УКАЗАНИЕ
от 31 октября 1995 года N Н-851у
Разъяснение по применению "Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве"
____________________________________________________________________
Не применяется на основании
приказа Минтранса России от 4 июля 2019 года N 218
____________________________________________________________________
Министерство путей сообщения направляет Разъяснение по применению на железнодорожном транспорте отдельных норм "Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года N 558 (указ. МПС от 23.06.95 N 234пр-у), и приказывает принять его к руководству и исполнению.
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
А.Н.Кондратенко
УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
И.С.Беседин
11 октября 1995 года
Разъяснение
по применению на железнодорожном транспорте отдельных норм "Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1995 года N 558
Учитывая особенности и сложившуюся практику расследования и учета несчастных случаев производственного характера на железнодорожном транспорте, Министерство труда Российской Федерации и Министерство путей сообщения Российской Федерации разъясняют применение отдельных норм "Положения о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве".
По пункту 2: принимать к расследованию и учету несчастные случаи, происшедшие с работниками (проводником, работником рефрижераторной секции, работником локомотивной бригады при сопровождении подвижного состава, поездной вертушки и др.), находящимися на транспортном средстве при сменном отдыхе.
По пункту 4: сообщать в течение суток по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации, о каждом групповом несчастном случае (два и более пострадавших), несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом в:
государственную отраслевую инспекцию на железнодорожном транспорте;
транспортную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай;
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту, где произошел несчастный случай;
орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольной этому органу;
организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай;
вышестоящий орган управления отрасли в зависимости от подчиненности;
по предприятиям отделения дороги (депо, станции, дистанции и т.п.) - начальнику отделения дороги, начальнику соответствующей службы и отделу охраны труда дороги;
по предприятиям дорожного подчинения (организации дорожного строительного треста, шпалопропиточные, щебеночные заводы и т.п.) начальникам соответствующей службы и отделу охраны труда дороги;
по предприятиям, находящимся в непосредственной подчиненности главного управления Министерства (заводы по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и др.) - начальнику соответствующего главного управления, а также отделу охраны труда Управления социального развития Министерства путей сообщения Российской Федерации и отделу охраны труда Центрального комитета Независимого профсоюза железнодорожников и транспортных строителей.
По получении сообщения о групповом несчастном случае, несчастном случае с возможным инвалидным исходом и несчастном случае со смертельным исходом начальник службы дороги докладывает начальнику железной дороги.
Начальники служб и отдела охраны труда дороги направляют сообщение соответствующему главному управлению МПС, отделу охраны труда Управления социального развития и отделу охраны труда ЦК профсоюза.
Дорожный комитет профсоюза передает соответствующее сообщение в отдел охраны труда ЦК профсоюза.
О каждом несчастном случае с временной утратой трудоспособности на железной дороге, где функционирует система учета и анализа производственного травматизма с использованием ПЭВМ, работодатель передает сообщение установленной формы в отделение дороги в соответствующую службу дороги по подчиненности.
По пункту 7 второго абзаца:
В расследовании несчастных случаев, происшедших на предприятиях железнодорожного транспорта, не включаются в состав комиссий и в расследовании не участвуют руководители подразделений предприятий: начальник цеха, старший мастер, мастер, прораб, освобожденный бригадир, начальники станций 3, 4, 5 классов, начальники пожарных, восстановительных поездов и другие руководители подразделений, где непосредственно произошел случай.
По пункту 11:
По первому абзацу: в составе комиссии государственным инспектором по охране труда следует считать государственного отраслевого инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте.
В расследовании несчастных случаев лично участвуют:
на отделении железной дороги - начальник отделения дороги, начальник отраслевой службы;
на предприятиях дорожного подчинения - начальники отраслевой службы, самостоятельного отдела дороги, управляющий трестом;
на предприятии, подчиненном непосредственно главному управлению МПС, - руководитель этой организации.
----------------
Примечание. На железнодорожном транспорте при несчастных случаях, связанных с нарушением правил технической эксплуатации железных дорог, в состав комиссии включается главный ревизор по безопасности движения отделения железной дороги.
Если несчастный случай произошел на объекте, подконтрольном органам государственного надзора, в состав комиссии включаются представители соответствующих органов надзора.
На железнодорожном транспорте расследование групповых несчастных случаев при гибели 2 - 4 человек проводится с участием в комиссии:
начальника главного управления МПС или его заместителя;
начальника железной дороги или его первого заместителя, директора завода и т.п.;
председателя дорожного комитета профсоюза.
На железнодорожном транспорте при гибели на производстве 5 и более работников состав комиссии назначает первый заместитель министра путей сообщения по согласованию с органами государственного надзора.
При расследовании несчастных случаев одновременно проводится проверка организации работы по охране труда на предприятии.
По пункту 13:
На железнодорожном транспорте групповые несчастные случаи, несчастные случаи с возможным инвалидным исходом и несчастные случаи со смертельным исходом рассматриваются в соответствующих вышестоящих органах управления:
начальником отделения железной дороги (объединения) с участием представителей районного комитета профсоюза - в срок не более 10 дней;
начальником железной дороги или по его поручению отраслевым заместителем с участием представителей дорожного профсоюзного комитета - в срок не более 15 дней;
начальником главного управления Министерства путей сообщения Российской Федерации на предприятии непосредственного подчинения с участием представителей отдела охраны труда ЦК профсоюза - в срок не более 15 дней.
В рассмотрении результатов расследования несчастных случаев может принимать участие государственный отраслевой инспектор по охране труда на железнодорожном транспорте.
Рассмотрение результатов расследования несчастных случаев при гибели 2 - 4 человек проводится заместителем министра путей сообщения Российской Федерации с участием заведующего отделом охраны труда ЦК профсоюза.
Рассмотрение результатов расследования несчастного случая при гибели 5 и более человек проводится первым заместителем министра путей сообщения Российской Федерации с участием представителя ЦК профсоюза.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Заместитель Министра труда Заместитель Председателя ЦК
Российской Федерации Независимого профсоюза
В.В.Калашников железнодорожников
16 октября 1995 года и транспортных строителей
В.С.Мышенков
16 октября 1995 года