Оценка товаров, перемещаемых через таможенную границу, с целью определения размеров взимаемых таможенных платежей, всегда являлась сложной процедурой в международной таможенной практике.
В настоящее время большинство стран, участвующих во внешней торговле, применяет одну из двух международных систем определения таможенной стоимости: "Брюссельская" или ГАТТовская. Брюссельская Конвенция о создании методологии определения таможенной стоимости товаров на условиях СИФ была заключена в 1950 году. К этой Конвенции присоединилось свыше 70-ти государств западно-европейского региона.
Дальнейшее развитие внешнеторговой практики потребовало определенных изменений в этой системе, в результате чего в рамках Токийского раунда торговых переговоров, проходивших под эгидой ГАТТ, в 1979 году двадцатью восемью странами было подписано Соглашение о применении ст.VII ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей". Соглашение определяет таможенную стоимость товара, как цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за товары при продаже с целью экспорта в страну импорта, скорректированную с учетом установленных доначислений к этой цене.
Россия, являясь правопреемницей СССР в ГАТТ, сохраняет в нем статус наблюдателя. Первым шагом на пути создания национального Российского законодательства по таможенной стоимости в свете требований Соглашения по применению ст. VII ГАТТ было принятие, в соответствии с Указом Президента РФ от 14.06.92 N 630 "О временном импортном таможенном тарифе Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 05.11.92 года N 856 "Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации", в котором зафиксированы основные методы определения таможенной стоимости и порядок их применения. Приказом ГТК России от 03.12.92 N 577 предписано поэтапное введение в действие Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.11.92 N 856:
- с 1 января 1993 года определение ТС ввозимых товаров в соответствии с указанным Порядком осуществляется на ограниченный перечень товаров, а на остальную номенклатуру товаров - в случае значительного колебания цен;
- распространение Порядка определения ТС на всю номенклатуру ввозимых товаров будет определено дополнительно соответствующими приказами ГТК.
Принципиальной особенностью введенной Порядком системы таможенной оценки является принятие по сделкам, заключенным на стоимостной основе, в качестве таможенной стоимости фактически оплаченную или подлежащую оплате цену товара, а не какой-либо нормативной теоретической цены сделки заявленные декларантом по определению таможенной стоимости, должны быть достоверными и документально подтвержденными.
В дополнение к приказу ГТК от 03.12.92 N 577 ГТК России указанием от 18.12.92 N 01-12/248 дсп:
- расширил перечень товаров, по которым предлагается осуществлять декларирование таможенной стоимости;
- разработал "Временные методические положения по практическому применению Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ".
Методические положения содержат комментарии и разъяснения по основным пунктам Порядка, дают их трактовку и конкретизацию для целей практического применения при осуществлении таможенной оценки товаров.
С 1 июля 1993 года Порядок определения таможенной стоимости, введенный приказом ГТК России от 03.12.92 N 557 распространился на весь перечень подакцизных товаров, номенклатура которых утверждена приказом ГТК России от 30.01.93 N 49. Этим же приказом, в связи со значительным увеличением объемов работ по контролю таможенной стоимости, отделы (группы) валютного контроля были преобразованы в отделы таможенной стоимости и валютного контроля.
Окончательное закрепление в Российском законодательстве принципов ГАТТ по таможенной оценке товаров осуществилось с принятием Закона РФ "О таможенном тарифе", который вступил в действие с 1 июля 1993 года. В разделе III данного Закона установлена организационно правовая сторона системы определения таможенной стоимости. Методологии определения таможенной стоимости товаров посвящен раздел IV Закона "Методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения" (ст.18 - 24). Как уже отмечалось выше, в основу этой методики положены принципы Соглашения о применении ст.7 ГАТТ.
То есть, Закон РФ "О таможенном тарифе" закладывает основополагающие методологические и организационные принципы системы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.93 N 5223-1 введен в действие Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ), который определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Однако ярко выраженные функции таможенных органов по определению и контролю таможенной стоимости в ТК РФ не зафиксированы в отличие от целей валютного контроля, хотя определение ТС, как базы таможенного налогообложения, является приоритетным направлением в деятельности таможенных органов. Но, исходя из конечной цели контроля таможенной стоимости, как базы начисления таможенных платежей и сборов, наиболее приемлемыми функциями таможенных органов является ст.10:
- п.6 - "взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей";
- п.10 - "осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления..."
Исключительно важное значение для осуществления контроля таможенной стоимости имеют установленные Таможенным кодексом (Раздел V "Таможенный контроль"):
1) Формы и методы проведения таможенного контроля в рамках контроля правильности определения таможенной стоимости (ст.180 ТК РФ):
а) проверка документов и сведений, необходимых для таможенных целей;
б) проверка системы учета и отчетности;
в) устного опроса должностных и физических лиц.
2) Нормы о правах таможенных органов при осуществлении такого контроля, а именно:
а) право таможенных органов получать от банков, правоохранительных органов, налоговых и иных контролирующих органов сведения, необходимые для таможенного контроля (ст.182 ТК РФ);
б) право привлечения специалистов и экспертов для оказания содействия в проведении таможенного контроля (ст.183 ТК РФ);
в) право доступа должностных лиц таможенных органов на территорию и в помещения любых лиц, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю, документы, необходимые для таможенного контроля (ст.184 ТК РФ);
г) право таможенных органов назначать либо проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации (ст.186 ТК).
Если в результате таможенного контроля выявляются нарушения, связанные с неправильным определением или заявлением таможенному органу сведений по таможенной стоимости товаров, то в соответствии с ТК РФ это классифицируется как нарушение таможенных правил (ст.282 ТК РФ) и влечет применение соответствующих штрафных санкций с взысканием в бесспорном порядке неуплаченных таможенных платежей, независимо от срока обнаружения факта неуплаты (ст.124 ТК РФ).
В развитие Закона РФ "О таможенном тарифе" 05.01.94 ГТК России был подготовлен приказ ГТК России N 1, где утверждены "Положение о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации" и "Инструкция по контролю таможенной стоимости импортируемых товаров". Положение, введенное в действие с 17.02.94 (со дня опубликования в газете "Российские вести"), обязательно к исполнению при таможенном оформлении ввозимых товаров всеми лицами, за исключением физических лиц, ввозящих товары не для коммерческих целей.