ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О Федеральной целевой программе государственной
поддержки государственных природных заповедников и
национальных парков на период до 2000 года
(с изменениями от 18 августа 1996 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1208.
____________________________________________________________________
В целях обеспечения устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий, выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется Программа).
____________________________________________________________________
Действие приложения N 4 к Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года, утвержденной настоящим Указом приостановлено с 1 сентября 1996 года - Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1208.
____________________________________________________________________
2. Правительству Российской Федерации:
определить государственного заказчика Программы;
при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.
3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин
Москва, Кремль
10 октября 1995 года
N 1032
УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 10 октября 1995 года
N 1032
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
государственной поддержки
государственных природных заповедников
и национальных парков на период до 2000 года
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ
И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА
Наименование Программы - Федеральная целевая программа
государственной поддержки
государственных природных
заповедников и национальных
парков на период до 2000 года
Решение о разработке Программы - постановление Правительства
Российской Федерации от 18 мая
1994 года N 496 "О плане действий
Правительства Российской Федерации
по охране окружающей среды
на 1994 - 1995 годы"
Государственные заказчики - Министерство охраны
Программы окружающей среды и природных
ресурсов Российской Федерации,
Федеральная служба лесного
хозяйства России
Основные разработчики - Институт экономики
Программы природопользования Министерства
охраны окружающей среды и
природных ресурсов Российской
Федерации,
институт "Росгипролес" Рослесхоза
Цели и задачи Программы - развитие существующей сети
государственных природных
заповедников и национальных
парков, сохранение типичных и
уникальных природных ландшафтов,
охрана объектов природного и
культурного наследия на
территориях государственных
природных заповедников и
национальных парков, усиление
социальной защищенности работников
государственных природных
заповедников и национальных парков
Сроки и этапы реализации - I этап: 1995 - 1997 годы,
Программы II этап: 1998 - 2000 годы
Исполнители мероприятий - Министерство охраны окружающей
Программы среды и природных ресурсов
Российской Федерации,
Федеральная служба лесного
хозяйства России,
Российская академия наук,
органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации
Объемы и источники - 1103,2 млрд. рублей - за счет
финансирования Программы средств федерального бюджета,
202,2 млрд. рублей - за счет
средств бюджетов субъектов
Российской Федерации,
6 млрд. рублей - за счет средств
внебюджетных экологических фондов,
9,5 млрд. рублей - за счет
собственных средств
государственных природных
заповедников и национальных парков
Ожидаемые конечные результаты - сетью особо охраняемых природных
реализации Программы территорий федерального значения
будут охвачены все природные зоны
на территории Российской Федерации,
что обеспечит выполнение
обязательств Российской Стороны,
вытекающих из Конвенции
о биологическом разнообразии
от 5 июня 1992 года
Контроль за исполнением - контроль за исполнением
Программы мероприятий Программы осуществляют
Министерство охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации и Федеральная
служба лесного хозяйства России
по данным статистической
отчетности, материалам выборочных
обследований и экспертных оценок.
1. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ
ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 год, N 14, ст. 1096) установлено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.
Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния.
Основными элементами сети особо охраняемых природных территорий федерального значения являются государственные природные заповедники и национальные парки. Учитывая перспективность развития сети государственных природных заказников федерального значения, необходимость укрепления их статуса в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", эти заказники также включены в Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется - Программа).
Первый российский природный заповедник общегосударственного значения "Баргузинский" был образован в 1916 году. По состоянию на 1 января 1995 года в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 процента площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. Заповедники расположены на территориях 17 республик, 5 краев, 33 областей, 5 автономных округов. Большинство (81) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника - в управлении Российской академии наук.
Система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 году. По состоянию на 1 января 1995 года в Российской Федерации имеется 28 национальных парков общей площадью 6444,3 тыс. га (0,4 процента площади земель Российской Федерации). Национальные парки расположены на территориях 8 республик, 1 края, 18 областей. Большинство (26) национальных парков находится в непосредственном управлении Федеральной службы лесного хозяйства России.
В соответствии с перечнем государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994-2005 годах, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 572-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 год, N 2, ст. 127), предполагается до 2000 года создать 36 государственных природных заповедников общей площадью 9194,4 тыс. га и 28 национальных парков общей площадью 4923,8 тыс. га.
В условиях кризиса экономики, усиливающейся инфляции, сложной криминогенной обстановки система государственных природных заповедников и национальных парков оказалась в крайне тяжелом положении, и перспективы ее существования вызывают серьезные опасения. Такое же положение сложилось и в 65 государственных природных заказниках федерального значения, 57 из которых находятся в непосредственном управлении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Серьезную обеспокоенность вызывает возрастающее в этих условиях число нарушений природоохранного режима, в том числе связанных с незаконным лесопользованием, браконьерским охотничьим и рыбным промыслом.
Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы по охране государственных природных заповедников и национальных парков эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением. Кроме того, отсутствие необходимых средств не позволяет создать федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
Статус государственных природных заповедников как научно-исследовательских учреждений определен действующим законодательством. Традиции научных исследований в них формировались десятилетиями, вклад заповедников в развитие естественных наук и ценность результатов многолетних наблюдений получили широкое признание как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Однако научные отделы всех заповедников испытывают острый недостаток современных технических средств, приборов, компьютерного оборудования, финансовых средств на приобретение специальной литературы и научные командировки.
Особое место среди государственных природных заповедников занимают 17 государственных природных биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В этих заповедниках проводятся работы по осуществлению комплексного фонового мониторинга окружающей природной среды. Однако ранее созданные в 7 государственных природных заповедниках станции фонового мониторинга постепенно приходят в упадок, парк имеющихся технических средств основательно изношен. Планы создания подобных станций в других заповедниках из-за отсутствия средств так и не реализованы. Огромный потенциал государственных природных заповедников при формировании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) практически не используется.
В государственных природных заповедниках в течение многих лет функционируют питомники редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, созданные в целях сохранения генофонда уникальной отечественной фауны. Для обеспечения функционирования этих питомников также необходима государственная поддержка.
Неудовлетворительно реализуется такая важная задача государственных природных заповедников и национальных парков, как ведение эколого-просветительской деятельности. Музеи природы в государственных природных заповедниках, некогда получившие широкое признание, находятся в упадке и не имеют возможности обновлять фонды и экспозиции.
Крайне тяжелое положение сложилось с жизнеобеспечением поселков и центральных усадеб государственных природных заповедников и национальных парков. В труднодоступных и малообжитых районах Сибири, Европейского и Крайнего Севера оно просто критическое, что проявляется в острой нехватке строительных материалов, топлива, горючего, отдельных видов продовольствия, деградации систем коммунального хозяйства. Обеспечение этих районов электроэнергией неудовлетворительное, линии электропередачи, как правило, не закольцованы, нет резервных линий, что приводит к сбоям в подаче электроэнергии, далеко не везде имеются резервные дизельные электростанции.
Сложившиеся в стране расценки на аренду авиации, особенно тяжелых вертолетов, сделали невозможной регулярную доставку грузов и людей на отдаленные кордоны и стационары, что во многих случаях приводит к их закрытию и консервации. Это пагубно отражается на состоянии охраны территорий, ведет к свертыванию полевых исследовательских работ в государственных природных заповедниках и национальных парках Сибири и Дальнего Востока.
Эффективность охраны морской акватории и береговой зоны в 10 арктических и дальневосточных государственных природных заповедниках крайне низка из-за отсутствия у них морских судов соответствующего класса.
Большую опасность для государственных природных заповедников и национальных парков представляют лесные пожары.
Из-за крайне ограниченных лимитов централизованных капитальных вложений в большинстве государственных природных заповедников и ряде национальных парков прекращается капитальное строительство, в том числе жилищное.
Медленное развитие материально-технической базы и дефицит финансирования не позволяют национальным паркам в полной мере использовать источники получения собственных средств для покрытия расходов.
Как показывает мировая практика, только полноценное государственное финансирование позволяет сохранять территории, подобные государственным природным заповедникам и национальным паркам, а также успешно решать стоящие перед ними задачи. Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что государственные природные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники содержатся за счет средств федерального бюджета.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Программа направлена на сохранение и развитие в условиях перехода к рыночной экономике существующей сети государственных природных заповедников и национальных парков, реализацию ее огромного потенциала в целях поддержания экологического равновесия и предотвращения гибели типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, их использование в научных, просветительских и рекреационных целях.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение развития сети особо охраняемых природных территорий федерального значения как резерватов дикой природы;
обеспечение надежной охраны объектов природного и культурного наследия на территориях всех государственных природных заповедников и национальных парков;
государственная поддержка многолетних научных исследований на территориях государственных природных заповедников как эталонных участках биосферы, привлечение к этой работе научных организаций и учреждений, включая институты Российской академии наук;
развитие на базе особо охраняемых природных территорий системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, организация туризма и отдыха граждан в национальных парках;
включение государственных природных заповедников в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в качестве эталонных участков и опорных пунктов организации наблюдений;
усиление социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных парков;
сохранение приоритета Российской Федерации в области развития заповедного дела.