Доклад
начальника юридического отдела СЗТУ России М.Я.Криволапа
на Коллегии управления по теме: "О практике применения
таможенного законодательства в таможенных органах региона"
Процесс формирования юридической службы таможенных органов Северо-Западного региона начался в 1992 году. В апреле 1992 года был принят на работу главный юрисконсульт управления. В феврале 1993 года вышел приказ ГТК России N 44, которым образован правовой отдел Северо-Западного управления, переименованный впоследствии в юридический.
Осознавая важность правового обеспечения деятельности таможенных органов, начальник СЗТУ приказом от 28 апреля 1993 года N 70 ввел должности главных юрисконсультов в таможнях региона.
В целях совершенствования правового обеспечения деятельности таможенных органов приказом ГТК России по 22 ноября 1993 года были даны методические рекомендации по формированию структуры и определению характера деятельности юридических служб таможенных органов Российской Федерации.
Во исполнение названного приказа был издан приказ ГТК N 189 от 11 мая 1994 года "О создании юридических служб таможенных органов Российской Федерации", утвердивший штатную численность юротделов.
В дальнейшем приказом ГТК России от 23.09.94 N 485 было утверждено Общее положение о юридическом отделе, юридической группе, юрисконсульте таможенного органа, в котором определены задачи и функции юридической службы по правовому обеспечению деятельности таможенных органов.
На основании этих документов, а также изданных в соответствии с ними указаний и разъяснений ГТК России, в таможенных органах Северо-Западного региона к середине 1995 года были сформированы юридические отделы. В настоящее время они действуют в 20 таможнях и региональном таможенном управлении (сведения о кадровом составе и штатной численности юротделов прилагаются).
В период формирования юридических служб таможенных органов региона юридический отдел СЗТУ принимал активные меры по координации этого процесса. Проведены сборы начальников юротделов, где поставлены конкретные задачи по организации и функционированию юридических служб.
Основными задачами, стоящими перед юридическими отделами, являются правовое обеспечение деятельности и защита интересов таможенных органов, контроль за правильным применением действующего законодательства, обобщение практики его применения.
Юридический отдел СЗТУ России в настоящее время состоит из 10 сотрудников, имеющих высшее и незаконченное высшее юридическое образование. Работа организована по предметно-территориальному принципу. За каждым из сотрудников отдела закреплены направления правовой деятельности, по которым они специализируются в своей непосредственной работе, как то: применение таможенных режимов, таможенное оформление, информирование и консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам, вопросы судебно-арбитражной практики, хозяйственно-договорная работа, юридическая экспертиза поступающих в отдел проектов документов, трудовое законодательство. Также за всеми сотрудниками закреплены таможни региона, в которых они осуществляют контроль за деятельностью юридических отделов. В целом предметно-территориальный принцип позволяет поддерживать необходимый уровень квалификации сотрудников и контролировать состояние правовой работы в таможнях региона.
За период 1995 - 96 года юротделом СЗТУ России рассмотрено 493 жалобы, обращения и заявления физических и юридических лиц (из них 368 - в 1995 году и 125 - в 1996 году), 22 протеста и представления прокуроров (16 - в 1995 году и 6 - в 1996 году).
С начала 1996 года юристами дано более 40 разъяснений отделам и должностным лицам управления по вопросам трудового, жилищного, финансового права. Более 60 консультаций подобного рода предоставлено отделом по запросам таможен.
Юротдел СЗТУ участвует совместно с другими подразделениями в подготовке и заключении хозяйственных договоров, а также осуществляет контроль за их исполнением. За 1995 год отделом дана правовая оценка 87 проектам договоров на общую сумму 6 млрд. 477 млн. 25 тыс. руб. и 533 639 долл. США; с начала 1996 года проанализировано 39 проектов договоров на общую сумму 14 млрд. 602 млн. рублей и 196 тыс. 290 долларов США.
Юротделом систематически проверяются на соответствие действующему законодательству и визируются проекты приказов и иных издаваемых в СЗТУ нормативных документов.
Во исполнение приказа ГТК России от 15 мая 1995 года N 318, на основании приказа начальника СЗТУ России от 23 ноября 1995 года N 170 в Северо-Западном управлении силами сотрудников юридического отдела организована работа по информированию и консультированию заинтересованных лиц по таможенным вопросам. За период осуществления этой деятельности оказано 88 консультаций на общую сумму 7 млн. 765 тыс. 812 руб. В целом по региону доход от деятельности таможен по информированию и консультированию составил 207 млн. 148 тыс. 54 руб.
Ежемесячно и ежеквартально в Правовое управление ГТК России юридическим отделом направляется отчетная информация, в которой дается общий правовой анализ функционирования таможенной системы по всем ее направлениям.
Юридический отдел СЗТУ проводит работу в области совершенствования таможенного законодательства. Отделом постоянно вносятся предложения по изменению и дополнению нормативных актов ГТК России (за последнее время подготовлено 23 документа по этому вопросу). Также в ГТК России были направлены предложения по 5 законопроектам по таможенному делу.
Юридический отдел СЗТУ был одним из организаторов проходившего в Санкт-Петербурге летом прошлого года международного семинара по таможенному праву.
Одной из основных задач юридического отдела регионального таможенного управления является методическое руководство правовой работой в нижестоящих таможенных органах.
Во исполнение этой задачи систематически проводятся проверки деятельности юротделов таможен, в ходе которых оказывается практическая помощь в решении конкретных вопросов организационного и правового характера.
Регулярно (2 раза в год) юридический отдел управления организует и проводит целевые семинары для руководителей и специалистов юридических отделов таможен региона, на которых обсуждаются проблемные вопросы правоприменительной практики. Так, например, были проведены семинары на темы: "Применение трудового законодательства", "Организация работы по информированию и консультированию", "Вопросы судебно-арбитражной практики" и др.
Одной из действенных форм обучения и приобретения практических навыков в работе является проведение стажировок должностных лиц юридических подразделений таможен в юридическом отделе СЗТУ. За период 1995-96 годов в юротделе управления прошли стажировку 13 таких сотрудников (10 чел. в 1995 году и 4 чел. в 1996 году). Однако разработанный СЗТУ план прохождения стажировок на практике выполняется не в полном объеме, несмотря на то, что в январе 1996 года в таможни региона было направлено письмо N 06-18/27 о необходимости обеспечения своевременного прибытия специалистов юротделов для прохождения стажировок. Главной причиной невыполнения плана является отсутствие в таможнях денежных средств для направления своих сотрудников в командировки в СЗТУ (данные о прохождении стажировок в 1 полугодии 1996 года прилагаются).
В целях повышения эффективности правовой работы нижестоящих таможенных органов юридический отдел СЗТУ России систематически разрабатывает и направляет в таможни методические рекомендации и разъяснения по различным вопросам организационного и правоприменительного характера. За период 1995-96 годов в таможни региона направлено 35 рекомендаций и писем (20 - в 1995 году и 15 в 1996 году). Среди них - разъяснения о порядке обращения взыскания на имущество, о практике применения таможенного законодательства при производстве по делам о НТП, о судебных решениях по вопросам применения таможенного режима временного ввоза и таможенного режима экспорта, о порядке ввоза транспортных средств физическими лицами с территории Республики Беларусь и др.
В работе по оказанию помощи нижестоящим таможенным органам и осуществлению контроля за их деятельностью не все обстоит так, как хотелось бы.
Юридический отдел СЗТУ укомплектован достаточно подготовленными специалистами, заинтересованно осваивающими таможенное законодательство и осознающими возложенную на них ответственность за состояние правовой работы в таможенных органах Северо-Западного региона. Вместе с тем, в нашей работе имеются недостатки, в частности:
- недостаточно глубоко и своевременно анализируется состояние применения таможенного законодательства в закрепленных таможнях региона;
- недостаточная "обратная связь" с юридическими отделами таможен;
- запоздалое реагирование на ошибки, допущенные при рассмотрении дел в судах;