____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 августа 2002 года N 630
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 марта 1992 года N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод", а также в целях обеспечения условий реализации Федеральной программы "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод" Совет Министров - Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Федеральную программу "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод" (далее именуется - Программа), реализация которой возлагается на администрацию Кавказских Минеральных Вод.
2. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации при формировании республиканского бюджета Российской Федерации на 1994 и последующие годы предусматривать капитальные вложения и ассигнования для их финансирования на выполнение работ, предусмотренных в Программе.
3. Администрации Кавказских Минеральных Вод в целях привлечения дополнительных источников финансирования для реализации Программы разрешить образовать внебюджетные фонды (в том числе валютные, за счет привлечения иностранных инвесторов).
4. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации по согласованию с Банком внешней торговли Российской Федерации в целях создания условий для привлечения иностранных инвестиций и осуществления иностранными инвесторами предпринимательской деятельности оказать содействие в создании на территории Кавказских Минеральных Вод валютной биржи, международного коммерческого банка и Центра международной торговли.
Председатель Совета Министров -
Правительства Российской Федерации
В.Черномырдин
Федеральная программа
"Развитие особо охраняемого эколого-курортного
региона Российской Федерации -
Кавказских Минеральных Вод"
Кавказские Минеральные Воды (КМВ) - крупнейший и уникальный курортный регион Российской Федерации, который по составу и качеству своих климато-бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории (5 тыс. кв. км), не имеет аналогов на Евро-Азиатском континенте. Своей большой социальной значимостью регион КМВ, в первую очередь, обязан разнообразию природных лечебных факторов (минеральных вод, лечебных грязей, целебного климата) и живописного ландшафта.
В настоящее время в районе КМВ насчитывается свыше 100 источников минеральных вод 12 различных типов с общими ресурсами, утвержденными в ГКЗ, 14,5 тыс. куб. м в сутки. Имеются дополнительные резервы. Особую ценность представляют такие типы минеральных вод, как Кисловодский Нарзан, Ессентукские источники N 4 и N 17, Пятигорские углекислые, углекисло-сероводородные и радоновые воды, Железноводские термы сложного химического состава. Большой популярностью пользуется грязь озера Тамбукан.
Однако возросшие антропогенные нагрузки, связанные с наличием химической, машиностроительной, деревообрабатывающей промышленности, имеющимся старым неканализованным жилищным фондом, расположением животноводческих комплексов в областях формирования минеральных вод, ненормированным применением гербицидов и ядохимикатов в сельском хозяйстве привели к опасному загрязнению природной среды, снижению качества лечебных ресурсов.
Более 1000 куб. м в сутки ценных минеральных вод из-за санитарного неблагополучия сбрасываются без использования, часть загрязненных минеральных вод санируется различными способами, а такие известные источники, как Ессентуки N 20, Гаазо-Пономаревский безвозвратно утеряны. В последнее время в минеральных водах обнаруживаются различного вида пестициды, что совершенно недопустимо при питьевом бальнеолечении.
На территории региона сегодня функционируют более 1350 реальных источников загрязнения, часть из которых расположена в первой и второй округах санитарной охраны, что по положению о курортах совершенно недопустимо, и требуются большие капитальные вложения для вывода из санитарных зон наиболее опасных загрязнителей и перепрофилирования технологий промышленных предприятий.
Наибольшую сумму антропогенных нагрузок, изменяющих естественное состояние окружающей среды курортов КМВ, создает воздействие транспортного комплекса, представленного здесь автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом. На территории курортного района в настоящее время насчитывается 166,9 км магистральных железных дорог, 113,9 км железнодорожных подъездных путей, 1278,1 км автомобильных дорог, из которых только 65% имеют усовершенствованное покрытие. В регионе насчитывается более 140,5 тыс. автомобилей, из них в индивидуальном пользовании 70,5 тыс. , эксплуатируются 52 тепловоза в промышленности, функционируют 3 аэропорта.
Общий выброс в атмосферу вредных веществ от транспортного комплекса составляет 94,15 тыс. тонн в год, в почву 16,68 тыс. тонн в год, что превышает допустимую для курортов норму на 40%, а по отдельным показателям предельно допустимой концентрации (ПДК) превышают норму в 10-100 раз. Уровень загрязнения воздушной среды суммой газообразных веществ (сернистый ангидрид и двуокись азота) превышает ПДК до 5 раз. Коэффициент прозрачности атмосферы на Кисловодском курорте, который является климатологическим, снизился за последние годы с 0,812 до 0,740; концентрация в воздухе сажи составляет 1,2 микрограмм на куб. м, что характерно для крупных промышленных городов.
Особенности геологического строения региона дают на отдельных участках повышенный радиационный фон, превышающий норму в 2-3 раза, поэтому требуется переселение жителей из зон повышенной радиационной опасности.
Большие капитальные вложения необходимы для реконструкции общекурортных учреждений (бальнеофизиотерапевтических объединений и гидроминеральной базы). Грязе- и бальнеолечебницы городов курортов в большинстве своем построены в конце прошлого и начале нынешнего столетий. Городские коммуникации, 30% жилищного фонда имеют высокую степень износа. Тяжелое положение в регионе складывается с водоснабжением, водоотведением и санитарной очисткой. В целом санаторно-курортная и городская инфраструктура региона не соответствует современным требованиям и стандартам.
Существующая в настоящее время неблагополучная обстановка, оказывающая негативное влияние на состояние здоровья, демографические показатели и социальную активность населения России, а также переход отечественного здравоохранения на основы медицинского страхования, требуют формирования новой концепции по разработке принципов превентологии и оптимизации лечебно-реабилитационного процесса с использованием новых медицинских препаратов и технологий, широкого спектра физических факторов, в том числе уникальных природных ресурсов региона Кавказских Минеральных Вод.
В связи с вышеизложенным, необходимо введение на территории региона эффективного государственного регулирования экологической и градостроительной политикой, размещения производительных сил, организации работы сельскохозяйственного производства для обеспечения охраны окружающей природной среды и приоритетного развития курортов.
Для разработки механизмов регулирования хозяйственной системы и целенаправленного освоения Кавказских Минеральных Вод как особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации разработана настоящая Федеральная программа.
Разработка и внедрение эффективной системы мер и механизмов государственного воздействия по обеспечению рационального использования хозяйственного и курортно-рекреационного потенциала для лечения, реабилитации и профилактики наиболее распространенных заболеваний у населения России и других стран. Экологическое оздоровление региона. Сохранение природного богатства и историко-культурного наследия.
Задачами в решении поставленной цели являются:
1. Научно-правовое обеспечение регулирования экономикой хозяйственного и природного комплексов региона Кавказских Минеральных Вод.
2. Повышение уровня и качества жизни населения Кавказских Минеральных Вод.
3. Рациональное использование природных лечебных ресурсов и развитие курортно-рекреационного комплекса.
4. Организация комплексного мониторинга за состоянием природной среды в регионе Кавказских Минеральных Вод.
5. Разработка новых эффективных и научно-обоснованных методов курортного лечения, реабилитации и профилактики заболеваний с использованием курортно-рекреационного потенциала Кавказских Минеральных Вод.
6. Охрана природного и историко-культурного наследия в регионе Кавказских Минеральных Вод.
7. Структурная перестройка хозяйственного комплекса (в том числе курортно-рекреационного, промышленного, сельскохозяйственного, транспортного и др.).
8. Создание программно-информационных комплексов.
В результате реализации Федеральной программы будет осуществлена структурная перестройка народнохозяйственного комплекса и будет нормализована экологическая обстановка в регионе, увеличится эффективность санаторно-курортного лечения за счет внедрения новых методов лечения; будет внедрена качественно новая концепция оздоровления населения России, интегрирующая амбулаторно-стационарное и санаторно-курортное звенья в единую многофункциональную систему на этапах первичной профилактики, медицинской реабилитации и социальной адаптации; улучшится сервисное обслуживание отдыхающих; организован курортный регион, соответствующий международным стандартам.
Расчетный срок реализации Программы - 2010 год с перспективным прогнозом до 2020 года. Первый этап - 1993-2000 годы, второй этап 2000-2010 годы, третий этап - 2010-2020 годы.
В Программе предусматривается разработка механизма структурной перестройки и управления курортными и хозяйственными комплексами, направленными на охрану, рациональное природопользование и обеспечение приоритета курортно- рекреационного развития в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Раздел 1. Научно-правовое регулирование экономикой
хозяйственного и природного комплексов
Кавказских Минеральных Вод
+----------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Общая стоимость в це-¦ ¦
¦ ¦ ¦нах на 01.01.93, ¦ ¦
¦ N ¦ Наименование мероприятия, сроки выполнения ¦млн. рублей ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦ +---------------------¦ ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦за ¦за ¦ ¦
¦ ¦ ¦всего ¦1994 ¦1995 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------------------------------+
1.1. Разработка Государственной программы "Развитие особо 10,0 10,0 - ПГНИИК Минздрава
охраняемого эколого-курортного региона КМВ на 1994- России
2020 годы", 1994 год
1.2. Научное обоснование и разработка юридических и правовых 30,0 8,0 10,0 Минюст России
норм хозяйственной деятельности в особо охраняемом
эколого-курортном регионе Кавказских Минеральных Вод,
1994-1996 годы
1.3. Разработка концепции социально-экономического развития 62,5 24,5 38,0 ЦЭЭИ Минприроды
региона Кавказских Минеральных Вод, 1994-1995 годы России
1.4. Экономическое обоснование экологических стандартов 81,5 22,5 25,0 ЦЭЭИ Минприроды
хозяйственной деятельности в курортном регионе Кавказских России
Минеральных Вод, 1994-1997 годы
1.5. Прогнозная оценка экологического риска существующих 20,0 10,0 10,0 МГУ "Технориск"
систем функционирования народнохозяйственных и рекреацион-
ных объектов региона КМВ, 1994-1995 годы
1.6. Разработка системы налоговых льгот, обеспечивающая 4,0 4,0 - ЦЭЭИ Минприроды
развитие курортного хозяйства и экономики региона России
КМВ, 1994 год
1.7. Разработка Генерального плана развития региона КМВ, 1395,0 500,0 400,0 "Гипрогор", АО "Кав-
1994-1997 годы (с проведением аэрофотосъемки) казкурортпроект"
1.8. Разработка стратегии внешнеэкономической деятель- 6,0 6,0 - ЦЭЭИ Минприроды
ности региона КМВ и положения о правовом режиме России
инвестирования, 1994 год
1.9. Разработка мероприятий по поддержке малого и сред- 2,0 2,0 - ЦЭЭИ Минприроды,
него бизнеса, 1994 год России, РНИИЭП
1.10. Компенсационные платежи за ущерб, нанесен- 3,5 3,5 - ЦЭЭИ Минприроды
ный окружающей среде, и организационно-правовое обеспе- России
чение механизма ответственности за прошлые загрязнения
окружающей среды, 1994 год
1.11. Разработка программы приватизации федерального имуще- Администрация КМВ
ства в регионе Кавказских Минеральных Вод,
1994-1995 годы
1.12. Разработка социально-гигиенического паспорта региона 40,0 10,0 17,0 Кавминводская
КМВ, 1994-1996 годы ЦСЭН, Госсанэпид-
надзор России
1.13. Сейсморайонирование городов КМВ, 1994-2000 годы 50,0 10,0 10,0 СК ТИСиЗ
1.14. Составление схемы инженерной защиты региона КМВ от 16,0 8,0 4,0 СКФ ПНИИИС
опасных геологических процессов (М1:50000),
1994-1996 годы
1.15. Разработка программы лесонасаждения территории региона 13,5 7,5 6,0 Кисловодская горно-
КМВ и порядка его использования, 1994-1995 годы лесная лаборатория,
лесхозы,Ставрополь-
ское управление
лесами
1.16. Разработка и реализация схем рациональной организации 80,0 80,0 - НИИАТ Минтранса
движения транспорта, 1994 год России
1.17. Экспертно-экономическое и ревизионно-методическое 60,0 10,0 10,0 Администрация КМВ,
обеспечение работ, 1994-2000 годы экспертный совет
1.18. Совершенствование финансовой политики региона КМВ, 4,0 4,0 - ЦЭЭИ Минприроды
1994 год России
Общая стоимость работ по разделу 1 составляет - 1878,0 млн. рублей,
в том числе: 1994 год - 720,0 млн. рублей
1995 год - 530,0 млн. рублей.
В настоящее время в регионе КМВ численность постоянного населения составляет около 900 тыс. человек, в том числе в городах и городских поселениях более 71%. Средняя плотность населения в регионе около 110 человек на кв. км (по Ставропольскому краю в целом - 34 человек на кв. км). Снижение жизненного уровня населения, ухудшение качества питания, увеличение антропогенных нагрузок на окружающую среду, появление безработицы, неподготовленность населения к смене политической формации и другие явления стали причинами повышения заболеваемости и смертности среди взрослого населения и детей, снижения рождаемости, духовной деградации населения.
В целях улучшения качества жизни, укрепления здоровья населения, развития социальной инфраструктуры планируется проведение следующих мероприятий:
+----------------------------------------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦Общая стоимость в це-¦ ¦
¦ ¦ ¦нах на 01.01.93, ¦ ¦
¦ N ¦ Наименование мероприятия, сроки выполнения ¦млн. рублей ¦ Исполнитель ¦
¦ ¦ +---------------------¦ ¦
¦п/п ¦ ¦ ¦за ¦за ¦ ¦
¦ ¦ ¦всего ¦1994 ¦1995 ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦год ¦год ¦ ¦
+----------------------------------------------------------------------------------------------------+
2.1. Строительство общеобразовательных школ, 1994-2000 годы 9600,0 1097,0 900,0 АО "Кавминкурорт-
строй" и другие
строительные орга-
низации
в том числе местный бюджет 2597,0 227,0 300,0
2.2. Переселение жителей домов, расположенных в первой 50000,0 1000,0 1000,0 АО "Кавказкурорт-
зоне санитарной охраны минеральных вод городов-курортов проект", АО "Кавмин-
КМВ, и из зон развития опасных геологических процессов курортстрой"
(2000 семей), 1995-2000 годы
2.3. Разработка и внедрение экологически чистых и безот- 260,0 100,0 90,0 Минздрав России,
ходных технологий, 1994-1996 годы Госкомпром России,
Минтранс России
2.4. Комплексная оценка радиационно-экологической обста- 24,0 12,0 12,0 ГГП "Севкавгеоло-
новки в регионе КМВ с разработкой мер по ее полной гия", ГГП
нормализации, 1994-1995 годы "Кольцовгеология"