ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 1992 года N 11-13/503
О временном порядке проведения в таможнях
инвентаризаций основных средств, материальных
ценностей, денежных средств, расчетов и других
статей баланса
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 3 октября 2002 года N 1056
____________________________________________________________________
Финансовое управление доводит до сведения и руководства Временный порядок проведения в таможнях инвентаризаций основных средств, материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей баланса (прилагается).
Начальник Финансового управления
Государственного таможенного комитета
Российской Федерации А.Д.Листопад
Приложение
к письму ГТК России
от 18 февраля 1992 года N 11-13/503
1.1. Таможни обязаны проводить инвентаризацию основных средств, материальных ценностей, денежных средств, расчетов и других статей баланса.
Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах проводится в соответствии с инструкцией Министерства экономики и финансов Российской Федерации.
1.2. Основными задачами инвентаризации являются:
- выявление фактического наличия основных средств, материальных ценностей, денежных средств, бланков строгой отчетности путем сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учета, а также контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств;
- выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;
- соблюдение правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств;
- проверка реальности стоимости учтенных на балансе материальных ценностей, денежных средств в кассах, на бюджетных (текущих) счетах в учреждениях банков, дебиторской и кредиторской задолженности и других статей баланса.
1.3. Таможни обязаны проводить инвентаризацию:
а) зданий, сооружений и передаточных устройств не менее одного раза в три года;
б) музейных ценностей, библиотечных фондов в сроки, установленные соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
в) других основных средств, малоценных и быстроизнашивающихся предметов не менее одного раза в год.
Инвентаризация основных средств проводится не ранее 1 сентября;
г) капитальных работ инвентарного характера и капитальных ремонтов не менее одного раза в год, но не ранее 1 декабря;
ж) продуктов питания и спирта не менее одного раза в квартал;
и) денежных средств, денежных документов, ценностей и бланков строгой отчетности не менее одного раза в месяц;
к) по бюджетным, текущим и другим счетам по мере получения выписок банков;
л) расчетов по платежам в бюджет не менее одного раза в квартал;
н) расчетов с дебиторами и кредиторами не менее двух раз в год, расчетов в порядке плановых платежей и с депонентами не менее одного раза в месяц.
1.4. Инвентаризация всех ценностей проводится в установленные сроки, включая ценности, которые были ранее подвергнуты внеплановой проверке в течение года.
1.5. Количество инвентаризаций, проводимых в течение года, а также даты их проведения в необходимых случаях могут быть изменены Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
1.6. В сроки, установленные в п.1.3 настоящего Временного порядка, подлежат инвентаризации также материальные ценности, не принадлежащие таможне, как числящиеся в учете (в арендном пользовании, на ответственном хранении и др.), так и не учтенные по каким-либо причинам.
1.7. Инвентаризация проводится в обязательном порядке:
- при смене материально ответственных лиц на день приемки-передачи дел;
- при установлении фактов краж, ограблений, хищений и злоупотреблений, а также порчи ценностей немедленно по установлении таких фактов;
- при передаче таможни или ее структурных подразделений, а также зданий и сооружений другой таможне на установленную дату передачи.
1.8. Начальник таможни несет ответственность за правильное и своевременное проведение инвентаризации.
Главный бухгалтер таможни (начальник отдела бухгалтерского учета и контроля) обязан осуществлять контроль за соблюдением установленных правил проведения инвентаризации.
1.9. Для проведения инвентаризации приказом начальника таможни создается комиссия из числа работников таможни при обязательном участии главного бухгалтера. Инвентаризационная комиссия возглавляется начальником таможни или его заместителем. Приказом устанавливаются также порядок, сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации и отражения ее результатов в учете.
В таможнях, в которых вследствие большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, создаются, кроме того, местные комиссии, возглавляемые руководителями соответствующих структурных подразделений, на которые возлагается проведение инвентаризации в структурных подразделениях этих таможен. В состав местной комиссии включается работник отдела бухгалтерского учета и контроля таможни. Работа местных комиссий организуется и контролируется центральной комиссией таможни.
1.10. Центральная инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, а также средств в расчетах и бланков строгой отчетности и руководит работой местных инвентаризационных комиссий: в необходимых случаях (при установлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации и др.) проводит по поручению начальника таможни повторные сплошные инвентаризации, рассматривает объяснения, полученные от лиц, допустивших недостачу или порчу ценностей, а также другие нарушения, и дает предложения о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей.
Местные инвентаризационные комиссии проводят снятие фактических остатков материальных ценностей, сличают наличие указанных ценностей с данными бухгалтерского учета и составляют свои заключения по выявленным недостачам и излишкам, вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью.
Данные бухгалтерского учета, проставляемые в описях, скрепляются подписью главного бухгалтера таможни. Материалы инвентаризации рассматриваются и утверждаются лицами, которыми были назначены комиссии для проведения инвентаризации.
1.11. Инвентаризационные комиссии несут ответственность за:
- своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом начальника таможни;
- полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (сличительные ведомости)* данных о фактических остатках проверяемых основных средств, материальных ценностей, денежных средств и средств в расчетах;
----------------
* В дальнейшем изложении - описи.
- правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.
Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках материальных ценностей с целью сокрытия недостач или излишков материальных ценностей несут ответственность в установленном законом порядке.
Запрещается проводить инвентаризацию ценностей при неполном составе членов инвентаризационной комиссии.
1.12. К началу инвентаризации в отделе бухгалтерского учета и контроля таможни необходимо закончить обработку всех документов по приходу и расходу материальных ценностей, произвести соответствующие записи в регистрах аналитического учета и определить остатки на день инвентаризации.
На складах и других местах хранения материальные ценности должны быть рассортированы и уложены по наименованиям, сортам, размерам и т.п. На материальных ценностях должны быть вывешены ярлыки с подробными сведениями, характеризующими эти ценности, с указанием их качества, количества, веса и меры.
1.13. Лица, ответственные за сохранность материальных ценностей, до начала инвентаризации дают расписку в том, что все документы, относящиеся к приходу или расходу ценностей, сданы в отдел бухгалтерского учета и контроля таможни, никаких неоприходованных или списанных в расход ценностей не имеется.
1.14. Инвентаризация, кроме продуктов питания и денежных средств, как правило, должна проводиться на 1 число месяца. Если инвентаризация ценностей по какому-либо месту их хранения не может быть закончена в один день, она может быть начата раньше и закончена после первого числа. В этом случае данные инвентаризации должны быть скорректированы по состоянию на 1 число месяца.
Если инвентаризация, проводимая на складах или других закрытых помещениях, не закончена в тот же день, помещения должны быть опечатаны при уходе инвентаризационной комиссии. Печать на время инвентаризации хранится у председателя инвентаризационной комиссии. Во время перерывов работы инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация (шкаф, сейф).
1.15. Инвентаризация основных средств, материальных ценностей, денежных средств проводится по их местонахождению и ответственным лицам, на хранении у которых эти ценности находятся.
Проверка остатков в натуре членами комиссии проводится при обязательном участии материально ответственных лиц.
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т.п., исходя из установленных единиц измерения.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов (предметов) и их количество показываются в описях по субсчетам, номенклатуре в единицах измерения, принятых в учете.
На ценности, не принадлежащие таможне, но находящиеся в ее распоряжении, составляются отдельные описи с подразделением на арендованные, принятые на ответственное хранение и т.п.
1.16. При проведении инвентаризации основных средств и других материальных ценностей выявляются все излишние, не используемые в таможне ценности, подлежащие реализации в установленном порядке.
1.17. Данные инвентаризации по каждому виду ценностей записываются в описях, составляемых в одном экземпляре отдельно по местам нахождения ценностей и лицам, ответственным за их сохранность, по форме 0504801.
Описи подписываются председателем и всеми членами инвентаризационной комиссии, а материально ответственные лица заполняют на каждой описи расписку следующего содержания:
"Все ценности, поименованные в настоящей инвентаризационной описи с N _________ по N _________, комиссией проверены в натуре в моем присутствии и внесены в опись, в связи с чем претензий к инвентаризационной комиссии не имею. Ценности, перечисленные в описи, находятся на моем ответственном хранении".
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно. Никаких помарок и подчисток не допускается. На каждой странице описи указываются прописью число порядковых номеров всех ценностей и общий итог количества всех ценностей в натуральных показателях, записанных на каждой странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения эти ценности показаны. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки. В последних листах описей незаполненные строки прочеркиваются.
II. Инвентаризация основных средств
2.1. До начала инвентаризации необходимо проверить:
- наличие и состояние регистров учета (карточек и др.);
- наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации;
- наличие документов на основные средства, сданные или принятые таможней в аренду, на хранение и во временное пользование. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
При обнаружении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации необходимо в эти документы внести соответствующие исправления и уточнения.
2.2. При инвентаризации комиссия в обязательном порядке производит осмотр объектов в натуре и проверку соответствия технической документации, записывает в описи полное наименование этих объектов и их инвентарные номера. В случае отсутствия технической документации об этом указывается в описях по графе "Примечание".
Машины, оборудование и другие объекты проверяются по заводским номерам и заносятся в описи индивидуально с указанием инвентарного номера.
2.3. Присвоенные объектам основных средств инвентарные номера, как правило, не должны изменяться. Замена номеров может быть произведена в тех случаях, когда объекты ошибочно значатся не в той группе основных средств, к которой они должны быть отнесены по своему технико-производственному назначению, а также в случаях установления неправильной нумерации.
III. Инвентаризация материалов, продуктов питания
и других материальных запасов
3.1. Инвентаризация материалов, продуктов питания, топлива и других материальных запасов производится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам.
Материальные ценности при инвентаризации записываются в описи по каждому отдельному наименованию с указанием номенклатурного номера, вида, группы, сорта и количества (счетом, весом или мерой).
На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные материальные ценности дополнительно составляются акты, в которых указываются причины, характер и степень порчи материальных ценностей, а также виновные лица, допустившие их порчу.
3.2. На материальные ценности, находящиеся в пути, составляется отдельный акт, в котором по каждой отправке приводятся следующие данные: наименование и количество (согласно документам бухгалтерского учета), дата отгрузки, а также перечень и номера отгрузочных документов.
3.3. Материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются после инвентаризации. Эти материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается, когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.