992 года N 711

_________________________________________________________________

Утратило силу на основании
приказа Госкомвуза России от 28 апреля 1994 года N 352.

_________________________________________________________________



Приложение 2
                                  к приказу Комитета по высшей школе
                                        от 25 ноября 1992 года N 711

 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

об учебно-методическом объединении высших
учебных заведений Российской Федерации

1. Общие положения

1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений (УМО) является общественно-государственной организацией преподавателей вузов и специалистов народного хозяйства, способствующей управлению высшим образованием на профессиональном уровне.

1.2. В состав учебно-методических объединений входят высшие учебные заведения Российской Федерации независимо от ведомственной подчиненности или их структурные подразделения (факультеты, кафедры), а также связанные с вузами другие учебные заведения, реализующие образовательно-профессиональные программы по единым направлениям базового высшего образования и родственным специальностям, относящимся к компетенции УМО.

В состав УМО могут входить аккредитованные негосударственные высшие учебные заведения, а также, в качестве ассоциированных членов, вузы других государств, реализующие аналогичные образовательно-профессиональные программы.

Вузы и их подразделения, входящие в состав УМО, сохраняют установленные отношения подчиненности.

1.3. Перечень областей высшего образования, относящихся к компетенции учебно-методического объединения, определяется Комитетом по высшей школе.

1.4. Учебно-методическое объединение организуется Комитетом по высшей школе, как правило, на базе одного из вузов, входящих в его состав, в котором реализуются образовательно-профессиональные программы по большинству направлений базового высшего образования и специальностей, относящихся к компетенции УМО.

Создание, реорганизация и ликвидация УМО производится Комитетом по высшей школе независимо от ведомственной принадлежности базового вуза.

1.5. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и нормативными документами о высшей школе и своим положением об УМО, разработанным на основе настоящего Положения.

1.6. Принципы деятельности учебно-методического объединения равноправие членов, коллегиальность руководства, гласность.

1.7. Решения учебно-методического объединения носят рекомендательный характер.

2. Основные цели и задачи

Основной целью учебно-методического объединения является координация действий педагогической общественности вузов и специалистов народного хозяйства в решении следующих задач:

разработка государственных образовательных стандартов;

разработка и совершенствование образовательных и профессиональных программ в соответствии с потребностями личности, общества, основными тенденциями развития науки, культуры, техники и технологии;

мониторинг качества реализации образовательных и профессиональных программ;

совершенствование организации, кадрового и методического обеспечения учебного процесса;

обеспечение интеграции отечественной высшей школы в мировое академическое сообщество.

3. Функции и права

Учебно-методическое объединение:

3.1. Готовит предложения по реализации государственной политики в области образования, номенклатуре направлений базового высшего образования и специальностей, участвует в разработке государственных образовательных стандартов.

3.2. Разрабатывает структуры образовательно-профессиональных программ, примерные учебные планы и программы дисциплин по направлениям и специальностям высшего образования.

3.3. Участвует в формировании перспективных планов подготовки учебников и учебных пособий, формирует авторские коллективы, участвует в проведении конкурсов по созданию учебной литературы и аудиовизуальных средств. Проводит рецензирование рукописей учебников и учебных пособий, подготовленных к изданию. Дает рекомендации, включая присвоение грифа УМО, по межвузовскому использованию учебной литературы, изданной в вузах.

3.4. Разрабатывает рекомендации по совершенствованию учебного процесса, проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего образования, студенческие олимпиады и конкурсы.

3.5. Участвует в разработке и реализации программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

3.6. Участвует в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.

3.7. Проводит экспертизу возможности реализации в учебном заведении образовательно-профессиональных программ базового высшего образования и подготовки специалистов по специальностям высшего образования.

3.8. Проводит экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий преподавателям высших учебных заведений.

3.9. Принимает участие в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего образования.

3.10. Рассматривает предложения вузов и вносит представления к премированию в области высшего образования.

3.11. Устанавливает контакты с общественно-профессиональными организациями зарубежных стран с целью обмена опытом по вопросам организации учебного процесса.

4. Организация деятельности

4.1. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет его совет, сформированный на собрании представителей вузов, входящих в УМО. В перерывах между заседаниями совета руководство деятельностью УМО осуществляет президиум совета УМО.

Председателем совета УМО и его президиума является ректор вуза, на базе которого организовано УМО.

Совет и его президиум работают в соответствии с утвержденным на заседании УМО регламентом.

4.2. Председатель совета учебно-методического объединения направляет и организует работу совета и его президиума, представляет УМО в органах управления высшим образованием, осуществляет связь с предприятиями, организациями, привлекает профессорско-преподавательский состав вузов, входящих в УМО, для работы в его советах и комиссиях.

4.3. В высших учебных заведениях, на базе которых создается учебно-методическое объединение, вводится должность проректора по учебной работе - заместителя председателя совета УМО. Кандидатура проректора, представленная ректором базового вуза, утверждается Комитетом по высшей школе независимо от ведомственной принадлежности базового вуза.

Заместитель председателя совета организует работу по выполнению решений совета УМО, осуществляя непосредственное оперативное руководство деятельностью учебно-методического объединения.

4.4. Для обеспечения функционирования учебно-методического объединения в базовом вузе вводятся должности ученых секретарей, методистов и инспекторов.

4.5. При совете учебно-методического объединения создаются Научно-методические советы по направлениям базового высшего образования, курируемым УМО. Составы советов формируются из числа ведущих преподавателей, обеспечивающих реализацию различных циклов образовательно-профессиональных программ направлений.

В случае, если направление базового высшего образования курируется несколькими УМО, создается координационный научно-методический совет по направлению, формируемый из представителей всех УМО, за которыми закреплено данное направление.

Кандидатуры руководителей этих советов согласуются с Учебно-методическим управлением Комитета по высшей школе.

4.6. При совете учебно-методического объединения создаются научно-методические советы по специальностям, курируемым УМО, могут создаваться научно-методические советы по функциональным направлениям деятельности УМО, научно-методические комиссии по отдельным дисциплинам и т.д. Состав и руководители научно-методических советов и комиссий утверждаются председателем совета УМО.

В случае, если специальность по содержанию подготовки носит многоотраслевой характер, она может, по взаимному согласию председателей советов УМО, входить в компетенцию нескольких объединений в виде самостоятельных научно-методических советов при соответствующем УМО. Координацию работы этих советов, разработку типовой учебно-методической документации по специальности осуществляет учебно-методическое объединение, за которым решением Комитета по высшей школе данная специальность закрепляется.

4.7. Для выполнения функций, возложенных на учебно-методическое объединение, его совет имеет право формировать из преподавателей вузов, входящих в состав УМО, временные творческие коллективы, рабочие группы, учебно-методические центры, центры компьютерных технологий и другие структуры.

5. Финансовое обеспечение

5.1. Финансирование деятельности учебно-методического объединения осуществляется органами управления высшим образованием путем выделения средств целевым назначением.

5.2. Учебно-методическое объединение имеет право использовать дополнительные источники финансирования (спонсорство, добровольные взносы вузов, входящих в УМО, и другие). Для этой цели может быть создан фонд УМО.

5.3. Использование средств фонда осуществляется по смете, утвержденной на заседании совета учебно-методического объединения. Контроль за расходованием средств осуществляет президиум совета УМО. Предусматривается ежегодный отчет о формировании фонда и расходовании его средств, утверждаемый на заседании совета УМО.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
"КОДЕКС"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»