ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 9 августа 1996 года N 06-10/14380
О судебной практике
____________________________________________________________________
Не действует на основании
приказа ГТК России от 15 сентября 2003 года N 1010
____________________________________________________________________
В первом квартале 1996 года общее число рассмотренных дел составило 1021 на сумму более 482 миллиардов рублей. С учетом динамики роста (за весь период 1995 года общее число дел составило 1688 на сумму более 277 миллиардов рублей) ожидаемое количество судебных дел в 1996 году составит более 4000, а стоимостная оценка около двух триллионов рублей.
Резко увеличились финансовые потери таможенных органов (возврат таможенных пошлин и налогов, судебные издержки, возмещение материального ущерба, снижение размеров штрафов по делам о нарушении таможенных правил, отмена постановлений по делам о нарушении таможенных правил и т.д.) в результате принятия судами решений не в пользу таможенных органов. Если в 1995 году стоимостная оценка таких дел за год составила 54 миллиарда рублей, то уже в первом квартале 1996 году - 95 миллиардов рублей.
Анализ судебной практики показывает, что по-прежнему сохраняется на недопустимом уровне количество дел, решения по которым судами принимаются не в пользу таможенных органов по причинам допущенных должностными лицами таможенных органов существенных нарушений процессуальных требований, ненадлежащего оформления постановлений о наложении взысканий по делам о нарушении таможенных правил, неправильной квалификации таможенных правонарушений и т.д. Предпринимаемые руководителями юридических служб меры, в том числе и представления по применению мер административного воздействия к виновным лицам, не дают положительных результатов. В некоторых таможенных органах выявленные в ходе судебного разбирательства факты допущенных нарушений не становятся предметом серьезного разбирательства.
Анализ судебной практики также показывает, что некоторые юридические службы заняли пассивную позицию по обжалованию решений судебных органов, принятых не в пользу таможенного органа. В ряде случаев, основываясь на принятом судебным органом, как правило, первой инстанции, решении, таможенные органы безосновательно и вопреки Таможенному кодексу Российской Федерации отменяют постановления о наложении взыскания по аналогичным делам. Такое отношение к защите государственных интересов таможенными органами в судах и правовой работе в целом существенно затрудняет деятельность ГТК России и других таможенных органов по обеспечению единообразного применения таможенного законодательства судами всех уровней. Необходимо взять за правило практику юридических служб Новгородской, Ульяновской, Омской и других таможен, которые обжалуют каждое проигранное дело вплоть до высших судебных органов.
Направляю для сведения и использования в работе представляющие интерес отчеты Поволжского, Северо-Западного и Северо-Кавказского таможенных управлений по теме "Проблемы судебно-правовой защиты интересов таможенных органов".
Одновременно хочу выразить признательность Правового управления всем юридическим службам, которые относятся к вопросам совершенствования таможенного права с искренней заинтересованностью и желанием принять активное участие в этой очень значимой, сложной и требующей больших усилий и достаточно продолжительного времени работе. Все поступившие предложения учитываются в обязательном порядке. Эти предложения можно условно разбить на 3 группы:
1. Предложения, вызванные недостаточным или неполным (фрагментарным) освоением нормативных актов по таможенному делу. Наличие таких предложений свидетельствует, в том числе, о том, что юридические службы региональных таможенных управлений еще не до конца освоили одну из основных своих функций - руководство нижестоящими юридическими службами. Юридические службы РТУ должны обобщать и анализировать всю отчетность юридических служб таможен, все их предложения и принимать разъяснительные и другие меры по вопросам, не требующим решения ГТК России, высших органов государственной власти страны.
2. Предложения нормативно-технического характера (заполнение ГТД, других документов, несогласованность нормативно-технических документов, отдельные вопросы таможенного оформления и тому подобные "частные" вопросы). Такие вопросы в ГТК России решаются соответствующими структурными подразделениями. Они не имеют большой правовой нагрузки и у Правового управления объективно появится возможность заниматься такими вопросами только после урегулирования ключевых вопросов таможенного права. Поэтому предлагается следующая модель урегулирования таких вопросов: Правовое управление обязательно должно знать о наличии таких проблем, но параллельно с этим запросы должны направляться в то структурное подразделение, которое несет ответственность за соответствующую функцию (УОТК, УФТД и т.п.). На этапе решения вопросов этими подразделениями в ГТК России мы обязательно будем подключаться к этой работе.
3. Предложения по вопросам, являющимся крупной правовой проблемой. Такие вопросы представляют наибольший интерес для Правового управления и мы прежде всего работаем с ними. В качестве подтверждения могу привести недавно разосланный Обзор судебной практики, подготовленный Президиумом Высшего Арбитражного суда России, или постановление Правительства России от 18 июля 1996 года N 808 (которое, на что хотелось бы обратить особое внимание, решает или дает возможность решить многие вопросы, выявленные в ходе судебной практики). Установить наличие таких проблем и решить их (либо создать правовую основу для решения) нам в первую очередь помогли отчеты о правовой деятельности таможенных органов. В настоящее время готовится ряд крупных решений и по другим вопросам, выявившимся в ходе судебной практики таможенных органов.
Приложение на 69 листах.*
________________
* Письмо Северо-Западного таможенного управления от 8 мая 1996 года N 06-17/2177 см. по ссылке. - Примечание "КОДЕКС".
Начальник
Правового управления
В.А.Галдин
Текст документа сверен по:
рассылка