(с изменениями на 30 декабря 2000 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
В целях оздоровления окружающей среды и населения г.Нижний Тагил Свердловской области Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить представленную Министерством экономики Российской Федерации, администрацией Свердловской области, администрацией г.Нижний Тагил согласованную с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации Федеральную целевую программу по оздоровлению окружающей среды и населения г.Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года (далее именуется - Программа).
____________________________________________________________________
Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
2. Определить государственным заказчиком Программы администрацию г.Нижний Тагил Свердловской области.
3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти при формировании проектов федерального бюджета на 1996 год и последующие годы, подготовке инвестиционных программ предусматривать выделение средств для осуществления природоохранных мероприятий, намеченных в Программе.
4. Согласиться с предложением администрации г.Нижний Тагил о создании финансово-инвестиционного фонда для реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды и населения города, имея в виду, что средства фонда будут формироваться за счет отчислений в размере 1,5 процента стоимости реализуемой продукции (работ, услуг) предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, расположенных на территории г.Нижний Тагил, с отнесением этих затрат на себестоимость продукции (работ, услуг), а также за счет других источников в соответствии с действующим законодательством.
Администрации Свердловской области, администрации г.Нижний Тагил совместно с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации разработать положение о финансово-инвестиционном фонде и вносить в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на 1996 год и последующие годы предложения об отнесении на себестоимость продукции (работ, услуг) затрат в связи с отчислениями в названный фонд.
5. Администрации Свердловской области, администрации г.Нижний Тагил совместно с Комитетом Российской Федерации по металлургии, Государственным комитетом Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, акционерными обществами "Нижнетагильский металлургический комбинат", "Высокогорский горно-обогатительный комбинат", "Уралхимпласт" и государственным предприятием "Уралвагонзавод" вносить на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения о государственной поддержке и стимулировании реконструкции и технического перевооружения в 1996-2000 годах производственных мощностей этих акционерных обществ и государственного предприятия в целях обеспечения реализации Программы при условии, что не менее 80 процентов средств, требуемых на осуществление природоохранных мероприятий на указанных предприятиях, будет обеспечено ими за счет собственных источников и привлеченных средств.
6. Администрации Свердловской области и администрации г.Нижний Тагил при формировании соответствующих бюджетов на 1996-2000 годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы с учетом привлечения внебюджетных источников, включая средства финансово-инвестиционного фонда, создаваемого в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 1995 года N 452
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
по оздоровлению окружающей среды и населения
г.Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года
____________________________________________________________________
Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________
Федеральная целевая программа по оздоровлению окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области на период до 2000 года (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 96 "О мерах по государственной поддержке социально-экономического развития, оздоровлению окружающей среды и населения г. Нижний Тагил Свердловской области". Программа основывается на анализе экологической обстановки, состояния здоровья населения, а также социальной и экономической ситуации в городе, являющемся крупным промышленным центром Урала с развитым комплексом предприятий горнорудной, металлургической, машиностроительной и химической промышленности.
Основным направлением Программы оздоровления экологической обстановки в городе является концепция снижения уровня негативного антропогенного воздействия на окружающую среду за счет ограничения мощности ведущих промышленных предприятий, вывода из эксплуатации устаревших производств, перепрофилирования (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, цехов и участков, осуществления комплекса природоохранных мероприятий на предприятиях, в городском хозяйстве и на территории города. Кроме того, намечено широкое развитие мер по медицинской реабилитации и оздоровлению населения.
Выбор основных направлений реализации целей Программы
Комплекс мероприятий по решению экологических задач и вопросов сохранения и восстановления здоровья населения г.Нижний Тагил в настоящей Программе формируется в виде ряда направлений (блоков).
Технический блок включает в себя создание и реконструкцию на Нижнетагильском металлургическом комбинате системы аспирации доменных печей, электропечей, тигелей; внедрение горелочных устройств, что позволит обеспечить снижение выбросов оксидов азота и монооксидов углерода; строительство установки для вдувания пылеугольного топлива в доменные печи; создание замкнутой оборотной системы водоснабжения; реконструкцию помольных, прессовых участков и обжиговых печей огнеупорного производства с установкой современных аспирационных систем.
Утилизация токсичных отходов металлургического комбината является важнейшей задачей Программы, для решения которой намечено строительство гранустановки бассейнового типа, а также сооружение комплекса по переработке мартеновских шлаков.
В горнодобывающем производстве в рамках Программы предусмотрено осуществить строительство установки сероочистки на Лебяжинской аглофабрике, реконструкцию аспирационной системы агломерационного цеха, перевод сброса шлама в главный карьер.
На государственном предприятии "Уралвагонзавод" предусматривается строительство комплекса газоочистки мартеновских печей, сооружение станции нейтрализации гальванических стоков, а также строительство цеха по переработке гальванических отходов. При этом создание установки по утилизации гальванических шламов будет осуществлено для всех предприятий города.
В акционерном обществе "Цементный завод" намечено осуществить реконструкцию сушильных барабанов, обеспечить замену старых циклонов на новые.
Ряд мероприятий предусматривается провести на других предприятиях города.
В составе территориального блока намечены мероприятия по улучшению водоснабжения населения, решению проблемы мусороудаления и очистки города, рекультивации земель, озеленению городской территории, созданию благоприятных условий для проживания населения.
Проблема снабжения города чистой питьевой водой остается важнейшей. Для ее решения предусматривается строительство водозаборной и фильтровальной станции 1-го подъема на Верхне-Выйском водохранилище, что позволит обеспечить необходимую очистку воды перед подачей в город, будет проведена реконструкция водонасосных станций со строительством водоводов.
Социальный блок включает в себя переселение жителей города из санитарно-защитных зон промышленных предприятий, строительство объектов социальной сферы, санитарно-гигиенические мероприятия и меры по медицинской реабилитации населения.
Предусматривается переселение 2000 семей из санитарно-защитных зон промышленных предприятий, а также 3800 семей из зон ветхого и аварийного жилья.
Экологическая эффективность мероприятий
Реализация Программы по защите воздушного бассейна позволит сократить расходы топлива, снизить выбросы пыли и твердых частиц более чем на 25000 т, сернистого ангидрида на 17000 т, оксидов азота на 1500 т, цианистого водорода на 500 т, аммиака на 378 т, формальдегида на 3 т.
Мероприятия по очистке сточных вод и созданию замкнутой системы водопользования снизят на 15-20 процентов расходы воды на производственные нужды, сократят количество недостаточно очищенных сточных вод на 148,7 млн.куб.м в год, позволят уменьшить массу сбрасываемых со сточными водами твердых отходов путем обработки стоков дешевыми реагентами нового поколения, полученными из местных недефицитных источников сырья.
Мероприятия по очистке питьевой воды позволят довести ее качество до уровня действующих стандартов, снизить в ней содержание примесей до уровня предельно допустимых концентраций.
Реализация в полном объеме Программы по переработке и утилизации дисперсных токсичных отходов даст возможность использовать ежегодно около 10 млн.т материалов, в том числе более 3,7 млн.т металлургических шлаков, 0,5 млн.т пылей и шламов металлургического производства, 5,6 млн.т топливных зол, сократить потребление железной руды на 0,5 млн.т, снизить расход кокса на 400-600 тыс.т, обезвредить более 200 т токсичных отходов первого класса опасности.
Предусматриваются два вида контроля исполнения работ:
производственный контроль осуществляется советом фонда реализации Программы, а также контролирующими организациями и предприятиями города;
финансовый контроль осуществляется государственным заказчиком Программы и соответствующими уполномоченными органами Правительства Российской Федерации в установленном порядке.
Затраты на реализацию мероприятий
Общий объем затрат на реализацию Программы составляет 4983,8 млрд.рублей (в ценах 1994 года), в том числе за счет средств предприятий 3673,8 млрд.рублей, за счет бюджетов Свердловской области и г.Нижний Тагил - 286,3 млрд.рублей, федерального бюджета - 745,3 млрд.рублей и внебюджетных источников - 278,4 млрд.рублей (приложение N 1).
Затраты на природоохранные мероприятия по техническому блоку составят 4158,3 млрд.рублей, из них основная доля приходится на акционерное общество "Нижнетагильский металлургический комбинат", в рамках Программы им будет израсходовано 4081,6 млрд.рублей, или 98 процентов всех затрат (приложение N 2).
Общий объем затрат по территориальному блоку составит 220,2 млрд.рублей (приложение N 3). Большая часть затрат природоохранных мероприятий будет направлена на улучшение водоснабжения и очистку стоков города, улучшение мусороудаления и переработку отходов. Определенная часть средств будет израсходована на рекультивацию городских земель.
Важнейшим комплексом мероприятий является социальный блок. Затраты его определены в размере 596,3 млрд.рублей, в том числе на переселение населения из санитарно-защитных зон промышленных предприятий - 180 млрд.рублей, медицинскую реабилитацию и оздоровление населения - 144 млрд.рублей и строительство объектов здравоохранения - 235 млн.рублей (приложение N 4).
На научно-техническое обеспечение Программы предполагается израсходовать 9 млрд.рублей (приложение N 5).
Для привлечения средств из различных внебюджетных источников, их аккумуляции предполагается создать финансово-инвестиционный фонд реализации Программы. Средства указанного фонда формируются за счет других источников в соответствии с действующим законодательством.
Важнейшим условием эффективной реализации Программы является ее информационно-аналитическое обеспечение. С этой целью предусматривается создание и развитие комплексной городской системы мониторинга, включающей инженерно-экологический, биоэкологический, медико-экологический и социально-гигиенический мониторинг.
Приложение N 1
к Федеральной целевой программе оздоровления
окружающей среды и населения г.Нижний Тагил
Свердловской области на период до 2000 года
Общий объем затрат на реализацию Программы в 1996-2000 годах
(млрд.рублей в ценах 1994 года)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ ¦ Источники финансирования
¦ Объем затрат - +--------------------------------------------------------
¦ всего ¦ федеральный ¦областной и ¦ средства ¦ прочие
¦ ¦ бюджет ¦городской ¦ предприятий¦ внебюджетные
¦ ¦ ¦бюджеты ¦ ¦ источники
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Затраты на природоохранные 4158,3 735 _ 3423,3 -
мероприятия по техническому блоку
Затраты на мероприятия, 220,2 _ 127,5 12,5 80,2
осуществляемые по территориальному
блоку
Затраты на мероприятия по социальному 596,3 10,3 149,8 238 198,2
блоку
Затраты на научно-техническое 9 _ 9 - -
обеспечение Программы
ИТОГО 4983,8 745,3 286,3 3673,8 278,4
Приложение N 2
к Федеральной целевой программе
оздоровления окружающей среды и
населения г.Нижний Тагил Свердловской
области на период до 2000 года
Затраты на природоохранные мероприятия по техническому блоку
(млн.рублей в ценах 1994 года)
Наименование мероприятий План реализации Стоимость
строительства
Акционерное общество "Нижнетагильский
металлургический комбинат"
Доменное производство
Установка (комплекс) для вдувания 1996-1997 13000
угольной пыли в доменные печи годы
Реконструкция пылегазоочистных 1996-2000 25000
систем и оборотных циклов доменных годы
печей
Сталеплавильное производство
Реконструкция конвертерного 1996-1998 840000
цеха N 1 со строительством годы
отделений непрерывной разливки
и внепечной обработки стали,
аспирации неорганизованных
выбросов
Строительство комплекса 1996-2000 2500000
кислородно-конвертерного годы
цеха N 2 с выводом из
эксплуатации мартеновского цеха
Фасонно-литейный цех
Строительство пылеулавливающего 1996-1997 отдельно не
оборудования от вагранок и годы выделяются
организация дожига монооксида
углерода
Строительство системы аспирации 1996-1997 360
от электропечей стального литья и годы
тигелей цветного литья
Прокатное производство
Строительство газопылеулавливающих 1997-2000 800
установок на основных печах годы
прокатных цехов
ТЭЦ