(с изменениями на 24 августа 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 9 сентября 2004 года N 464
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.
____________________________________________________________________
В целях создания промышленного комплекса по производству продукции из редких металлов, призванного удовлетворить потребности развития отечественных высокотехнологичных производств в литии, бериллии, тантале, ниобии и олове, и решения социальных проблем Читинской области Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (далее именуется Программа).
2. Утвердить Министерство Российской Федерации по атомной энергии государственным заказчиком Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и начиная с бюджета 1997 года предусматривать, исходя из реальных возможностей федерального бюджета, средства для ее финансирования.
____________________________________________________________________
Действие пункта в 2002 году приостановлено - постановление Правительства Российской Федерации от 24 августа 2002 года N 630.
____________________________________________________________________
4. Министерству Российской Федерации по атомной энергии:
с учетом выполнения первого этапа Программы (1997-2001 годы), темпов структурной перестройки промышленности и потребностей внутреннего и внешнего рынка уточнить с участием администрации Читинской области и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти мероприятия второго этапа Программы на период до 2012 года;
проводить работу по привлечению к финансированию Программы отечественных и иностранных инвесторов.
5. Рекомендовать администрации Читинской области использовать средства областного бюджета и внебюджетные средства в качестве одного из источников финансирования мероприятий Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДОБЫЧА, ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ
ЛИТИЯ И БЕРИЛЛИЯ. РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА ТАНТАЛА,
НИОБИЯ И ОЛОВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МИНИСТЕРСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Добыча,
производство и потребление лития и
бериллия.
Развитие производства тантала,
ниобия и олова на предприятиях
Министерства Российской Федерации
по атомной энергии"
Дата принятия решения о - Указ Президента Российской Федерации
разработке Программы от 29 января 1992 г. N 61
(наименование "О Министерстве Российской
соответствующего Федерации по атомной энергии"
нормативного акта)
Государственный заказчик - Министерство Российской Федерации
по атомной энергии
Цели и задачи Программы, - развитие минерально-сырьевой базы и
важнейшие создание на Забайкальском
целевые показатели горно-обогатительном комбинате
новых производств по выпуску
металлов и соединений лития,
бериллия, тантала, ниобия и олова,
а также обеспечение их производства
в объемах, необходимых для
государственных нужд
Сроки и этапы реализации - 1997 - 2012 годы.
Программы I этап - 1997-2001 годы (ввод в
промышленную эксплуатацию пускового
комплекса промышленного
узла Забайкальского
горно-обогатительного комбината);
II этап - 2002-2012 годы (полное
развитие промышленного узла
Забайкальского
горно-обогатительного комбината)
Исполнители Программы - Министерство Российской Федерации
по атомной энергии
Администрация Читинской области
Объемы и источники - затраты на реализацию I этапа
финансирования Программы - 457,3 млрд. рублей,
в том числе:
капитальные вложения - 454,7
млрд. рублей;
затраты на научно-исследовательские
и опытно-конструкторские
работы - 2,6 млрд. рублей.
Источники финансирования Программы:
федеральный бюджет - 91,5 млрд.
рублей (20 процентов);
бюджеты субъектов Российской
Федерации - 36,6 млрд. рублей
(8 процентов);
внебюджетные источники - 329,2 млрд.
рублей (72 процента),
в том числе:
средства Министерства Российской
Федерации по атомной
энергии - 98,6 млрд. рублей;
кредиты банков - 230,6 млрд. рублей
Ожидаемые результаты - создание крупномасштабного
реализации промышленного комплекса по добыче
Программы и производству лития, бериллия,
тантала, ниобия и олова на базе
Забайкальского горно-обогатительного
комбината и обеспечение потребностей
государства в стратегически важной
продукции;
сохранение существующих и создание
новых рабочих мест;
обеспечение сохранности окружающей
среды и экологической безопасности
Система организации - контроль за выполнением мероприятий
контроля за выполнением Программы осуществляется в порядке,
Программы установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых
программ
Федеральная целевая программа "Добыча, производство и потребление лития и бериллия. Развитие производства тантала, ниобия и олова на предприятиях Министерства Российской Федерации по атомной энергии" (федеральная целевая программа "ЛИБТОН") (далее именуется - Программа) разработана на основании Указа Президента Российской Федерации от 29 января 1992 г. N 61 "О Министерстве Российской Федерации по атомной энергии" в части разработки программы создания в Российской Федерации замещающих производств, обеспечивающих независимое функционирование ядерного комплекса России.
Проблема создания в Российской Федерации крупномасштабного промышленного комплекса по добыче и производству лития, бериллия, тантала, ниобия и олова возникла в результате того, что ряд промышленных предприятий, традиционно производивших указанную продукцию, остался за пределами России.
Данные металлы широко используются в оборонной промышленности, атомной энергетике, а также при производстве товаров народного потребления:
литий - при производстве ядерных боеприпасов, легких сплавов, химволокна, электровакуумного стекла, керамики, синтетических каучуков и термопластов, химических источников тока;
бериллий - при производстве ядерных боеприпасов, систем наведения ракетной и космической техники, легких сплавов для авиационной и космической техники, керамических материалов для электронной промышленности, бериллиевой бронзы;
тантал - при производстве оборонной продукции, высокоэффективных конденсаторов;
ниобий -при производстве высококачественных низколегированных сплавов, сверхпроводящих материалов;
олово - в электротехнике и при производстве товаров народного потребления.
Литий, бериллий, тантал и ниобий распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 января 1996 г. N 50-р отнесены к стратегическим металлам. В связи с этим возникает проблема сохранения в России источника сырья для производства литиевого и бериллиевого концентратов. Отсутствие собственного бериллиевого производства ставит Россию в зависимость от импорта этой продукции. Для обеспечения отечественных потребителей данной продукцией за счет импорта потребуется более 800 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.
Руды основных российских месторождений содержат, как правило, в своем составе несколько элементов из рассматриваемой группы металлов, что приводит к необходимости комплексного подхода к решению задач их добычи и переработки (литий является в ряде случаев попутным продуктом при обогащении тантал- и ниобийсодержащих руд; олово является попутным продуктом при производстве почти всех остальных элементов и т. д.). Поэтому в основу выбора региона размещения "замещающих" производств положен принцип комплексного использования добываемых руд.
Забайкальский регион является единственной в России разрабатываемой рудной базой по производству литиевых и бериллиевых концентратов. Разведанные рудные запасы Забайкалья позволяют рассматривать его в качестве базы для организации производства лития и бериллия, а также тантала и ниобия при комплексной переработке руд.
Программа является основой стратегического развития Забайкальского региона от горнорудного до горно-металлургического комплекса предприятий редкометалльной промышленности, замещающего аналогичные производства, расположенные в Восточно-Казахстанской области, имеет общегосударственное значение и нуждается в государственной поддержке, так как создание в России новых производств, в частности бериллиевого завода, потребует значительных инвестиций.
Создание рудно-металлургического производства в Забайкалье откроет перспективу освоения разведанных сырьевых ресурсов Сибирского региона, даст возможность возобновить эксплуатацию ряда узкопрофильных рудников, прекративших свою работу из-за истощения запасов месторождений, в которых добывался только один вид сырья. Появится возможность привлечения высвобождающихся трудовых ресурсов России, русскоязычных переселенцев из ближнего зарубежья, сокращаемых из армии военнослужащих.
Реализация данной Программы в составе федеральных целевых программ положительно скажется на перспективе развития горнорудной промышленности не только Читинской области, но и Республики Бурятия. Будут разморожены значительные средства, вложенные Министерством Российской Федерации по атомной энергии в развитие Забайкальского горно-обогатительного комбината, - более 550 млрд. рублей (в ценах 1995 года), а также осуществлена расконсервация ряда узкопрофильных рудников, благодаря организации комплексной переработки сырьевых ресурсов Сибири, предусмотренной Программой.
Наряду с развитием сырьевой базы Программой в перспективе (после 2000 года) предусматривается реконструкция действующих передельных металлургических мощностей Министерства Российской Федерации по атомной энергии, ориентированных на использование уникальных наукоемких технологий как для переработки комплексных руд и полупродуктов, так и для производства конечных продуктов, полупродуктов и изделий.
Базовым предприятием Забайкальского рудно-металлургического региона выбран Забайкальский горно-обогатительный комбинат, располагающий разведанной минерально-сырьевой базой лития, бериллия, тантала и ниобия как минимум на двадцатилетний период, а также горно-обогатительными производствами. У комбината имеются жилые поселки, автомобильные и железные дороги, водопровод, база стройиндустрии и высококвалифицированные кадры.
Государственная поддержка и дальнейшее развитие комбината в рамках Программы определит судьбу не только производственного персонала комбината, но и 32 тыс. жителей прилегающих рабочих поселков, так как в случае его остановки на создание альтернативных рабочих мест в условиях Забайкалья только для занятого в настоящее время промышленно-производственного персонала потребуется около 25 млрд. рублей (в ценах 1995 года).
Кроме того, затраты на консервацию действующих производств Забайкальского горно-обогатительного комбината составят 230 млрд. рублей (в ценах 1995 года), на содержание объектов жизнеобеспечения трех поселков (ТЭЦ, котельные, инженерные сооружения), остающихся в эксплуатации после закрытия комбината, 640 млрд. рублей (в ценах 1995 года) в год.
Таким образом, общая оценка прямых экономических потерь составит 3445 млрд. рублей.
Основными целями Программы являются развитие минерально-сырьевой базы и создание новых производств по выпуску металлов и соединений лития, бериллия, тантала, ниобия, олова, а также обеспечение производства этих видов продукции в объемах, необходимых для государственных нужд.
Для достижения поставленных целей Программой предусматривается решение следующих основных задач:
создание на Забайкальском горно-обогатительном комбинате производства по выпуску металлов и соединений лития, бериллия, тантала, ниобия и олова;
разработка действующих и освоение новых месторождений с целью устойчивого обеспечения сырьем производства лития, бериллия, тантала, ниобия и олова;
совершенствование существующих и создание новых технологических процессов по переработке и производству чистых металлов и соединений;
обеспечение экологической безопасности производства;
развитие социальной инфраструктуры Забайкальского региона.
Решение указанных задач предусматривается осуществить в два этапа:
I этап (1997-2001 годы) - обеспечение ввода в промышленную эксплуатацию пускового комплекса промышленного узла Забайкальского горно-обогатительного комбината;
II этап (2002-2012 годы) - полное развитие промышленного узла Забайкальского горно-обогатительного комбината, предусматривающее ввод в эксплуатацию производственных мощностей по выпуску продукции, инженерного обеспечения, жилья и объектов социально-бытового и культурного назначения.