Недействующий

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          

О Федеральной целевой программе государственной
поддержки государственных природных заповедников и
национальных парков на период до 2000 года

(с изменениями от 18 августа 1996 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1208.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения устойчивого функционирования системы особо охраняемых природных территорий, выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии от 5 июня 1992 года,

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется Программа).

____________________________________________________________________     

Действие приложения N 4 к Федеральной целевой программе государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года, утвержденной настоящим Указом приостановлено с 1 сентября 1996 года - Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1208.

____________________________________________________________________     

2. Правительству Российской Федерации:

определить государственного заказчика Программы;

при формировании проектов федерального бюджета предусматривать выделение бюджетных ассигнований на реализацию Программы.

3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент
Российской Федерации
Б.Ельцин

Москва, Кремль
10 октября 1995 года
N 1032



УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации
от 10 октября 1995 года
N 1032



ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

государственной поддержки
государственных природных заповедников
и национальных парков на период до 2000 года

ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ
И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ НА ПЕРИОД ДО 2000 ГОДА

Наименование Программы         - Федеральная целевая программа
                                 государственной поддержки
                                 государственных природных
                                 заповедников и национальных
                                 парков на период до 2000 года

Решение о разработке Программы - постановление Правительства
                                 Российской Федерации от 18 мая
                                 1994 года N 496 "О плане действий
                                 Правительства Российской Федерации
                                 по охране окружающей среды
                                 на 1994 - 1995 годы"


Государственные заказчики      - Министерство охраны
Программы                        окружающей среды и природных
                                 ресурсов Российской Федерации,
                                 Федеральная служба лесного
                                 хозяйства России

Основные разработчики          - Институт экономики
Программы                        природопользования Министерства
                                 охраны окружающей среды и
                                 природных ресурсов Российской
                                 Федерации,
                                 институт "Росгипролес" Рослесхоза

Цели и задачи Программы        - развитие существующей сети
                                 государственных природных
                                 заповедников и национальных
                                 парков, сохранение типичных и
                                 уникальных природных ландшафтов,
                                 охрана объектов природного и
                                 культурного наследия на
                                 территориях государственных
                                 природных заповедников и
                                 национальных парков, усиление
                                 социальной защищенности работников
                                 государственных природных
                                 заповедников и национальных парков

Сроки и этапы реализации       - I этап: 1995 - 1997 годы,
Программы                        II этап: 1998 - 2000 годы

Исполнители мероприятий        - Министерство охраны окружающей
Программы                        среды и природных ресурсов
                                 Российской Федерации,
                                 Федеральная служба лесного
                                 хозяйства России,
                                 Российская академия наук,
                                 органы исполнительной власти
                                 субъектов Российской Федерации

Объемы и источники             - 1103,2 млрд. рублей - за счет
финансирования Программы         средств федерального бюджета,
                                 202,2 млрд.  рублей - за счет
                                 средств бюджетов субъектов
                                 Российской Федерации,
                                 6 млрд.  рублей - за счет средств
                                 внебюджетных экологических фондов,
                                 9,5 млрд. рублей - за счет
                                 собственных средств
                                 государственных природных
                                 заповедников и национальных парков

Ожидаемые конечные результаты  - сетью особо охраняемых природных
реализации Программы             территорий федерального значения
                                 будут охвачены все природные зоны
                                 на территории Российской Федерации,
                                 что обеспечит выполнение
                                 обязательств Российской Стороны,
                                 вытекающих из Конвенции
                                 о биологическом разнообразии
                                 от 5 июня 1992 года

Контроль за исполнением        - контроль за исполнением
Программы                        мероприятий Программы осуществляют
                                 Министерство охраны окружающей
                                 среды и природных ресурсов
                                 Российской Федерации и Федеральная
                                 служба лесного хозяйства России
                                 по данным статистической
                                 отчетности, материалам выборочных
                                 обследований и экспертных оценок.

1. СОСТОЯНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ
ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года N 1155 "Об особо охраняемых природных территориях Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992 год, N 14, ст. 1096) установлено, что сохранение и развитие особо охраняемых природных территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики Российской Федерации.

Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" относит особо охраняемые природные территории к объектам общенационального достояния.

Основными элементами сети особо охраняемых природных территорий федерального значения являются государственные природные заповедники и национальные парки. Учитывая перспективность развития сети государственных природных заказников федерального значения, необходимость укрепления их статуса в соответствии с Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", эти заказники также включены в Федеральную целевую программу государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года (далее именуется - Программа).

Первый российский природный заповедник общегосударственного значения "Баргузинский" был образован в 1916 году. По состоянию на 1 января 1995 года в Российской Федерации насчитывается 88 государственных природных заповедников общей площадью 28854,1 тыс. га, в том числе 24144,1 тыс. га (1,4 процента площади земель Российской Федерации) территорий с внутренними водоемами. Заповедники расположены на территориях 17 республик, 5 краев, 33 областей, 5 автономных округов. Большинство (81) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, 4 заповедника - в управлении Российской академии наук.

Система национальных парков Российской Федерации начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк Российской Федерации ("Сочинский") был образован в 1983 году. По состоянию на 1 января 1995 года в Российской Федерации имеется 28 национальных парков общей площадью 6444,3 тыс. га (0,4 процента площади земель Российской Федерации). Национальные парки расположены на территориях 8 республик, 1 края, 18 областей. Большинство (26) национальных парков находится в непосредственном управлении Федеральной службы лесного хозяйства России.

В соответствии с перечнем государственных природных заповедников и национальных природных парков, рекомендуемых для организации на территории Российской Федерации в 1994-2005 годах, одобренным распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 572-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994 год, N 2, ст. 127), предполагается до 2000 года создать 36 государственных природных заповедников общей площадью 9194,4 тыс. га и 28 национальных парков общей площадью 4923,8 тыс. га.

В условиях кризиса экономики, усиливающейся инфляции, сложной криминогенной обстановки система государственных природных заповедников и национальных парков оказалась в крайне тяжелом положении, и перспективы ее существования вызывают серьезные опасения. Такое же положение сложилось и в 65 государственных природных заказниках федерального значения, 57 из которых находятся в непосредственном управлении Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Серьезную обеспокоенность вызывает возрастающее в этих условиях число нарушений природоохранного режима, в том числе связанных с незаконным лесопользованием, браконьерским охотничьим и рыбным промыслом.

Недостаток средств не позволяет оснастить работников службы по охране государственных природных заповедников и национальных парков эффективными средствами связи, приборами дистанционного наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, полевым и специальным снаряжением. Кроме того, отсутствие необходимых средств не позволяет создать федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов по охране государственных природных заповедников и национальных парков.

Статус государственных природных заповедников как научно-исследовательских учреждений определен действующим законодательством. Традиции научных исследований в них формировались десятилетиями, вклад заповедников в развитие естественных наук и ценность результатов многолетних наблюдений получили широкое признание как в Российской Федерации, так и за ее пределами. Однако научные отделы всех заповедников испытывают острый недостаток современных технических средств, приборов, компьютерного оборудования, финансовых средств на приобретение специальной литературы и научные командировки.

Особое место среди государственных природных заповедников занимают 17 государственных природных биосферных заповедников, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. В этих заповедниках проводятся работы по осуществлению комплексного фонового мониторинга окружающей природной среды. Однако ранее созданные в 7 государственных природных заповедниках станции фонового мониторинга постепенно приходят в упадок, парк имеющихся технических средств основательно изношен. Планы создания подобных станций в других заповедниках из-за отсутствия средств так и не реализованы. Огромный потенциал государственных природных заповедников при формировании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) практически не используется.

В государственных природных заповедниках в течение многих лет функционируют питомники редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных, созданные в целях сохранения генофонда уникальной отечественной фауны. Для обеспечения функционирования этих питомников также необходима государственная поддержка.

Неудовлетворительно реализуется такая важная задача государственных природных заповедников и национальных парков, как ведение эколого-просветительской деятельности. Музеи природы в государственных природных заповедниках, некогда получившие широкое признание, находятся в упадке и не имеют возможности обновлять фонды и экспозиции.

Крайне тяжелое положение сложилось с жизнеобеспечением поселков и центральных усадеб государственных природных заповедников и национальных парков. В труднодоступных и малообжитых районах Сибири, Европейского и Крайнего Севера оно просто критическое, что проявляется в острой нехватке строительных материалов, топлива, горючего, отдельных видов продовольствия, деградации систем коммунального хозяйства. Обеспечение этих районов электроэнергией неудовлетворительное, линии электропередачи, как правило, не закольцованы, нет резервных линий, что приводит к сбоям в подаче электроэнергии, далеко не везде имеются резервные дизельные электростанции.

Сложившиеся в стране расценки на аренду авиации, особенно тяжелых вертолетов, сделали невозможной регулярную доставку грузов и людей на отдаленные кордоны и стационары, что во многих случаях приводит к их закрытию и консервации. Это пагубно отражается на состоянии охраны территорий, ведет к свертыванию полевых исследовательских работ в государственных природных заповедниках и национальных парках Сибири и Дальнего Востока.

Эффективность охраны морской акватории и береговой зоны в 10 арктических и дальневосточных государственных природных заповедниках крайне низка из-за отсутствия у них морских судов соответствующего класса.

Большую опасность для государственных природных заповедников и национальных парков представляют лесные пожары.

Из-за крайне ограниченных лимитов централизованных капитальных вложений в большинстве государственных природных заповедников и ряде национальных парков прекращается капитальное строительство, в том числе жилищное.

Медленное развитие материально-технической базы и дефицит финансирования не позволяют национальным паркам в полной мере использовать источники получения собственных средств для покрытия расходов.

Как показывает мировая практика, только полноценное государственное финансирование позволяет сохранять территории, подобные государственным природным заповедникам и национальным паркам, а также успешно решать стоящие перед ними задачи. Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что государственные природные заповедники, национальные парки и государственные природные заказники содержатся за счет средств федерального бюджета.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Программа направлена на сохранение и развитие в условиях перехода к рыночной экономике существующей сети государственных природных заповедников и национальных парков, реализацию ее огромного потенциала в целях поддержания экологического равновесия и предотвращения гибели типичных и уникальных природных комплексов и экосистем, их использование в научных, просветительских и рекреационных целях.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение развития сети особо охраняемых природных территорий федерального значения как резерватов дикой природы;

обеспечение надежной охраны объектов природного и культурного наследия на территориях всех государственных природных заповедников и национальных парков;

государственная поддержка многолетних научных исследований на территориях государственных природных заповедников как эталонных участках биосферы, привлечение к этой работе научных организаций и учреждений, включая институты Российской академии наук;

развитие на базе особо охраняемых природных территорий системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, организация туризма и отдыха граждан в национальных парках;

включение государственных природных заповедников в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ) в качестве эталонных участков и опорных пунктов организации наблюдений;

усиление социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных парков;

сохранение приоритета Российской Федерации в области развития заповедного дела.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»