____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 августа 2002 года N 630
____________________________________________________________________
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1996 года N 775 "О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы" Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить Федеральную комплексную программу развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа).
2. Определить Министерство строительства Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
Министерству строительства Российской Федерации в установленном порядке решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Программы.
3. Министерству экономики Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета.
4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы.
5. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Программы при разработке и реализации целевых федеральных и региональных программ, связанных с развитием малых и средних городов.
6. Министерству строительства Российской Федерации совместно с Союзом малых городов России ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
развития малых и средних городов Российской Федерации
в условиях экономической реформы
| Введение | 6 | |
1. | Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами | 9 | |
2. | Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы | 17 | |
3. | Основные принципы формирования и реализации Программы | 20 | |
4. | Формирование механизмов развития и саморазвития | 21 | |
4.1. | Организационно-управленческие механизмы | 22 | |
4.2. | Экономические механизмы | 24 | |
4.3. | Социальные механизмы | 28 | |
5. | Система программных мероприятий | 30 | |
5.1. | Мероприятия на федеральном уровне | 30 | |
5.2. | Мероприятия на региональном (субъекта Российской Федерации) уровне |
| |
5.3. | Мероприятия на местном (городском) уровне | 65 | |
6. | Ресурсное обеспечение Программы | 71 | |
7. | Механизмы реализации Программы | 74 | |
8. | Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения | 75 | |
9. | Социально-экономическая эффективность Программы | 77 | |
Приложения: |
| ||
Рекомендуемая базовая модель региональной (субъекта Российской Федерации) программы развития малых и средних городов |
80 | ||
Рекомендуемая базовая модель программы развития малого (среднего) города | 85 |
Наименование Программы | - | Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | поручения Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 года N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 года N ОС-П20-23042 |
Дата ее утверждения | - | постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 года N 762 |
Государственный заказчик Программы | - | Министерство строительства Российской Федерации |
Основной разработчик Программы | - | Союз малых городов Российской Федерации |
Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели | - | обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений |
Сроки и этапы реализации Программы | - | I этап - 1997-1998 годы - осуществление первоочередных и неотложных мероприятий по поддержке жизнеспособности и стабилизации социально-экономического положения малых и средних городов; |
Перечень подпрограмм и основных мероприятий | - | комплекс первоочередных мер государственной поддержки: неотложные первоочередные мероприятия, обеспечивающие жизнеспособность отдельных городов; поддержка кризисных и деградирующих малых и средних городов; |
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | - | федеральные органы исполнительной власти, |
Объемы и источники финансирования (в ценах 1996 года) | - | финансирование Программы на 1997 год из всех источников - 7349,1 млрд.рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | реализация Программы позволит провести структурную перестройку экономики малых и средних городов, активизировать общее социально-экономическое развитие, более полно включить их потенциал в экономику России, возродить национальные культурные традиции |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство строительства Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления малых и средних городов России |
Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 года N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 года N ОС-П20-23042.
Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением малых и средних городов в экономическом и социальном развитии страны, масштабностью и остротой неотложных проблем их развития, слабой социально-экономической базой и недостаточной защищенностью их жителей, задачами расширения и углубления экономической реформы в стране.
Программа ориентирована на решение проблем развития наиболее многочисленной группы городских поселений Российской Федерации (малых и средних городов с населением в основном до 100 тыс. человек), призванной выполнять важные, во многом специфические социальные и народно-хозяйственные функции.
Эти города являются источниками и хранителями истории, самобытности народов России, их национальной культуры и традиций, центрами тяготения в системах расселения значительных и прежде всего сельских территорий.
В 60-80-е годы проблемы малых и средних городов неоднократно рассматривались в органах власти, разрабатывались многочисленные постановления государственных органов, однако многие из них не выполнялись, целевая программа их развития отсутствовала. При этом упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой дееспособности самих городов и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования. Это стало одной из основных причин депрессивного состояния большого числа малых и средних городских поселений.
В период экономической реформы, в условиях децентрализации управления требуются новые подходы к решению проблемы, нацеленные на восстановление способностей малых и средних городов к самостоятельному развитию преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей.
Но процесс самостоятельного развития малых и средних городов может дать положительный эффект только в том случае, если взаимоотношения городов с регионами и на федеральном уровне будут строиться на равноправной основе. Многие города функционируют на дотационных условиях лишь потому, что большая часть заработанных средств перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней.
Дальнейшее развитие малых и средних городов на базе собственных ресурсов подразумевает необходимость предоставления им возможности распоряжаться частью своих ресурсов на взаимовыгодных условиях. Это означает, что малые и средние города должны рассматриваться в качестве полноправных субъектов хозяйствования и экономической деятельности.
Основная цель Программы - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений. Программа направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих малым и средним городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения этих городов.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению проблем социально-экономического и культурного развития городских поселений, преодолению ими кризисного состояния, повышению социальной защищенности и благосостояния их жителей, приближению уровня их жизни к соответствующим показателям по стране в целом.
Достижение указанной цели требует решения неотложных задач по социально-экономической стабилизации в городах, завершению формирования механизмов экономической реформы и реформы местного самоуправления на первом этапе (1997-1998 годы), созданию новой структуры экономики и механизмов городского саморазвития на втором этапе (1999-2000 годы), закреплению новых социально-экономических механизмов и созданию условий для устойчивого развития на третьем этапе (2001-2005 годы).
Программа направлена на преобразование социальных и экономических отношений в обществе и относится к категории социально-экономических программ.
Программа реализуется на трех уровнях: местном, региональном и федеральном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Союз малых городов Российской Федерации, а также предприятия и организации всех форм собственности.
Мероприятия Программы включают три основных блока: федеральный, региональный и городской и направлены на решение всей совокупности основных социально-экономических проблем малых и средних городов.
Государственный заказчик Программы - Министерство строительства Российской Федерации с участием Союза малых городов Российской Федерации осуществляет координацию деятельности всех участников Программы.
При определении ресурсной базы реализации Программы учитываются финансовые возможности федерального уровня, субъектов Российской Федерации и малых и средних городов. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции. Причем основные источники финансирования определяются в регионах и на местах.
Финансирование федерального блока Программы осуществляется за счет федерального бюджета, а регионального и городского блоков в основном - за счет привлечения средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.
В Программе представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.
Программа имеет ряд особенностей, отличающих ее от многих федеральных целевых программ и определяющих ее характер:
1) Программа объединяет в единый блок (на правах подпрограмм) действующие и разрабатываемые целевые программы по развитию отдельных типов малых и средних городов (монопрофильных промышленных, городов - научных центров, исторических, "закрытых", северных и др.), что позволяет учитывать их специфические особенности;
2) Программа управляет входящими в ее состав местными и региональными программами и федеральными подпрограммами, предусматривает направление средств из федерального бюджета для частичного финансирования наиболее эффективных проектов;
3) Программа координирует действующие на территории субъектов Российской Федерации федеральные целевые программы ("Жилище", "Дороги России" и другие), содействует концентрации их средств на самых насущных проектах, направленных на развитие городских поселений;
4) Программа служит формированию и укреплению социальной и экономической базы местного самоуправления малых и средних городов и, в конечном счете, содействует повышению социального и экономического благополучия, комфортности жизни населения этих городов.
Программа является механизмом непосредственной реализации социально-экономической и региональной политики Правительства Российской Федерации и ее важнейшей задачи - развития малых и средних городов России, выполняя важную политическую функцию.
Социально-политический аспект Программы способствует включению населения малых и средних городов и поселков в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие этих городов и поселков России, содействует стремлению населения малых и средних городов сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности.