(с изменениями на 25 апреля 2006 года)
____________________________________________________________________
Не применяется с 7 августа 2022 года на основании
приказа ФАС России от 22 июня 2022 года N 462/22
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МАП России от 11 марта 1999 года N 71;
приказом ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ не применяется за исключением раздела 8 Порядка, утвержденного настоящим приказом - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Настоящий приказ с 26 октября 2006 года (со дня вступления в силу Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ) и до приведения в соответствие с указанным Федеральным законом применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ, - пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ.
- Примечание "КОДЕКС".
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
На основании приказа МАП России от 11 марта 1999 года N 71 в тексте настоящего приказа слова "ГАК России" и "ГКАП России" заменены словами "МАП России", слова "Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации" и "Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур" заменены словами "Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства" в соответствующем падеже, слова "Председатель" и "заместитель Председателя" заменены словами "Министр" и "заместитель Министра" в соответствующем падеже.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения единого подхода МАП Российской Федерации и его территориальных управлений при анализе и оценке состояния конкурентной среды на товарных рынках в рамках реализации Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
приказываю:
1. Утвердить Порядок проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках (прилагается).
2. Пункт не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. - См. предыдущую редакцию.
3. Пункт не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. - См. предыдущую редакцию.
Министр
Л.А.Бочин
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
10 января 1997 года,
регистрационный N 1229
ПОРЯДОК
проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды
на товарных рынках
(с изменениями на 25 апреля 2006 года)
Абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию:
абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию;
абзац не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108 - см. предыдущую редакцию.
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
8.1. При наличии неблагоприятных структурных предпосылок для развития конкуренции на товарных рынках необходимо проанализировать поведение хозяйствующих субъектов, занимающих наибольшую долю на рынке, по отношению к своим конкурентам, что позволит выявить наличие (отсутствие) у них рыночного потенциала.
8.2. Под термином рыночный потенциал понимается возможность хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке и (или) затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам, и не связанная напрямую с долей хозяйствующего субъекта на товарном рынке.
Рыночный потенциал хозяйствующего субъекта может быть связан с наличием его доминирующего положения на рынке. Однако на отдельных товарных рынках возникают ситуации, когда хозяйствующий субъект с долей на рынке менее 35% обладает рыночным потенциалом по отношению к другим хозяйствующим субъектам на этом же товарном рынке.
8.3. Анализ рыночного потенциала предполагает:
измерение рыночного потенциала;
определение направлений использования рыночного потенциала, в том числе в ущерб конкуренции.
8.4. При измерении рыночного потенциала могут быть применены три различных подхода:
структурный - анализ положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке;
оценка степени эффективности деятельности хозяйствующего субъекта;
анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов.
Структурный подход в основе своей включает подсчет числа продавцов на данном товарном рынке и сравнение долей, занимаемых каждым участником рынка.
Доли, занимаемые каждым участником рынка, используются как показатели рыночного потенциала: чем больше доля, тем больше рыночный потенциал.
При этом для правильного применения структурного критерия требуется тщательное взвешивание различных условий рынка: учет возможности и вероятности входа на рынок других продавцов, наличие в продаже бывших в употреблении товаров и других приемлемых (но не эквивалентных) заменяющих товаров, а также других факторов, свидетельствующих о том, может ли данный продавец повышать цены и сокращать выпуск продукции.
В дополнение к структурному подходу при измерении рыночного потенциала рекомендуется использовать анализ эффективности деятельности хозяйствующих субъектов. При этом подходе определяются отклонения показателей эффективности деятельности хозяйствующих субъектов (прибыли, рентабельности) от их среднеотраслевых значений, а также факторы, обусловившие отклонения.
Эффективность деятельности хозяйствующих субъектов на товарном рынке может свидетельствовать о рыночном потенциале лишь при условии долговременного сохранения максимальных размеров показателей эффективности (не менее 1 года).
Для измерения рыночного потенциала можно использовать анализ зависимости показателей деятельности хозяйствующего субъекта от показателей деятельности конкурентов:
исчисления эластичности спроса по цене: чем больше неэластичность спроса на продукцию данного продавца, тем больше его потенциал на рынке;
наблюдения за поведением продавца товара при ценообразовании: устанавливаются ли цены на уровне выше конкурентного и как долго их удается поддерживать на этом уровне. На практике может быть использован также метод исчисления остаточного спроса: после расчета размеров покупательского спроса и предложения со стороны конкурентов в анализируемый период времени определяется возможность поставщика повысить цены в результате сокращения выпуска продукции.
8.5. Интегральным показателем рыночного потенциала хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке, является устанавливаемая им цена, превышающая уровень конкурентных цен на данном товарном рынке, в том числе монопольно высокая цена*.
________________
* Выявление монопольных цен не является предметом данного Порядка. Однако в процессе определения рыночного потенциала действующих на рынке хозяйствующих субъектов рекомендуется проанализировать используемые ими модели ценообразования.
8.6. Свидетельством наличия рыночного потенциала, наряду с вышеизложенным, может явиться (особенно если присутствует одновременно несколько таких факторов):
постоянное извлечение прибыли выше нормальной в данной отрасли;
сокращение уровня выпуска продукции в сочетании с ростом цен, происходящее при отсутствии убытков;
свидетельство непрекращающейся ценовой дискриминации, т.е. установление разных цен для разных групп покупателей или в различных географических регионах, не оправданное разницей в затратах;
превышение фактических издержек уровня, достижимого при наиболее эффективном росте масштабов производства;
уровень торговых издержек, превышающий экономически обоснованный;
уровень технологического прогресса, значительно опережающий среднеотраслевые показатели;
условия использования прав на промышленную собственность (патентов, лицензий, торговых знаков и т.д.);
наличие соглашений между конкурентами по поставкам необходимых товаров, услуг, прав на использование патентов, интеллектуальной собственности;
появление в структуре издержек таких статей расхода, как, например, оплата услуг на создание в органах исполнительной и законодательной власти организованной поддержки интересов хозяйствующего субъекта, чрезмерные представительские расходы.
(раздел не применяется - приказ ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию)
Приложение 1
СВЕДЕНИЯ | |||
об объемах производства и реализации видов продукции (работ, услуг) | |||
(полное наименование юридического лица) | |||
за | |||
(указывается временной период)* |
____________________________________________________________________
Приложение не применяется на основании
приказа ФАС России от 25 апреля 2006 года N 108. -
См. предыдущую редакцию
____________________________________________________________________