ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 1996 года N 1499
О Федеральной целевой программе развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы
(с изменениями на 27 августа 1999 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1999 года N 966.
____________________________________________________________________
В целях создания организационных, экономических и социальных условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1956) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Финансовое обеспечение Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации предусматривать выделение Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации целевым назначением бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать выделение в 1996-2000 годах средств из соответствующих бюджетов на реализацию региональных программ развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 декабря 1996 года N 1499
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ И КООПЕРАТИВОВ
НА 1996-2000 ГОДЫ
(с изменениями на 27 августа 1999 года)
Содержание
стр.
Паспорт Программы 3
I. Введение 5
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы 7
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и 8
кооперативов
IV. Земельные отношения, совершенствование механизма 9
крестьянского землевладения и землепользования
V. Развитие кооперации крестьянских хозяйств 10
VI. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка 11
крестьянских хозяйств и кооперативов
VII. Информационно-консультативное обслуживание и научное 14
обеспечение крестьянских хозяйств и кооперативов.
Обучение и повышение квалификации фермеров
VIII. Развитие фермерского самоуправления 15
IX. Социально-экономические результаты реализации Программы 16
Х. Организация управления Программой и контроль за ее 17
реализацией
Приложение N 1 18
Приложение N 2 19
Приложение N 3 20
ПАСПОРТ
Федеральной целевой программы развития крестьянских
(фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996-2000 годы
Наименование - Федеральная целевая программа развития
Программы крестьянских (фермерских) хозяйств и
кооперативов на 1996-2000 годы
Основание для - Указ Президента Российской Федерации от
разработки 16 апреля 1996 г. N 565,
Программы постановление Правительства
Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723
"О мерах по стабилизации экономического
положения и развитию реформ в агропромышленном
комплексе"
Государственный - Министерство сельского хозяйства и
заказчик продовольствия Российской Федерации
Программы
Основные - Министерство сельского хозяйства
разработчики и продовольствия Российской Федерации
Программы Министерство экономики Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов России
Государственный комитет Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству
научно-исследовательские институты Российской
академии сельскохозяйственных наук
Цели Программы - обеспечение устойчивого развития и повышение
эффективности фермерского сектора как составной
части многоукладной аграрной экономики,
социальная защита крестьянства
в условиях рыночных отношений
Основные - создание организационных, экономических,
программные правовых и социальных условий эффективного
мероприятия функционирования крестьянских (фермерских)
хозяйств и кооперативов, формирование рыночной
инфраструктуры на основе кооперации,
совершенствование механизма государственной
поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и
сельскохозяйственных кооперативов
Исполнители - Министерство сельского хозяйства
Программы и продовольствия Российской Федерации
Министерство экономики Российской Федерации
Министерство финансов Российской Федерации
Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств
и сельскохозяйственных кооперативов России
Государственный комитет Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству
Российская академия сельскохозяйственных наук
органы исполнительной власти субъектов
Российской
Федерации
Сроки и этапы - 1996-2000 годы:
реализации I этап - 1996-1998 годы
Программы II этап - 1999-2000 годы
Важнейшие - к 2000 году за счет роста числа крестьянских
целевые (фермерских) хозяйств, увеличения
показатели размеров крестьянского землевладения,
внедрения прогрессивных технологий и повышения
на этой основе продуктивности земледелия и
животноводства валовая продукция сельского
хозяйства в этом секторе вырастет примерно
в 2,6 раза и его доля в общем объеме
производства достигнет 5,5-6 процентов.
Производство зерна составит около 9 млн. тонн,
подсолнечника - 660 тыс. тонн,
сахарной свеклы - 1,7 млн. тонн и молока - до
2 млн. тонн
Ожидаемые - повышение экономической эффективности
результаты крестьянских (фермерских) хозяйств
Программы и кооперативов, создание рыночной
инфраструктуры, улучшение социального
положения крестьян
Система контроля - контроль за исполнением Программы осуществляют
за исполнением государственный заказчик - Министерство
Программы сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации,
Министерство экономики Российской Федерации,
Министерство финансов Российской Федерации,
органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации
Федеральная целевая программа
развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов
на 1996-2000 годы
I. Введение
Федеральная целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1996 - 2000 годы (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 г. N 565 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 г. N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе".
Программа является дополнением и развитием положений о фермерском секторе, содержащихся в Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы.
Программа основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", федеральных законов "О сельскохозяйственной кооперации",
"О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", " О государственной поддержке малого предпринимательства", Указа Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю", других нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов.
Фермерский сектор в сельском хозяйстве начал складываться с 1990 года, и к началу 1996 года насчитывалось более 280 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств (далее именуются крестьянские хозяйства). Они располагают 11 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе пашни - 8,1 млн. га, или 6,1 процента ее общей площади. В 1995 году крестьянскими хозяйствами произведено зерна 4,7 процента, подсолнечника - 12,3, сахарной свеклы - 3,5, картофеля - 0,9, овощей - 1,3, мяса (в убойном весе) - 1,6, молока - 1,5 и шерсти - 4,5 процента от объема производства этих видов продукции всеми категориями хозяйств.
Крестьянские хозяйства, образовавшиеся в первые годы реформы и получившие стартовую финансовую поддержку, добиваются высокой экономической эффективности производства. Фермеры создают ассоциации и кооперативы по использованию техники, совместной обработке земли, переработке и сбыту продукции. Развиваются другие организационные формы малого предпринимательства.
Однако в 1994 - 1995 годах рост количества крестьянских хозяйств резко замедлился. В 1995 году на 100 вновь созданных хозяйств пришлось 96 распавшихся, а в ряде регионов количество хозяйств, прекративших свою деятельность, стало превышать число вновь созданных.
Низкие показатели развития крестьянских хозяйств и кооперативов во многом обусловлены общими кризисными процессами, характерными для экономики страны в целом (неплатежами за продукцию, высокой инфляцией, диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, неэффективной финансово-кредитной и налоговой политикой, снижением платежеспособного спроса, неполным и несвоевременным бюджетным финансированием). Не решены многие организационно-правовые, земельные, материально-технические, социальные и другие вопросы деятельности крестьянских хозяйств.
На развитии крестьянских хозяйств отрицательно сказалось резкое снижение государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях. Недостаток финансовых средств не позволяет многим хозяйствам эффективно использовать земельные угодья, своевременно и качественно проводить комплекс сельскохозяйственных работ, повышать плодородие почв, увеличивать поголовье продуктивного скота, наращивать производство продукции. В особо сложном положении оказались вновь образованные крестьянские хозяйства, многие из которых не смогли начать производственную деятельность. В течение 1994 - 1995 годов резко сократилось число желающих образовать крестьянские хозяйства, остаются невостребованными земли фонда перераспределения. Увеличивается доля малоземельных фермеров (38 процентов хозяйств имеют менее 10 га земли).
Положение, сложившееся в фермерском секторе, требует комплексного решения вопросов развития крестьянских хозяйств, усиления государственной поддержки этого сектора.
II. Цель, задачи и этапы реализации Программы
Цель Программы - обеспечение устойчивого развития и повышения эффективности фермерского сектора, социальная защита крестьянства в условиях рыночных отношений.
Задачами Программы являются:
создание организационных, экономических, финансовых, правовых и социальных условий для развития крестьянских хозяйств и кооперативов;
совершенствование механизма государственной поддержки фермерского сектора;
развитие земельной реформы, совершенствование земельных отношений и обеспечение защиты прав граждан на землю, расширение крестьянских землевладений;
формирование рыночной и социальной инфраструктуры на основе кооперации и интеграции;
развитие фермерского самоуправления.
Решать указанные задачи предусматривается в два этапа.
На первом этапе (1996 - 1998 годы) осуществляются меры по совершенствованию нормативно-правовой базы крестьянских хозяйств и кооперативов. Проводится выдача правоустанавливающих документов собственникам земельных участков и долей. Крестьянские хозяйства и кооперативы оснащаются сельскохозяйственной техникой, оборудованием, транспортными средствами, другими материально-техническими ресурсами в количествах, обеспечивающих своевременное и качественное выполнение основных хозяйственных работ. Осуществляются мероприятия по повышению плодородия земель и рациональному их использованию.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам и кооперативам будет оказываться в зависимости от эффективности хозяйствования на земле и ведения производства в условиях рыночных отношений. Совершенствуется система налогообложения. Создаются благоприятные организационные и экономические условия для деятельности кооперативов по переработке, хранению, сбыту сельскохозяйственной продукции и агросервису. Начнется формирование системы кредитной и страховой кооперации, информационно-консультативного обслуживания сельских товаропроизводителей. Будет продолжено обучение фермеров и работников кооперативов.
На втором этапе (1999-2000 годы) по мере завершения институциональных преобразований и усиления государственной поддержки возрастут число крестьянских хозяйств и площади земельных наделов, ускорятся процессы специализации хозяйств. Формируется рыночная и социальная инфраструктура на основе кооперации и интеграции, создается система кредитной кооперации и страхования, укрепится материально-техническая база крестьянских хозяйств и кооперативов, расширится сфера применения эффективных ресурсосберегающих технологий, достижений науки и передовой практики. Увеличится производство сельскохозяйственной продукции, укрепится экономика крестьянских хозяйств.
III. Совершенствование правовой базы крестьянских хозяйств и
кооперативов
Правовое обеспечение фермерского сектора нуждается в существенном обновлении и будет направлено на создание условий для его эффективного функционирования и дальнейшего развития.
Будут разработаны и внесены в Федеральное Собрание Российской Федерации проекты федеральных законов "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (в новой редакции), "О сельских кредитных кооперативах", "О сельских страховых кооперативах", внесены дополнения и изменения в законодательные акты, регулирующие деятельность крестьянских хозяйств и кооперативов, подготовлены другие нормативно-правовые документы.
Уточнятся положения Гражданского кодекса Российской Федерации в части юридического статуса крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, вводится Земельный кодекс Российской Федерации (в новой редакции) с соответствующими нормами, касающимися крестьянских хозяйств и кооперативов. Будут упорядочены имущественные, трудовые и иные отношения в крестьянских хозяйствах.
Предусматривается совершенствование налогового законодательства в отношении крестьянских хозяйств и кооперативов по сокращению количества налогов, снижению налоговых ставок в целях повышения заинтересованности фермеров в расширении товарного производства.
Предусматривается совершенствование законодательной базы социального обеспечения и социального страхования членов крестьянских хозяйств и кооперативов, порядка внесения платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования (с учетом сезонности и других особенностей формирования доходов крестьянских хозяйств и кооперативов).