МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 15 июля 1996 года N 17-94


Об утверждении "Методических рекомендаций
по бухгалтерскому учету в условиях создания
службы "Заказчика"

Во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 432 "О развитии конкуренции при предоставлении услуг по эксплуатации и ремонту государственного и муниципального жилищных фондов" в интересах поддержки процесса разделения функций заказчика и подрядчика на жилищно-коммунальные услуги и перехода на договорные отношения между организациями, выполняющими эти функции, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые "Методические рекомендации по бухгалтерскому учету в условиях создания службы "Заказчика".

2. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства организовать издание указанных Методических рекомендаций и довести их до предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства.

3. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на начальника Департамента жилищно-коммунального хозяйства Авдеева В.В.

Министр строительства
Российской Федерации                                       Е.В.Басин


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации бухгалтерского учета
в условиях создания службы
"Заказчика"

Введение

В соответствии с "Положением о службе "Заказчика" по жилищно-коммунальным услугам в системе местных Советов народных депутатов", утвержденным Комитетом РФ по муниципальному хозяйству от 24.09.93, в 60-65% муниципальных образований Российской Федерации созданы службы Заказчика по жилищно-коммунальным услугам. Однако далеко не везде службы Заказчика способны решать стоящие перед ними задачи, что можно объяснить отсутствием необходимого опыта работы, не совсем верным подходом при выборе форм, методов создания и функционирования указанных служб.

Анализ опыта работы созданных служб Заказчика показывает, что возможность воздействия и контроля качества, надежности и экологической безопасности, а также выполнение предприятиями ЖКХ своих договорных обязательств может предопределяться реальными имущественными правами службы Заказчика на жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства. В этой связи органами местного самоуправления Заказчику могут передаваться указанные объекты в хозяйственное ведение.

В свою очередь объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства (за исключением жилищного фонда, уже находящегося в пользовании жильцов) передаются службой Заказчика предприятиям ЖКХ по договору на обслуживание.

В соответствии с "Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения прав владения", утвержденным приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11.02.94 N 3, служба Заказчика может учитывать у себя на балансе вышеперечисленные основные фонды.

Предприятие ЖКХ в этом случае будет иметь на балансе только основные фонды и имущество, обеспечивающее обслуживание жилищного фонда, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, переданных ему местными органами власти в хозяйственное ведение по договору, а объекты инженерной инфраструктуры, благоустройства, жилищный фонд будет учитываться у предприятия ЖКХ за балансом.

В некоторых муниципальных образованиях с созданием службы Заказчика реформируется система сбора платежей населения за услуги жилищно-коммунального хозяйства, механизм распределения дотации из местных бюджетов, что повышает возможность контроля со стороны органов местного самоуправления за качеством жилищно-коммунального обслуживания населения и состоянием основных фондов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в муниципальной собственности.

Переход к договорным взаимоотношениям и дифференцированный подход при использовании различных групп основных фондов предприятиями ЖКХ делает необходимым адаптацию существующей системы бухгалтерского и оперативного учета и отчетности к работе в новых условиях.

Организация учета основных фондов - объектов инженерной инфраструктуры, внешнего благоустройства, жилищного фонда, на балансе службы Заказчика, а также выполнение функций по сбору денежных средств потребителей жилищно-коммунальных услуг и их распределение между предприятиями (организациями) ЖКХ вызывают необходимость отражения этих операций в бухгалтерском учете как в службе Заказчика, так и на предприятиях ЖКХ, исключив при этом двойное налогообложение одних и тех же средств.

Учитывая вышеизложенное, в настоящей работе даны рекомендации по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы Заказчика как на предприятиях ЖКХ, так и в самих службах Заказчика. В частности, рассмотрен порядок бухгалтерского учета основных фондов, переданных службе Заказчика в хозяйственное ведение, (объекты инженерной инфраструктуры, жилищный фонд, нежилые помещения, объекты внешнего благоустройства), организация учета сбора денежных средств от населения за жилищно-коммунальные услуги и распределение этих средств между предприятиями и организациями ЖКХ в соответствии с условиями договора, учет бюджетных ассигнований на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, аккумулируемых в службе Заказчика и др. вопросы бухгалтерского и оперативного учета.

Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в условиях создания службы Заказчика разработаны в соответствии с действующими законодательными актами и нормативными документами по бухгалтерскому учету, отчетности и налогообложению:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (Постановление Правительства РФ от 5 августа 1992 года N 552 с изменениями и дополнениями от 1 июня 1995 года N 661).

Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 26.12.94 N 170);

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (с инструкцией по ее применению);

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (с инструкцией по его применению), действующим с дополнениями и изменениями на 1 января 1995 года (приказ Минфина РФ от 28.12.94 N 173);

Письмом Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве";

Письмом Минфина РФ от 3 апреля 1996 года N 37 "О внесении изменений в письмо Минфина РФ от 29 октября 1993 года N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве";

Приказом Минфина РФ от 8 февраля 1996 года N 10 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/96;

Приказом Минфина РФ от 28 июля 1995 года N 81 "О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации";

Положением об особенностях учета основных производственных фондов ЖКХ в условиях разграничения права владения, утвержденным приказом Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 11.02.94 N 3;

Методическими рекомендациями по формированию цен на жилищно-коммунальные услуги в службе Заказчика (приказ Департамента ЖКХ от 07.10.94 N 7).

1. Учет основных средств в службе Заказчика (жилищного фонда, нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства)

1.1. Как уже отмечалось, в соответствии с Положением об особенностях учета основных производственных фондов в условиях разграничения прав владения - жилищный фонд, нежилые помещения, объекты инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства, переданные Заказчиком предприятию, организации ЖКХ по договору на обслуживание, могут находиться на балансе службы Заказчика.

В этом случае учет движения, поступления, выбытия и переоценку этих фондов осуществляет Заказчик.

Начисление износа и ремонтного фонда по объектам, находящимся на балансе у Заказчика, осуществляет сам Заказчик, но предприятие ЖКХ должно обязательно располагать сведениями о величине этих расходов, с целью отнесения их на себестоимость жилищно-коммунальных услуг и определения тарифов, так как окончательное формирование себестоимости и тарифов на жилищно-коммунальные услуги осуществляется на предприятии ЖКХ после согласования их со службой Заказчика.

Учет жилищного фонда, нежилых помещений, объектов инженерной инфраструктуры и внешнего благоустройства в службе Заказчика осуществляется в соответствии с Письмом Минфина РФ от 29.10.93 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве", с учетом изменений, отраженных в письме Минфина РФ от 03.04.96 N 37.

1.2. Жилищный фонд - жилые дома, общежития, дома маневренного фонда, неделимые объекты, т.е. дома с нежилыми помещениями, дома-интернаты и др. отражаются в бухгалтерском учете на субсчете 01-1 "Жилищный фонд" с разбивкой по разделам в зависимости от вида жилищного фонда по его принадлежности - "Жилищный фонд муниципальной собственности", "Жилищный фонд ведомственный", "Жилищный фонд общественный".

В пределах каждого раздела ведется учет объектов жилищного фонда по подразделам соответствующего наименования:

01-1.1 - Жилищный фонд по договору найма;

01-1.3 - Жилищный фонд, приобретенный за счет собственных средств;

01-1.4 - Жилищный фонд, приватизированный;

01-1.5 - Жилищный фонд, других форм собственности;

01-1.6 - Нежилые помещения в жилом доме (неделимые объекты).

Объекты жилищного фонда на указанных субсчетах учитываются по первоначальной или восстановительной стоимости. Износ по объектам жилищного фонда не отражается в бухгалтерском системном учете и определяется в конце отчетного периода по нормам на полное восстановление, утвержденным СМ СССР 22 октября 1990 года N 1072, и учитывается на забалансовом счете 014 "Износ жилищного фонда" в общей сумме, т.е. без разбивки износа по вышеприведенным субсчетам. Аналитический учет объектов жилищного фонда осуществляется на карточках N ОС-6 и разработочных таблицах.

Поступления на баланс Заказчика объектов жилищного фонда (от управлений капитального строительства, ведомственного жилищного фонда и в др.случаях) отражается в бухгалтерском учете записями:

дебет субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд";

кредит счета 88, субсчет 88-4 "Фонд социальной сферы".

Приватизированный жилищный фонд отражается в бухгалтерском учете по стоимости, определяемой бюро технической инвентаризации, записями:

дебет субсчета 01-1.4 "Жилищный фонд, приватизированный";

кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма" - по первоначальной или восстановительной стоимости. Начисленный износ при этом остается на забалансовом счете 014 без изменения.

Приватизированное жилье в доме с одним квартиросъемщиком отражается в бухгалтерском учете как реализация через счет 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" записями:

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма" - по первоначальной или восстановительной стоимости;

дебет субсчета 88-4 "Фонд социальной сферы";

кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - по первоначальной или восстановительной стоимости.

На сумму начисленного износа по данной операции уменьшается забалансовый счет 014.

Продажа отдельных квартир юридическим и физическим лицам отражается в бухгалтерском учете записями:

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

кредит субсчета 01-1.1 "Жилищный фонд по договору найма";

дебет субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства";

кредит счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" - по проданной стоимости квартиры;

дебет счета 51 "Расчетный счет";

кредит субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства" - поступления денежных средств за проданную квартиру;

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

кредит субсчета 88-4 "Фонд социальной сферы" (при закрытии счета 47). При этом на сумму начисленного износа уменьшается забалансовый счет 014.

При списании с баланса проданной квартиры одновременно ее стоимость отражается на забалансовом счете.

1.3. Продажа нежилых помещений в жилом доме (неделимом объекте) отражается бухгалтерскими записями:

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

кредит субсчета 01-1.6 "Нежилые помещения в жилом доме (неделимые объекты)" по первоначальной или восстановительной стоимости;

дебет субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства";

кредит субсчета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств" на продажную стоимость нежилых помещений;

дебет счета 51 "Расчетный счет";

кредит субсчета 76-2 "Расчеты за приобретенные или проданные основные средства" - поступление средств по проданным нежилым помещениям в жилом доме (неделимые объекты);

дебет счета 47 "Реализация и прочее выбытие основных средств";

кредит субсчета 88-4 "Фонд социальной сферы" - результат от реализации (закрытие счета 47).

На сумму начисленного износа по проданным нежилым помещениям в жилом доме уменьшается забалансовый счет 014, одновременно балансовая стоимость этих помещений отражается на забалансовом счете.

При приобретении жилых помещений службой Заказчика (покупатель) в доме, находящемся на балансе организации (продавца), их стоимость отражается в службе Заказчика на счете 04 - "Нематериальные активы" в корреспонденции со счетом по учету расчетов (76).

При приобретении нежилых помещений организация-покупатель отражает их стоимость в бухгалтерском учете по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 - "Капитальные вложения".

По приобретенным нежилым помещениям организация-покупатель начисляет в общеустановленном порядке амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов по нормам амортизационных отчислений, утвержденным Советом Министров СССР от 22.10.90 N 1072, установленным для соответствующих категорий зданий.

1.4. Объекты инженерной инфраструктуры по водоснабжению, канализации, тепло-, энергоснабжению и др., переданные Заказчику в хозяйственное ведение, учитываются у Заказчика на счете 01 "Основные средства", субсчет - 4 "Прочие основные средства".

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»