Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И
ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 1994 года N 66


О проведении экономического эксперимента по развитию аграрной рыночной инфраструктуры

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минсельхоза России от 16 июня 2010 года N 202
____________________________________________________________________


В целях проведения экономического эксперимента по развитию аграрной рыночной инфраструктуры на территории России

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по созданию оптовых продовольственных рынков.

2. Согласиться с предложением руководителей Алтайского, Ставропольского краев, Волгоградской, Владимирской, Кемеровской и Рязанской областей о проведении в этих регионах экономического эксперимента по развитию аграрной рыночной инфраструктуры.

3. Главэкономики, Главинвестстрою, Главфинуправлению предусмотреть выделение указанным регионам необходимых ресурсов из "Фонда финансовой поддержки сельского хозяйства" на организацию предприятий рыночной инфраструктуры.

Главинвестстрою оказывать содействие при разработке проектов по созданию указанных предприятий в краях и областях России, в которых проводится экономический эксперимент.

Управлению экспертизы проектов и смет в кратчайшие сроки обеспечить рассмотрение ТЭО и проектов на организацию предприятий рыночной инфраструктуры.

Управлению аграрного маркетинга, Управлению правовой работы обеспечить подготовку необходимых нормативно-правовых документов.

Управлению аграрного маркетинга, Главнауке, Главфинуправлению определить размеры средств по подготовке нормативных документов и привлечению научно-исследовательских организаций для проведения эксперимента по развитию рыночной инфраструктуры.

4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Министра В.Н.Щербака.

Министр
 сельского хозяйства и продовольствия
 Российской Федерации
 В.Н.Хлыстун


УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Минсельхозпрода России
от 5 апреля 1994 года N 66


Рекомендации
по созданию оптовых продовольственных рынков

     

Введение

Становление рыночной экономики в агропромышленном производстве невозможно без формирования системы организованных аграрных рынков.

Обязательной структурой в системе аграрных рынков индустриально развитых стран с рыночной ориентацией экономики являются оптовые продовольственные рынки (ОПР).

Настоящие рекомендации по созданию оптовых продовольственных рынков разработаны Управлением аграрных рынков и маркетинга Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 года N 126 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Российской Федерации в 1994 году".

В них сформулированы условия создания и роль ОПР в системе распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, виды, классификация и основные направления их деятельности. Рассматриваются организационно-правовые формы и собственность рынков, экономические основы функционирования, управления, экономического стимулирования и оценки эффективности деятельности ОПР.

Рекомендации являются основой для разработки региональных программ по развитию ОПР.

1. Необходимость создания оптовых продовольственных рынков

В последние годы в результате общеэкономических преобразований сельскохозяйственные товаропроизводители не могли в полной мере реализовать свою продукцию.

Одна из причин этого - распад системы централизованных поставок сельскохозяйственной продукции и продовольствия без создания новых распределительных рыночных структур.

Это привело к возникновению стихийных продовольственных рынков, неорганизованному посредничеству в сфере сбыта продукции, присваивающему значительную долю прибыли, созданной усилиями сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Вторая причина - усиление локального монополизма перерабатывающей промышленности, торговли. Увеличение розничной цены происходит не в производстве, а в сфере переработки и обращения.

Внешняя продовольственная интервенция вытеснила с российских рынков товары, сырье, производимые отечественными товаропроизводителями.

Четвертой причиной, порождающей трудности сбыта, являются искажения в приватизации предприятий оптовой торговли городов и промышленных центров.

Диспаритет цен, неплатежи, ограничение кредитования, необоснованное сокращение государственного финансирования, введение фискальных налогов и платежей и другие причины также блокировали сбыт продукции сельских товаропроизводителей.

В результате сложился "искусственный" избыток продовольствия в регионах страны при снижении душевого потребления.

Поэтому одним из важнейших стратегических направлений государственной продовольственной политики в ближайшие годы является создание эффективной рыночной системы распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, переход от нецивилизованных рынков к организованным оптовым продовольственным рынкам.

2. Виды, классификация и основные направления деятельности оптовых продовольственных рынков

Оптовый продовольственный рынок - это самостоятельная хозяйственная структура, осуществляющая организацию операций по купле - продаже сельскохозяйственного сырья и продовольствия в определенных местах по установленным правилам.

2.1. Цель создания ОПР - стимулирование производства и переработки продукции в регионах на основе формирования эффективного рыночного механизма, взаимной заинтересованности производителя, оптового торговца и потребителя путем установления хозяйственных связей, регулирования производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, удовлетворения текущего и потенциального потребительского спроса.

2.2. Основные задачи деятельности оптовых продовольственных рынков

В соответствии с целью создания ОПР призваны решать следующие задачи:

обеспечение круглогодичного снабжения населения высококачественными продуктами питания, сокращение потерь сельскохозяйственной продукции;

предоставление всем поставщикам сельскохозяйственной продукции возможности устойчивого выхода на конкурентный (немонополизированный) рынок и обеспечение единого обустроенного места для осуществления сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

организация встречной продажи продукции производственно-технического назначения;

повышение эффективности снабжения и распределения продовольствия в крупных городах, промышленных центрах и отдельных регионах страны;

создание новых рабочих мест, уменьшение оттока населения из сельской местности и др.;

концентрация конкретных потребительских товаров в конкретном месте;

упрощение и ускорение процесса движения товара к конечному потребителю, взаиморасчетов и платежей;

формирование рыночной цены на конкретные потребительские товары;

обеспечение объективной информацией о спросе и предложении потребительских товаров и ее передача соответствующим производителям и торговым структурам.

Реализация указанных задач позволит создать условия производителям, покупателям и посредникам по совершению оптовых операций на основе конкуренции и сокращения издержек обращения, стимулировать регулируемую систему распределения сельскохозяйственной продукции и продовольствия, транспортного и информационного обеспечения.

2.3. Виды и классификации оптовых продовольственных рынков

В целях обеспечения быстрого продвижения товаров к потребителю создаются продовольственные рынки различной ориентации для полного удовлетворения потребностей населения в продовольствии.

Виды и классификация ОПР, формируемых на основе их организационно-технических особенностей в системе организованных аграрных рынков, приведены в Приложении 1.

Основными критериями классификации ОПР по видам, их количеству являются административно-территориальное деление и численность населения регионов, функциональная ориентация и специализация деятельности ОПР.

Территориальные ОПР

К ним могут быть отнесены: поселковые (сельские) рознично-оптовые рынки, районные (межрайонные) мелкооптовые продовольственные рынки, городские, региональные, межрегиональные и межгосударственные ОПР.

Региональные и межрегиональные ОПР призваны обеспечить региональный и межрегиональный обмен сельскохозяйственной продукцией и продовольствием, обусловленный различиями природно-экономических условий их производства, их движение.

Межгосударственный ОПР создает организационно-экономические условия для межгосударственного обмена и движения товаров на международном рынке.

В свою очередь территориальные ОПР подразделяются по функциональной ориентации и специализации их деятельности.

По функциональной ориентации ОПР подразделяются:

ОПР в местах производства (для производителей);

ОПР в местах потребления (для потребителей).

В регионах, производящих в крупных масштабах сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, целесообразно формировать оптовые рынки-накопители для производителей или комбинацию обоих видов оптовых рынков. В торгах на таких рынках выступают производители в лице их представителей-ассоциаций по реализации продукции и розничных и оптовых предпринимателей. На оптовых рынках-накопителях создается материально-техническая база по первичной предреализационной подработке, хранению сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В регионах, завозящих сельскохозяйственную продукцию и продовольствие, формируются ОПР для потребителей. В основном они создаются в крупных городах и промышленных центрах и, в первую очередь, для скоропортящейся сельскохозяйственной продукции.

С позиции широты ассортимента реализуемой продукции ОПР могут быть специализированные и универсальные.

Специализированные ОПР

Оптовый рынок скота - должен обеспечить реализацию всех видов скотоводческой продукции, свиней и птицы. В зависимости от специализации региона на конкретном рынке может преобладать определенный вид скота и птицы. На территории рынка располагаются скотобойня, хранилище для кормов, помещения для проведения торгов и оформления сделок, ветеринарная служба.

Продажа скота осуществляется с использованием терминальной и аукционной форм торговли.

Оптовые мясные рынки - в своем составе должны иметь приемные и забойные пункты скота, холодильные мощности для временного хранения мяса. Оптовые мясные рынки создают условия сбыта фермерам, сельскохозяйственным кооперативам, колхозам, совхозам и другим товаропроизводителям районов.

Плодоовощные оптовые рынки

Оптовые продовольственные рынки картофеля и плодоовощной продукции формируются в местах их потребления на основе реконструкции и перепрофилирования существующих плодоовощных баз, торгово-закупочных организаций и колхозных рынков городов. В городах с большой численностью населения оптовые плодоовощные рынки создаются по специальному проекту.

Оптовые рынки морепродуктов - создаются в местах промысла, переработки и хранения морепродуктов, как правило, в портовых городах.

ОПР должны специализироваться на одной продукции и (или) однородной товарной группе. Вместе с тем, это не может исключать возможность формирования универсальных рынков.

Перечисленные виды ОПР и их разновидности в зависимости от функциональной ориентации и специализации представляют собой систему ОПР.

Оптовые продовольственные рынки в совокупности с товарно-сырьевыми и специализированными продовольственными биржами, торговыми домами, концернами, фирмами, центрами, ярмарками, аукционами и выставками сельскохозяйственного сырья и продовольствия составляют систему аграрных рынков.

2.4. Основные технико-экономические параметры оптовых продовольственных рынков

Для обеспечения функционирования ОПР при них создаются специализированные службы: информационные, расчетно-финансовые, юридические, консультационные, общественного питания и гостиничного хозяйства, транспортные, а также государственная служба сертификации и контроля качества продукции.

Основное предназначение информационной системы обеспечения "открытость" рынка путем предоставления своевременной и точной информации о предложении и спросе, а также уровне цен на все виды товаров, поступающих на рынок. На начальной стадии следует непрерывно информировать участников рынка о ценах, объемах проданной продукции и динамике цен на биржах, действующих городских и сельских рынках. Особое внимание должно быть уделено точности и своевременности информационного обеспечения.

Основная цель организации системы контроля качества продукции на ОПР состоит в стимулировании поступления на рынок высококачественной продукции на тех условиях, которые позволяют дифференцировать цены в зависимости от качества товара.

Целесообразно предложить банкам и страховым компаниям открыть свои отделения на ОПР. Помимо обычного финансового обслуживания банк может предоставлять краткосрочные и среднесрочные кредиты сельскохозяйственным товаропроизводителям и оптовикам.

ОПР должен быть конкурентоспособным по сравнению с другими каналами распределения, так как запретить оптовую торговлю вне данного оптового рынка невозможно.

Поэтому необходимо максимально использовать преимущества рынка, которые заключаются в широком ассортименте и качестве услуг, предоставляемых производителям и оптовикам, "открытости" торговли, обеспечиваемой оперативной информацией о ценах.

С учетом мирового опыта развития ОПР представляется возможным при создании различных видов ОПР рекомендовать следующие примерные параметры при их формировании.

Для размещения служб, обеспечивающих функционирование межрегионального оптового рынка продовольствия, необходим земельный участок - 40 - 50 га. Общая площадь помещений должна быть 150 - 200 тыс. кв. м, в том числе для торговли овощами и фруктами - 100 тыс. кв. м. На рынке могут функционировать около 600 оптовых продавцов и покупателей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»