Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 1997 года N 191


О федеральной целевой программе "Медико-санитарное обеспечение
современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса
и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного
и химического разоружения, а также конверсии и разработки
новых технологий в 1997-1998 годах"

(с изменениями на 24 июля 1998 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 827.

____________________________________________________________________



В целях сохранения здоровья трудящихся, занятых на производствах с особо опасными факторами физической и химической природы, снижения загрязнения окружающей природной среды и уменьшения опасности при проведении работ на предприятиях ядерно-энергетического комплекса Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах" (далее именуется - Программа).

2. Определить Министерство здравоохранения Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы.

3. Министерству финансов Российской Федерации осуществлять финансирование Программы в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на 1997 год Федеральному управлению медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации.

4. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, и предусмотреть ее финансирование в проекте федерального бюджета на 1998 год.

Председатель Правительства
Российской Федерации
 В.Черномырдин

     

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 22 февраля 1997 года N 191

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития
ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств
в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения, а также
конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах"

(с изменениями на 24 июля 1998 года)

     

ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

"Медико-санитарное обеспечение современного этапа развития ядерно-энергетического комплекса и других особо опасных производств в условиях ракетного, ядерного и химического разоружения,  а также конверсии и разработки новых технологий в 1997-1998 годах"

Наименование         -  федеральная целевая программа
Программы               "Медико-санитарное обеспечение современного
                        этапа развития ядерно-энергетического
                        комплекса и других особо опасных
                        производств в условиях ракетного, ядерного
                        и химического разоружения, а также
                        конверсии и разработки новых технологий
                        в 1997-1998 годах"

Дата принятия        -  постановлениe Правительства Российской
решения                 Федерации от 20 апреля 1995 г. N 384
о разработке            "Вопросы Федерального управления
Программы,              медико-биологических и экстремальных
дата ее утверждения     проблем при Министерстве здравоохранения
(наименование           и медицинской промышленности
и номер                 Российской Федерации, поручение
соответствующего        Правительства Российской Федерации от
нормативного акта)      30 апреля 1996 г. N ВК-П12-14914

Государственный      -  Министерство здравоохранения Российской
заказчик - координа-    Федерации
тор Программы

Основной             -  Федеральное управление медико-биологических
разработчик             и экстремальных проблем при Министерстве
Программы               здравоохранения Российской Федерации

Сроки реализации     -  конец 2002 года *)
Программы
_____________
*) в редакции постановления Правительства Российской Федерации
   от 24 июля 1998 года N 827


Цели и задачи        -  основной целью Программы является
Программы               медицинская защита здоровья персонала
                        предприятий и объектов, обслуживаемых
                        учреждениями Федерального
                        управления медико-биологических и
                        экстремальных проблем при Министерстве
                        здравоохранения Российской Федерации,
                        и населения прилегающих территорий
                        от воздействия особо вредных факторов
                        физической и химической природы в условиях
                        ракетно-ядерного и химического разоружения,
                        конверсии, а также разработки новых
                        технологий.
                        Задачи Программы:
                        снижение риска возникновения аварийных
                        ситуаций на особо опасных производствах;
                        предотвращение неблагоприятного воздействия
                        особо опасных производств на среду обитания
                        людей;
                        создание системы профилактики, диагностики,
                        лечения и реабилитации лиц, занятых на
                        предприятиях и объектах, обслуживаемых
                        Федеральным управлением
                        медико-биологических и экстремальных
                        проблем при Министерстве здравоохранения
                        Российской Федерации;
                        модернизация санитарно-эпидемиологического
                        надзора в организациях, учреждениях и на
                        предприятиях с особо опасными условиями
                        труда;
                        обеспечение готовности учреждений,
                        организаций, предприятий, служб и
                        специалистов к планированию и осуществлению
                        оптимальных контрмер против последствий
                        радиационных и химических аварий

Перечень             -  специальные профилактические,
подпрограмм             лечебно-диагностические
и основных              и реабилитационные мероприятия для
мероприятий             персонала особо опасных производств;
                        специальные санитарно-гигиенические
                        мероприятия по обеспечению функционирования
                        особо опасных производств на современном
                        этапе их развития;
                        материально-техническое обеспечение;
                        повышение готовности учреждений,
                        организаций, предприятий,
                        подведомственных Федеральному управлению
                        медико-биологических и экстремальных
                        проблем при Министерстве здравоохранения
                        Российской Федерации, к действиям в
                        условиях чрезвычайных ситуаций;
                        научно-исследовательские и
                        опытно-конструкторские работы;
                        международное сотрудничество

Исполнители          -  организации, учреждения и предприятия,
подпрограмм             находящиеся в ведении Федерального
и основных              управления медико-биологических
мероприятий             и экстремальных проблем при Министерстве
                        здравоохранения Российской Федерации,
                        Министерства Российской Федерации по
                        атомной энергии, Министерства
                        промышленности Российской Федерации,
                        Министерства оборонной промышленности
                        Российской Федерации, Министерства путей
                        сообщения Российской Федерации,
                        Министерства транспорта Российской
                        Федерации, Министерства обороны
                        Российской Федерации, Государственного
                        комитета Российской Федерации по охране
                        окружающей среды, Российского космического
                        агентства

Объемы и источники   -  254,9 млрд. рублей, в 1997 году - за счет
финансирования          средств Федерального управления
                        медико-биологических и экстремальных
                        проблем при Минздраве России и
                        внебюджетных источников в
                        объеме 42,21 млрд. рублей; в
                        1998 году  - 212,69 млрд. рублей
                        за счет ассигнований из федерального
                        бюджета (в ценах 1996 года)

Ожидаемые            -  предотвращение дальнейшего ухудшения
результаты              показателей здоровья лиц,
реализации              занятых на особо опасных
Программы               ядерных и химических производствах,
                        членов их семей и населения районов,
                        прилегающих к предприятиям и объектам;
                        снижение риска возникновения аварийных
                        ситуаций на особо опасных предприятиях
                        и объектах;
                        снижение медицинских и экологических
                        последствий от радиационных и химических
                        аварий при проведении текущих работ с
                        особо опасными вредными агентами,
                        в ходе ракетно-ядерного разоружения,
                        уничтожения химического оружия,
                        конверсии производств и внедрения
                        новых технологий;
                        снижение неблагоприятного влияния особо
                        опасных производств на природную среду
                        в условиях конверсии и уничтожения
                        ракетного, ядерного и химического
                        оружия

Система организации  -  создание дирекции Программы, возглавляемой
контроля                заместителем начальника Федерального
за исполнением          управления медико-биологических
                        и экстремальных проблем при Министерстве
                        здравоохранения Российской Федерации,
                        с участием ведущих специалистов
                        Министерства Российской Федерации
                        по атомной энергии, Министерства
                        промышленности Российской Федерации и
                        других заинтересованных федеральных
                        органов исполнительной власти для
                        координации работ по реализации Программы
                        и контроля за использованием финансовых
                        средств.
                        Информация о ходе выполнения Программы и об
                        использовании бюджетных средств
                        представляется в установленном порядке

Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
программными методами

Создававшаяся с 1947 года система Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Федеральное управление) изначально была ориентирована на выполнение государственных оборонных задач, отличавшихся высокой опасностью и беспрецедентной сложностью проводимых работ. В результате объединения государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специальной медицинской помощью в единых учреждениях медико-санитарных частях, а также проведения целевых научных исследований эта система в настоящее время располагает сетью учреждений здравоохранения, хорошо сбалансированной с потребностями производства.

В 1996 году сетью лечебных учреждений Федерального управления охвачено около 2,5 млн. человек, из которых около 1 млн. человек работают на особо опасных предприятиях. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 1995 г. N 314 дополнительно предписывает Федеральному управлению обеспечить медицинским обслуживанием работников объектов по уничтожению химического оружия, поликлиническим, консультативно-профилактическим обслуживанием граждан, проживающих на территории зоны наблюдения вокруг объектов по хранению и уничтожению химического оружия. Изменения экономических и социальных условий России отрицательно сказались на функционировании системы Федерального управления, причем в гораздо большей степени, чем на медико-санитарном обеспечении страны в целом.

Одним из видов профилактики воздействия вредных факторов особо опасных производств на людей и природную среду являются специальные санитарно-гигиенические мероприятия, разрабатываемые по результатам обследований предприятий и объектов, а также прилегающих территорий. В последние годы из-за недостатка финансирования объем обследований неуклонно сокращается. Причина - в сокращении штатов промышленно-санитарных лабораторий медико-санитарных частей и нарастающей моральной и физической изношенности оборудования.

Санитарно-эпидемиологический надзор Федерального управления почти полностью лишился передвижных радиологических и химических лабораторий, что создает серьезные трудности в осуществлении санитарного надзора, особенно при возникновении чрезвычайных ситуаций. Несмотря на то, что на Федеральное управление возложена функция информирования правительственных органов о нарушениях радиационной и химической обстановки на обслуживаемых особо опасных производствах, оно практически не располагает современными средствами связи со своими объектами (факс-модемной связью, системой электронной почты и так далее).

Организация динамического наблюдения за лицами с факторами риска - носителями плутония и других особо опасных веществ затруднена в связи с тем, что имеющиеся в немногих медико-санитарных частях счетчики излучения человека по большей части морально устарели и не обеспечивают измерение достаточно низких концентраций значимых радионуклидов в теле человека, хотя на химико-металлургических заводах Министерства Российской Федерации по атомной энергии зарегистрировано около 2 тыс. лиц - носителей плутония с превышением его содержания в организме и доказана прямая связь между плутонием и заболеваемостью раком легких.

Физически изношена и морально устарела материально-техническая база лечебных учреждений здравоохранения Федерального управления. Износ основных средств на 1 января 1996 г. составил более 50 процентов. По многим позициям лечебно-профилактические учреждения не оснащались современным рентгенологическим, ультразвуковым, эндоскопическим и лабораторно-диагностическим оборудованием. Система не располагает ни одним магнитно-ядерно-резонансным или электронно-позитронным томографом, современными рентгено-диагностическими установками.

Ухудшаются отдельные показатели здоровья как лиц, непосредственно занятых в особо опасных производствах, так и населения прилегающих местностей. В структуре профессиональной заболеваемости работников системы Министерства Российской Федерации по атомной энергии 58 процентов занимают болезни, вызванные воздействием радиоактивных веществ. За последние 5 лет рост заболеваемости злокачественными новообразованиями среди работников, занятых на отдельных предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии, составил 28 процентов, среди всех лиц, обслуживаемых Федеральным управлением - на 23 процента (это превышает темпы роста по России). При этом резко увеличилось число больных, впервые выявленных в запущенной стадии, снизился процент выявления этих заболеваний на медосмотрах.

Первичная заболеваемость психическими расстройствами среди работающих на ряде предприятий Министерства Российской Федерации по атомной энергии за последние 3 года возросла почти на 50 процентов. Это - серьезная предпосылка к росту риска возникновения аварийной ситуации на особо опасных предприятиях по вине работников этих предприятий.

Снижается продолжительность профессиональной деятельности высококвалифицированного персонала особо опасных производств. Среди работников имеются лица, получившие сверхнормативные дозы ионизирующего облучения и воздействия вредных химических веществ, а также страдающие профессиональными заболеваниями. У 80 процентов работников особо опасных производств отмечается развитие вторичных иммунодефицитов, осложняющих течение профессиональных заболеваний.

Неблагоприятны и общие показатели здоровья населения, проживающего в районах размещения особо опасных предприятий. Общая смертность населения закрытых административно-территориальных образований, на территории которых расположены предприятия Министерства Российской Федерации по атомной энергии, за последние годы возросла в полтора раза, а 1994 год характеризовался отрицательным естественным приростом населения. Распространенность врожденных аномалий среди детей в возрасте до 14 лет, проживающих в ЗАТО, вдвое превышает показатель по России.

Отсутствует база для организации социально-гигиенического мониторинга на объектах, обслуживаемых Федеральным управлением, с целью идентификации ведущих факторов, сокращающих продолжительность жизни и ухудшающих показатели здоровья работающих лиц и населения прилегающих местностей.

Все изложенное усугубляется начавшимися в оборонных отраслях промышленности процессами уничтожения ядерного, ракетного и химического оружия, а также конверсией, сопровождающейся разработкой и внедрением новых особо опасных технологий. При нынешних технологиях на обслуживаемых Федеральным управлением 90 предприятиях и учреждениях оборонного комплекса используется и производится более 400 видов токсических химических веществ. В рамках химического разоружения Россией заявлено к уничтожению 40 тыс.тонн боевых отравляющих веществ, планируется снять с боевого дежурства 1,5 тыс. ракет и слить около 110 тыс. тонн горючего - особо токсичных сильнодействующих веществ. Эти работы влекут реальную опасность загрязнения среды обитания человека высокотоксичными компонентами ракетного топлива.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»