Недействующий

     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 17 июня 1993 года N 241

     

О мерах по улучшению ведомственного контроля
за финансово-хозяйственной деятельностью
таможенных органов Российской Федерации

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа ГТК России от 7 февраля 2001 года N 133
____________________________________________________________________


В соответствии с решением коллегии ГТК России от 20.03.93 N 3 "О мерах по борьбе с коррупцией, должностными преступлениями и проступками в системе таможенных органов Российской Федерации" контрольно-ревизионная работа в системе Государственного таможенного комитета Российской Федерации призвана оказывать повседневное влияние на укрепление финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, платежно-расчетной и штатной дисциплины, предупреждение бесхозяйственности и обеспечение полной сохранности федеральной собственности России, вверенных таможенной службе денежных средств и государственного имущества.

Учитывая, что усиление финансового контроля является неотъемлемой частью совершенствования управления в условиях рыночной экономики, и в целях дальнейшего улучшения внутриведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью таможенных органов Российской Федерации, повышения ее эффективности, приказываю:

1. Организовать с 01.07.93 во всех региональных таможенных управлениях в обязательном порядке контрольно-ревизионные отделы, подчинив их непосредственно руководителям этих управлений.

2. Возложить на начальников контрольно-ревизионных отделов персональную ответственность за организацию и проведение контрольно-ревизионной работы и функционирование созданных отделов.

3. Утвердить Положение о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью таможенных органов Российской Федерации и план проведения ревизий таможенных органов (приложения 1, 2)*.

___________________

* Текст приложения N 2 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

4. Финансовому управлению (А.Д.Листопад) выделить с 01.07.93 региональным таможенным управлениям дополнительную штатную численность согласно приложению 3* и внести в сметы их расходов соответствующие изменения по вновь вводимой штатной численности работников контрольно-ревизионных подразделений.

__________________     

* Текст приложения N 3 в рассылке не приводится. - Примечание "КОДЕКС".

5. Начальникам региональных таможенных управлений:

- обеспечить неукоснительное соблюдение и правильное применение требований Положения о контроле за финансово-хозяйственной деятельностью таможенных органов Российской Федерации;

- в июле-августе сего года рассмотреть вопрос о состоянии внутрихозяйственного контроля, устранить недостатки в этом деле и незамедлительно принять меры по повышению эффективности и действенности проводимых ревизий и проверок, а также по усилению координации осуществления этого контроля;

- обеспечить качественное проведение ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов на территории подведомственного региона. Своевременно рассматривать материалы ревизий и проверок, принимать необходимые меры по каждому факту злоупотреблений, хищений, бесхозяйственности и других нарушений государственной дисциплины;

- принять дополнительные меры по повышению роли и значения бухгалтерского учета в осуществлении контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, правильным и экономным использованием материальных ценностей и денежных средств, за соблюдением штатной, кассовой и финансово-бюджетной дисциплины;

- в 2-месячный срок обеспечить подбор и назначение на вновь введенные должности согласно п. 4 настоящего Приказа специалистов, имеющих соответствующее образование, квалификацию, подготовку и практический опыт работы.

Письменный доклад о выполнении п.5 настоящего Приказа представить в ГТК России до 01.09.93.

6. Региональным таможенным управлениям обращать большее внимание при проведении ревизий, проверок и обследований таможен на соблюдение действующих указаний по учету товарно-материальных ценностей, труда и заработной платы, выполненных работ и услуг, смет расходов, использованию и учету депозитных средств и транспорта, установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии; обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей, предотвращение хищений, бесхозяйственности и расточительства, принятие мер к предупреждению таких явлений.

7. Управлению кадров и учебных заведений (Н.А.Лютов), Институту повышения квалификации и переподготовки работников таможенных учреждений (Н.М.Блинов) оказать помощь начальникам региональных таможенных управлений во II полугодии 1993 года в повышении квалификации специалистов контрольно-ревизионных служб.

8. Управлению делами (Ю.Г.Дерновский) обеспечить в срок до 01.07.93 рассылку и доставку настоящего Приказа в региональные таможенные управления.

9. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Финансового управления ГТК России А.Д.Листопада.

Первый заместитель
 Председателя Государственного
 таможенного комитета
 Российской Федерации
 В.Ф.Кругликов

Приложение 1
к Приказу ГТК России
от 17 июня 1993 года N 241

Положение
о контроле за финансово-хозяйственной
деятельностью таможенных органов
Российской Федерации

1. Основными задачами комплексных ревизий являются осуществление контроля за правильным и экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, соблюдением финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, платежно-расчетной и штатной дисциплины и законности совершаемых операций, правильным и достоверным ведением бухгалтерского учета и отчетности, финансовых, кредитных и расчетных операций, сохранностью денежных средств и государственного имущества, в том числе конфискатов, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода нарушений, упущений и излишеств.

2. Организация и осуществление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью таможенных органов на территории подведомственного региона, правильность проведения ревизий и проверок, достоверность результатов и эффективность принимаемых мер на этом участке работы возлагается на соответствующие региональные таможенные управления.

3. Контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных учреждений (КРО РТУ) проводят комплексные ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов, а также находящихся в их оперативном подчинении учреждений, организаций и предприятий на основании утвержденных годовых планов не реже одного раза в два года. При этом на одного работника контрольно-ревизионного аппарата планируется на год проведение трех комплексных ревизий и двух - трех контрольных проверок по устранению недостатков в финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов.

Ревизия проводится за период деятельности ревизуемого таможенного органа, следующий за тем периодом, который был обревизован при предыдущей ревизии, до начала месяца, в котором проводится данная ревизия. При необходимости или при наличии постановления компетентных органов ревизия проводится за более длительный период и по определенному заданию. Сроки проведения ревизий и состав ревизионных групп определяются с учетом объема и особенностей выполнения задания.

В комплексных ревизиях участвуют работники заинтересованных отделов и подразделений соответствующего регионального таможенного управления, а также, по согласованию с ГТК России, работники соответствующих служб ГТК России.

4. Сроки проведения ревизий и проверок в соответствии с действующим порядком должны устанавливаться в пределах 40 дней. В отдельных случаях с разрешения руководителя, назначившего ревизию, этот срок может быть увеличен.

Основанием для увеличения сроков может быть только необходимость дополнительной проверки финансовых и хозяйственных операций, определения полного размера ущерба или злоупотреблений.

5. При проведении ревизий, проверок и обследований таможенных органов контрольно-ревизионные отделы региональных таможенных управлений проверяют:

- выполнение предложений по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, отмеченных предыдущей ревизией;

- соблюдение финансовой, бюджетно-сметной, штатной и кассовой дисциплины со стороны должностных лиц;

- содержание хозяйственных операций по данным первичных документов для установления их законности, целесообразности и достоверности;

- соблюдение порядка учета денежных средств, товарно-материальных ценностей, выполненных работ и услуг, депозитных средств и транспорта, основных фондов (средств), малоценного инвентаря и других материальных ценностей;

- сохранность денежных средств и соответствие фактического их наличия данным бухгалтерского учета; достоверность, законность и целесообразность операций по расчетным, текущим и депозитным счетам в банке, а также по чекам из лимитированных и нелимитированных чековых книжек;

- состояние складского хозяйства и обеспечение мест хранения весовыми и измерительными приборами, мерной тарой; условия хранения имущественно-материальных ценностей; правильность их приемки по количественным и качественным показателям;

- своевременность и правильность проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов; правильность определения их результатов и отражения в бухгалтерском учете, а также обоснованность списания недостач и потерь товарно-материальных ценностей по нормам естественной убыли при их хранении и транспортировке;

- организован ли оперативный контроль за поступлением грузов и за выданными доверенностями на получение ценностей;

- сохранность и правильность учета драгоценных металлов и изделий из них, спирта на складах и при выдаче на эксплуатационные нужды в соответствии с действующими положениями;

- соответствует ли фактическое наличие основных фондов федеральной собственности данным бухгалтерского учета; обоснованно и правильно ли оформляется ликвидация основных средств; приходуются ли в правильной оценке материалы, полученные при ликвидации основных средств;

- законность и реальность задолженности по расчетам с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами; своевременность перечисления в бюджет кредиторской и депонентской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности;

- правильность начисления всех видов таможенных платежей, своевременность, полноту их оприходования и перечисления в доход федерального бюджета Российской Федерации;

- правильность оформления протоколов задержания и оценки конфискатов, соблюдение сроков и порядка их ответственного хранения и реализации;

- соблюдение правил приемки-передачи изделий из драгоценных металлов, обеспеченность весами для их взвешивания, правильность определения веса и пробы;

- состояние бухгалтерского учета и отчетности; обоснованность корреспонденции счетов в учетных регистрах; своевременность документального оформления хозяйственных операций;

- выполнение таможенными органами требований законодательства о труде, нормативных документов ГТК России.

6. Результаты ревизии при проверке оформляются актом за подписью руководителя ревизионной группы (ревизора), руководителя и начальника отдела бухгалтерского учета и контроля - главного бухгалтера ревизуемого таможенного органа.

В нем освещаются в систематизированном порядке результаты контроля комплекса взаимосвязанных ревизуемых объектов, представляющих собой финансово-хозяйственную деятельность таможенного органа.

Акт ревизии является юридическим доказательством недостатков, нарушений законодательных и нормативных актов, материального ущерба, выявленных в процессе ревизии. Поэтому он должен составляться с учетом требований Основ гражданского законодательства. Стилистика акта ревизии должна соответствовать требованиям официально-делового документа. Акт ревизии не должен носить описательный характер.

Разделы акта ревизии должны содержать систематизированное изложение недостатков по экономически однородным объектам (хозяйственным операциям, процессам).

В тех случаях, когда руководитель или начальник отдела бухгалтерского учета и контроля - главный бухгалтер таможенного органа имеет возражения или замечания по акту ревизии или проверки, он делает об этом оговорку перед своей подписью и не позднее трех дней со дня подписания акта представляет письменные объяснения руководителю таможенного органа, назначившему ревизию. По требованию ревизора к акту прилагаются также объяснения других должностных лиц, виновных в установленных ревизией нарушениях, упущениях и т.п.

Правильность фактов, приведенных в объяснении, проверяется руководителем ревизионной бригады с последующим составлением по ним письменного заключения.

Руководители ревизуемого таможенного органа несут ответственность за предоставление на исследование ревизии заведомо фиктивных документов, дачу неправильных пояснений, искажение результатов инвентаризации ценностей, проводимых в процессе ревизии, затягивание сроков проведения ревизии и другие действия, направленные на запутывание и искажение итогов ревизии.

7. В тех случаях, когда обнаруженное нарушение или злоупотребление может быть скрыто, необходимо принять срочные меры по устранению выявленных фактов и привлечь к ответственности виновных лиц в ходе ревизии или проверки, не ожидая ее окончания, ревизором составляется промежуточный акт. При этом от должностных лиц испрашиваются в срочном порядке необходимые письменные объяснения по выявленным фактам.

Промежуточные акты, как правило, составляются по результатам ревизии кассы, бланков строгой отчетности, находящихся на ответственном хранении конфискатов, иных материальных ценностей и в других случаях, требующих срочного фиксирования имеющих место фактов и безотлагательного оформления документом, удостоверяющим выявленные недостатки. Эти акты подписываются членами ревизионной бригады, проводившими непосредственную проверку или изучение ревизуемого объекта на данном участке, соответствующими должностными и материально ответственными лицами. В дальнейшем содержание промежуточных актов не повторяется в основном акте ревизии.

Промежуточные акты, срочные решения, принятые по ним, и соответствующие пояснительные записки ответственных лиц прилагаются к основному акту ревизии вместе с другими систематизированными и сгруппированными материалами.

Руководитель таможенного органа обязан принять меры к установлению выявленных нарушений, не ожидая окончания ревизии или проверки, о чем делается соответствующая запись в акте ревизии.

8. Распорядители кредитов, должностные лица, ответственные за проверяемые участки работы, правомочны вместе с членами ревизионной бригады проверять отчеты, первичные документы и записи, которыми подтверждаются факты нарушений, присутствовать при инвентаризации денежных и материальных ценностей, знакомиться с актами ревизии. Одновременно с этим они обязаны создать проверяющим надлежащие условия для их работы, не допускать действий, препятствующих или создающих трудности нормальному ходу ревизии; выполнять обоснованные требования по обеспечению сохранности материальных и денежных ценностей, устранять и пресекать бесхозяйственность и расточительство.

Кроме того, лица, работа которых проверяется, в случае несогласия с выводами ревизии имеют право требовать перепроверки изложенных фактов, уточнения содержания их оценки в соответствии с действующим законодательством и нормативно-правовыми актами.

9. Руководитель органа, назначившего ревизию или тематическую проверку, обязан не позднее чем в двухнедельный срок рассмотреть результаты ревизии или проверки и принять необходимое решение по ликвидации негативных явлений, выразившихся в нарушениях финансовой, бюджетно-сметной, кассовой, платежно-расчетной и штатной дисциплины, законодательства и нормативных актов, регулирующих хозрасчетные и трудовые отношения и др.; возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц, устранению причин и условий, способствующих нарушению государственной дисциплины, и разработать необходимые предложения по их предупреждению; обеспечить контроль за выполнением решений, принятых по результатам ревизии или проверки.

Организационно-распорядительные документы по результатам финансово-хозяйственного контроля составляются при соблюдении демократических методов управления в условиях гласности.

10. Работник, уполномоченный проводить ревизию, имеет право проверять все стороны деятельности таможенного органа, который ревизуется согласно приказу вышестоящего органа управления и программы, утвержденной этим приказом. Для этого ревизор имеет право:

- проверять первичные документы, бухгалтерские регистры, отчеты, планы, сметы и другие документы, наличные денежные суммы, ценные бумаги и материальные ценности, а при выявлении фиктивных документов, совершения подделок и подлогов изымать необходимые документы на основании письменного распоряжения судебно-следственных и других органов, имеющих на это право;

- требовать предъявления приказов, хозяйственных и других договоров, личных дел, переписки по вопросам снабжения, поставок и др.;

- проверять правильность списания материальных ценностей, требовать от распорядителей кредитов проведения контрольных обмеров выполненных работ, проводить сплошные и выборочные инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов, в необходимых случаях опечатывать кассы и кассовые помещения, материальные склады, кладовые, архивы. При этом печать (пломбиратор) должна находиться у ревизующего, а ключ - у материально ответственного лица;

- проводить осмотры служебных помещений, территорий, технических средств контроля, специального поискового оборудования, складов, кладовых и т.д.;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»