Ранее порядок заполнения граф, определяющих ТС, производился в соответствии с приказом ГТК РФ N 283 от 28.07.92. В приказе N 343 от 05.07.94 имеются 2 приложения к данному режиму:
- в приложении N 4 к Положению о самом режиме гр. 42 заменяется на гр.45 и делается ссылка на ее заполнение в соответствии с уже введенным приказом N 162 от 25.04.94;
- приложение N 3 аналогично вышеуказанному приложению N 4 также определяет порядок заполнения графы в случае, если известна стоимость товара.
Таможенный режим "Уничтожение" рассматривался особо приказом N 203 от 18.05.94 и аналогично режиму "Временный ввоз (вывоз)" определяется в долларах США.
Особо в таможенном отношении выделяется порядок оформления товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи. Несмотря на упрощенный порядок оформления, заполнение ГТД, в частности, гр.45 производится применительно к порядку, установленному в отношении декларирования товаров, помещаемых в таможенный режим "Выпуска для свободного обращения".
Особенностью является то, что вместо добавочных листов допускается применение спецификаций, упаковочных листов или списков, в которых указываются условно-начисленные таможенные платежи и статистическая стоимость. При этом таможенная стоимость заявляется строго в валюте РФ (приказ ГТК N 142 от 15.03.96).
Режим "Переработки на, под, вне..." имеет своей отличительной чертой тот факт, что в качестве товара по сделке купли-продажи выступает стоимость самой переработки, за которую поступит валютная выручка на счет экспортера в уполномоченном банке.
Как показывает практика, во всех внешнеторговых контрактах на переработку указывается стоимость только самой переработки, по которой и производятся расчеты между партнерами. Часто - это фиксированная сумма, но иногда она может определяться ориентировочно (расчетно) с последующим пересчетом в зависимости от котировок ЛБМ на продукты переработки с применением различного рода скидок (наценок) за качество экспортируемого продукта и других параметров.
Следовательно, цены на ввозимое давальческое сырье и вывозимые продукты переработки не оговариваются в контрактах даже для целей таможенного оформления.
В связи с этим возникают сложности в определении таможенной стоимости при импорте и экспорте и исключением ее занижения для целей налогообложения.
При импорте эта процедура в принципе урегулирована приказом N 1 от 05.01.94 и Законом "О таможенном тарифе".
А именно, "... в целях упрощения и унификации таможенной оценки применение метода 1 "По цене сделки" допускается в случаях ввоза товаров по условно-стоимостным сделкам (т.е. сделкам, по которым нет реального движения денежных средств)". Поскольку официальной ценой сделки купли-продажи является стоимость услуги по переработке, то при импорте "51", "52" операцию по ввозу давальческого сырья можно рассматривать как условно-стоимостную и таможенную стоимость декларировать на основе документов, подтверждающих стоимостную оценку каждого товара с включением всех расходов по доставке товара до места ввоза на таможенную территорию РФ (в качестве такого документа обычно представляется счет-проформа).
При экспорте продуктов переработки согласно приказа ГТК РФ N 162 от 25.04.94 таможенная стоимость для сделок купли-продажи (а здесь уже подразумеваются расчеты по сделке в инвалюте) определяется как стоимость товара на основе цены, уплаченной или подлежащей уплате за вывозимые товары, указанные в счете-фактуре, с учетом всех расходов по доставке и других корректировок.
Так как в качестве товара декларируется продукт переработки, а не услуга, по которой поступит валютная выручка, следовательно, таможенная стоимость должна определяться условно (временно), поскольку, как отмечалось выше, в контрактах не оговариваются цены на продукты переработки.
На практике согласно договоренности с декларантами, таможенная стоимость определяется по котировкам ЛБМ на дату, предшествующей дате таможенного оформления (если продукты переработки - цветные металлы) или же по конкретным котировкам, если они при этом оговорены в контрактах.
Во избежание занижения таможенной стоимости и отсутствием ценовой информации по специфичным товарам, на базе которой возможно было бы определение условной таможенной оценки, следовало бы брать за основу цену (стоимость), указанную в разрешениях на переработку, по ввозимому сырью и вывозимым продуктам переработки, выдаваемым Министерством экономики РФ, или МВЭС в сертификатах регистрации контрактов на экспорт товаров.
Поскольку обе эти государственные структуры в пределах своей компетенции проводят экспертизу контрактов по экспорту и импорту, в результате есть гарантия обоснованности цен в сравнении с мировыми ценами. В противном случае дают свои рекомендации, при невыполнении которых участникам ВЭД может быть отказано в выдаче разрешения, либо регистрации контрактов.
Указанием N 01-14/392 от 16.04.96 в отношении таможенной стоимости товаров, помещенных под таможенный режим "Переработки вне таможенной территории" и в целях повышения эффективности работы отделов ТС и ВК в свете требований приказа N 796 от 29.12.95 предписано данным отделам проводить экономическую экспертизу документов, предъявляемых участниками ВЭД в целях получения лицензии (разрешения) на переработку.
При наличии всех необходимых документов проведение экономической экспертизы не вызывает организационных и технических проблем. Однако при определении таможенной стоимости сразу вырисовываются следующие сложности, как то, отсутствие ценовой базы по наиболее редким специфичным товарам.
Для этих целей считаем необходимым установление более официальных деловых отношений с МВЭС и их уполномоченными на местах. Так п. 21 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 06.03.93 N 205 "Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка" рекомендовано МВЭС РФ ежемесячно составлять бюллетень справочных цен по биржевым экспортируемым и импортируемым товарам для ГТК России, что способствовало бы пополнению ценовой базы таможен и использовании ее в целях таможенного оформления.
Следует отметить, что данное направление в работе отдела ТС и ВК является одним из основных и требует от сотрудников отдела знания не только таможенного законодательства, но и валютного, налогового, нормативных документов ЦБ России, ГНИ, Министерства финансов России, опыта работы бухгалтером (экономистом).
Мы понимаем, что практически невозможно подготовить идеально продуманный документ, учитывающий все аспекты внешнеэкономической деятельности в свете требований таможенного законодательства. Но на сегодняшний день несмотря на существование Закона РФ "О таможенном тарифе" в Таможенном кодексе понятие определения и контроля (корректировки) таможенной стоимости официально не фигурирует, а только косвенно увязывается в части полноты начисления таможенных платежей, осуществления таможенного контроля. Однако она рассматривается только как объективная сторона правонарушений при заведении дела о НТП (ст.282 ТК РФ).
Акцент смещается на правомочность действия отдельных пунктов приказа, т.е. участниками ВЭД в некоторых случаях справедливо ставится под сомнение правильность принятых решений должностными лицами таможни, поскольку об юридическом согласовании документов с соответствующими государственными инстанциями с нашей стороны приходится "скромно умалчивать".
Следовательно, такого рода документы должны быть "юридически" сильными и беспроигрышными в судебных органах, поскольку юридические службы предприятий "выискивают" в тексте приказа такие моменты, которые можно трактовать неоднозначно при этом не нарушая самого приказа.
В подобной ситуации были бы очень полезны обзоры судебной (арбитражной) практики, которые позволили бы выработать единую политику в разрешениях данных проблем.