федеральной целевой программы
"Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев" на 1996-1997 годы
Наименование программы Дети семей беженцев и вынужденных
переселенцев
Наименование, дата и номер Указ Президента Российской
решения о разработке программы Федерации от 18 августа 1994 г.
N 1696 "О президентской
программе "Дети России"
постановление Правительства
Российской Федерации
от 25 ноября 1994 г. N 1299
"О разработке президентской
программы "Дети России"
на 1996-1997 годы"
Государственный заказчик ФМС России
программы
Основные разработчики программы ФМС России
Минсоцзащиты России
Минздравмедпром России
Минобразование России
Госкомсанэпиднадзор России
Цель и задачи программы, формирование основ комплексного
важнейшие целевые показатели решения проблем детей беженцев и
вынужденных переселенцев
улучшение положения детей
беженцев и вынужденных
переселенцев как наиболее
социально незащищенной категории
создание благоприятных условий
для детей беженцев и вынужденных
переселенцев для размещения и
адаптации
оказание помощи семьям с детьми в
расселении, жилищном,
социально-культурном и
медико-санитарном обеспечении
Сроки реализации программы 1996-1997 годы
Исполнители основных мероприятий ФМС России
программы Минсоцзащиты России
Минобразование России
Госкомсанэпиднадзор России
МЧС России
Минздравмедпром России
МВД России
Госкомвуз России
МИД России
Роскомторг
Госкомимущество России
Минкультуры России
Объемы и источники 145,605 млрд. рублей из средств
финансирования программы федеральных бюджетов на 1996 и
1997 годы,
в том числе
на 1996 год 75,331 млрд. рублей
(в ценах 1996 года)
Ожидаемые конечные результаты создание условий для нормального
реализации программы и гармоничного физического,
психологического и культурного
развития детей семей беженцев и
вынужденных переселенцев
Система контроля за исполнением ФМС России совместно с
программы Минэкономики России,
Минфином России и другими
заинтересованными
министерствами
и ведомствами
Характеристика проблемы
В настоящее время на территории Российской Федерации зарегистрировано более 200 тыс. несовершеннолетних детей из семей граждан, официально получивших статус беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе около 1000 детей потеряли родителей в межнациональных конфликтах или прибыли в Россию без них. Кроме того, около 100 тыс. несовершеннолетних детей насчитывается в семьях, вынужденно покинувших навсегда или временно места постоянного проживания в результате конфликта в Чеченской Республике. Среди семей беженцев и вынужденных переселенцев, имеющих несовершеннолетних детей, более одной трети составляют неполные и многодетные семьи. Нельзя исключать и тот факт, что на территории Российской Федерации находятся до 500 тыс. нелегальных и в большинстве своем многодетных мигрантов из государств дальнего зарубежья.
Сложившаяся в России в последние годы напряженная ситуация, связанная с массовым притоком вынужденных мигрантов, развивается на фоне сложной и неблагоприятной социально-экономической обстановки. В этих условиях семьи беженцев и вынужденных переселенцев, лишившиеся привычного образа жизни и воспитывающие детей в крайне стесненных финансовых и материальных условиях, при отсутствии постоянного жилья и работы, чрезвычайно уязвимы. Нельзя не учитывать и длительного негативного воздействия на детскую психику, вызванного отрывом от привычной среды и теми экстремальными условиями, которые зачастую сопровождают процесс вынужденной миграции. Пережившие трагедию межнациональных конфликтов и предоставленные в большинстве случаев сами себе, дети нередко бывают склонны к девиантному поведению, особенно в местах массового сосредоточения вынужденных мигрантов.
Основные направления работы и механизмы реализации государственной политики в отношении беженцев и вынужденных переселенцев определены в Федеральной миграционной программе, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 9 августа 1994 г. N 1668. Однако проблемы, поставленные перед Россией вынужденной массовой миграцией, и, в частности, проблемы, связанные с положением детей семей беженцев и вынужденных переселенцев, настолько масштабны и многообразны, что требуют для своего разрешения специальных целенаправленных скоординированных усилий большинства государственных и общественных институтов.
Наиболее пристального внимания, адресной государственной поддержки требуют особо нуждающиеся семьи с несовершеннолетними детьми, дети, оставшиеся без родителей или потерявшие их в межнациональных конфликтах, неполные и многодетные семьи.
Одним из наиболее нерешенных на сегодняшний день вопросов остается вопрос о медицинском обслуживании семей беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе и детей.
Важным компонентом социальной адаптации детей должна стать индивидуальная и семейная социокультурная и психолого-педагогическая реабилитация.
Эти и многие другие проблемы нашли отражение в Федеральной целевой программе "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". Содержащиеся в ней мероприятия соответствуют общему смыслу государственной социальной политики в интересах детей и согласуются с основными положениями Конвенции ООН о правах ребенка.
Субъектами данной программы являются различные категории детей семей беженцев и вынужденных переселенцев в соответствии с определениями, содержащимися в Законах Российской Федерации "О беженцах" и "О вынужденных переселенцах".
Цель и задачи программы
Целью программы является реализация государственной политики в области создания условий для нормального и гармоничного физического, психологического и культурного развития детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Программа предусматривает решение следующих задач:
создание условий для оказания незамедлительной помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев, предупреждение социального сиротства;
обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия и охраны здоровья детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;
оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, создание условий для их образования, внедрение новых педагогических технологий компенсирующего обучения;
организация научно-методических разработок по социально-психологическим и педагогическим проблемам реабилитации детей семей беженцев и вынужденных переселенцев;
определение правовых гарантий детей, защита их прав на образование, воспитание в семье, имущественных, жилищных и других интересов;
гуманитарная помощь ребенку;
поиск родителей или других членов его семьи.
Основные направления реализации программы
Статистический учет и организационное обеспечение программы
Предусматриваются разработка и осуществление статистического учета детей семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Предполагается, что статистический учет детей семей беженцев и вынужденных переселенцев будет включать также сбор и наличие всесторонней информации о расселении этих детей, их численности, национальном и возрастном составе, состоянии здоровья, обеспечении жильем, медицинской помощью.
Предусматривается также создание специального фонда помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев для привлечения средств предприятий, организаций и отдельных граждан.
Мероприятия, направленные на защиту, эвакуацию
и размещение детей в условиях межнациональных
и военных конфликтов
Предусматривается создание механизмов взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при эвакуации детей из зон межнациональных и военных конфликтов, разработка нормативов по продовольственному и материальному обеспечению детей, гарантирующих их выживание в экстремальных условиях в случае невозможности эвакуации.
Мероприятия по обустройству детей, прибывших без родителей
из зон межнациональных и военных конфликтов
Предусматривается организация размещения детей в домах ребенка, детских домах, школах-интернатах, интернатах для детей-сирот, интернатах для детей-инвалидов, домах отдыха, здравницах, пансионатах, санаториях и других учреждениях (по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации), а также в семьях, способных принять детей.
Представляются также мероприятия по оздоровительному и восстановительному лечению, социальной реабилитации детей и подростков.