Действующий

О дальнейшем совершенствовании медико-социальной помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 19 апреля 1995 года N 103

О дальнейшем совершенствовании
медико-социальной помощи участникам ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС

Одной из групп риска среди лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы, являются участники ликвидации аварии на ЧАЭС. По имеющимся официальным данным в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС принимали участие около 300 тыс. человек, проживающих в Российской Федерации.

Результаты медико-социальных исследований свидетельствуют о снижении доли практически здоровых лиц среди участников ликвидации последствий аварии с 78% в 1986 году до 48% в 1994 году. Более 20 тысяч "ликвидаторов" стали инвалидами (в 50% устанавливается вторая группа инвалидности), около 7 тысяч - умерло или погибло (показатель смертности среди "ликвидаторов" в возрасте 35 - 45 лет превышает аналогичный показатель смертности мужчин этого возраста в целом по России).

Отмечается ежегодный рост эндокринной патологии, злокачественных новообразований, психических расстройств, болезней крови и кроветворных органов, системы кровообращения, дыхания, пищеварения и других заболеваний.

За прошедшие с момента аварии 9 лет Минздравмедпромом России и органами здравоохранения на местах проделана определенная работа по медико-социальной помощи участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Организовано постоянное медицинское наблюдение (специализированная диспансеризация). Медицинская помощь осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства, областными учреждениями, региональными, а также клиниками 25 ведущих профильных научно-исследовательских институтов систем Минздравмедпрома России и Российской академии медицинских наук.

Созданные республиканские, краевые, областные отделения в городах: Барнаул, Брянск, Владимир, Воронеж, Вологда, Волгоград, Казань, Краснодар, Орел, Омск, Пенза, Рязань, Ставрополь, Томск, Тула, Ульяновск, Челябинск, Чебоксары оказывают специализированную медицинскую помощь "ликвидаторам" своих территорий.

Для долгосрочного наблюдения за состоянием здоровья лиц, подвергшихся воздействию радиации, создан Российский государственный медико-дозиметрический регистр на базе Медицинского радиологического научного центра г. Обнинска.

В настоящее время функционируют 10 межведомственных экспертных советов по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности или смерти с работами по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Заключения межведомственных экспертных советов являются основанием для решения вопроса об установлении и степени утраты трудоспособности, инвалидности и размеров возмещения ущерба, причиненного здоровью "ликвидаторов". *8)

Разработана концепция по реабилитации граждан, подвергшихся радиации вследствие аварии на ЧАЭС, в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях Российской Федерации.

Однако, несмотря на проведенную работу, уровень оказания медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС остается невысоким.

Диспансеризация "ликвидаторов" в большинстве территорий осуществляется недостаточно активно, преимущественно по обращаемости. Значительные контингенты "ликвидаторов", особенно в сельской местности, оказываются вне систематического диспансерного наблюдения. Центральные районные больницы в большинстве своем не укомплектованы врачебными кадрами и средним медицинским персоналом, недостаточна лабораторно-инструментальная и диагностическая база, что вызывает ошибки при проведении диагностики.

Недостаточный объем финансирования лечебных учреждений не позволяет обеспечить полноценное медикаментозное лечение и дополнительное питание участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в стационарах.

Не в полной мере удовлетворяется потребность в санаторно курортном лечении "ликвидаторов".

В целях дальнейшего совершенствования медико-социальной помощи лицам, принимавшим участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, утверждаю:

1. Перечень региональных лечебно-диагностических Центров для оказания высококвалифицированного обследования, лечения, реабилитации лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС:

- г. С.-Петербург (Всероссийский центр экологической медицины);

- г. Москва (Московский НИИ диагностики и хирургии МЗМП РФ);

- г. Ростов (Ростовский медицинский университет);

- г. Обнинск (Медицинский радиологический научный центр);

- г. Екатеринбург (Областная больница N 2);

- г. Новосибирск (Сибирский центр радиационной патологии).

2. Список учреждений федерального подчинения, оказывающих консультативную и специализированную медицинскую помощь лицам, подвергшимся радиационному воздействию (Приложение 1).

Приказываю:

1. Директору МНИИ диагностики и хирургии В.П. Харченко, ректору РМУ В.Н. Чернышову, директору МРНЦ А.Ф. Цыбу, начальникам Управлений здравоохранения администраций Свердловской области Р.А. Хальфину и Новосибирской области В.Б. Филатову, организовать и обеспечить эффективную работу региональных лечебно-диагностических центров.

2. В связи с возложением функций головной организации по оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС на Всероссийский центр экологической медицины (распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.11.93 N 2077-р) ВЦЭМу оказывать необходимую методическую помощь в организации и функционировании центров, перечисленных в п. 1 настоящего Приказа.