Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 1996 года N 762


Об утверждении Федеральной комплексной программы
развития малых и средних городов Российской Федерации
в условиях экономической реформы

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании  
постановления Правительства Российской Федерации
от 24 августа 2002 года N 630

____________________________________________________________________


Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24 мая 1996 года N 775 "О Федеральной комплексной программе развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы" Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить Федеральную комплексную программу развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа).

2. Определить Министерство строительства Российской Федерации государственным заказчиком Программы.

Министерству строительства Российской Федерации в установленном порядке решить вопрос о передаче на договорной основе Союзу малых городов России части функций государственного заказчика Программы.

3. Министерству экономики Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, предлагаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти предусматривать ежегодно, начиная с 1997 года, при формировании проектов прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета выделение средств для финансирования Программы.

5. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления учитывать положения Программы при разработке и реализации целевых федеральных и региональных программ, связанных с развитием малых и средних городов.

6. Министерству строительства Российской Федерации совместно с Союзом малых городов России ежегодно представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации Программы.


Председатель Правительства
Российской Федерации
                  В.Черномырдин

 

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 июня 1996 года N 762

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
развития малых и средних городов Российской Федерации
в условиях экономической реформы

     

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт Федеральной комплексной программы
развития малых и средних городов  Российской Федерации
в условиях экономической реформы

  

Введение

6  

1.

Содержание  проблемы  и необходимость ее решения программными  методами

9

2.

Цели, задачи, сроки  и  этапы  реализации  Программы

17

3.

Основные  принципы формирования и реализации  Программы

20

4.

Формирование  механизмов  развития  и  саморазвития
малых и средних городов

21

4.1.

Организационно-управленческие механизмы

22

4.2.

Экономические механизмы

24

4.3.

 Социальные механизмы

28

5.

  Система программных мероприятий

30

5.1.

Мероприятия на федеральном уровне

30

5.2.

 Мероприятия на региональном (субъекта Российской Федерации) уровне


56

5.3.

  Мероприятия на местном (городском) уровне  

65

6.

Ресурсное обеспечение Программы

71

7.

Механизмы реализации Программы

74

8.

Организация  управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения

75

9.

Социально-экономическая эффективность Программы

77

Приложения:

  

Приложение 1

Рекомендуемая базовая модель региональной (субъекта Российской Федерации) программы развития малых и средних городов

  

80

Приложение 2

 Рекомендуемая базовая модель программы развития малого (среднего) города

85

     

     

  

 ПАСПОРТ
Федеральной комплексной программы развития
малых и средних городов Российской Федерации
в условиях экономической реформы

     

Наименование Программы

-

Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы

Дата принятия решения о разработке Программы

-

поручения Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 года N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 года N ОС-П20-23042

Дата ее утверждения

-

постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 1996 года N 762

Государственный заказчик Программы

-

Министерство строительства Российской Федерации

Основной разработчик Программы

-

Союз малых городов Российской Федерации

Цели и задачи Программы, важнейшие целевые показатели

-

обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений

Сроки и этапы реализации Программы

-

I этап - 1997-1998 годы - осуществление первоочередных и неотложных мероприятий по поддержке жизнеспособности и стабилизации социально-экономического положения малых и средних городов;

II этап - 1999-2000 годы - обеспечение социально-экономического подъема малых и средних городов, совершенствование новых экономических и социальных структур городского саморазвития;

III этап - 2001-2005 годы - обеспечение устойчивого саморазвития малых и средних городов

Перечень подпрограмм и основных мероприятий

-

комплекс первоочередных мер государственной поддержки: неотложные первоочередные мероприятия, обеспечивающие жизнеспособность отдельных городов; поддержка кризисных и деградирующих малых и средних городов;
поддержка предпринимательства и формирование рыночных структур; обеспечение занятости населения; разработка нормативно-правовой базы экономического и социального развития малых и средних городов; повышение квалификации кадров;
научно-методическое и проектное обеспечение программных мероприятий; информационное обеспечение Программы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-

федеральные органы исполнительной власти,
органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления малых и средних городов

Объемы и источники финансирования (в ценах 1996 года)

-

финансирование Программы на 1997 год из всех источников - 7349,1 млрд.рублей,
в том числе
из федерального бюджета - 2574,6 млрд.рублей,
из бюджетов субъектов Российской Федерации - 4594,5 млрд.рублей,
из местных бюджетов - 100 млрд.рублей,
из других источников - 80 млрд.рублей. Общая потребность на 1997-2005 годы - 64252,8 млрд.рублей,
в том числе из федерального бюджета - 22140,4 млрд.рублей,
из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 39747 млрд.рублей,
из других источников -2365,4 млрд.рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-

реализация Программы позволит провести структурную перестройку экономики малых и средних городов, активизировать общее социально-экономическое развитие, более полно включить их потенциал в экономику России, возродить национальные культурные традиции

Система организации контроля за исполнением Программы

-

контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство строительства Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления малых и средних городов России

Введение

Федеральная комплексная программа развития малых и средних городов Российской Федерации в условиях экономической реформы (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации от 13 марта 1993 года N ЮЯ-П11-09396 и от 31 июля 1995 года N ОС-П20-23042.

Необходимость разработки Программы обусловлена общегосударственным значением малых и средних городов в экономическом и социальном развитии страны, масштабностью и остротой неотложных проблем их развития, слабой социально-экономической базой и недостаточной защищенностью их жителей, задачами расширения и углубления экономической реформы в стране.

Программа ориентирована на решение проблем развития наиболее многочисленной группы городских поселений Российской Федерации (малых и средних городов с населением в основном до 100 тыс. человек), призванной выполнять важные, во многом специфические социальные и народно-хозяйственные функции.

Эти города являются источниками и хранителями истории, самобытности народов России, их национальной культуры и традиций, центрами тяготения в системах расселения значительных и прежде всего сельских территорий.

В 60-80-е годы проблемы малых и средних городов неоднократно рассматривались в органах власти, разрабатывались многочисленные постановления государственных органов, однако многие из них не выполнялись, целевая программа их развития отсутствовала. При этом упор делался на централизованные и дотационные механизмы при слабом участии и низкой дееспособности самих городов и местных органов власти, действовал остаточный принцип их финансирования. Это стало одной из основных причин депрессивного состояния большого числа малых и средних городских поселений.

В период экономической реформы, в условиях децентрализации управления требуются новые подходы к решению проблемы, нацеленные на восстановление способностей малых и средних городов к самостоятельному развитию преимущественно на базе собственных ресурсов и возможностей.

Но процесс самостоятельного развития малых и средних городов может дать положительный эффект только в том случае, если взаимоотношения городов с регионами и на федеральном уровне будут строиться на равноправной основе. Многие города функционируют на дотационных условиях лишь потому, что большая часть заработанных средств перечисляется в бюджеты вышестоящих уровней.

Дальнейшее развитие малых и средних городов на базе собственных ресурсов подразумевает необходимость предоставления им возможности распоряжаться частью своих ресурсов на взаимовыгодных условиях. Это означает, что малые и средние города должны рассматриваться в качестве полноправных субъектов хозяйствования и экономической деятельности.

Основная цель Программы - обеспечение выхода из кризиса и создание условий для устойчивого саморазвития малых и средних городов в период формирования рыночных отношений. Программа направлена на создание правовых, финансовых, экономических, организационно-хозяйственных и других условий, позволяющих малым и средним городам, став полноценными субъектами самоуправления, эффективно использовать собственные природные, трудовые и экономические ресурсы и обеспечить повышение уровня и качества жизни населения этих городов.

Реализация мероприятий Программы будет способствовать решению проблем социально-экономического и культурного развития городских поселений, преодолению ими кризисного состояния, повышению социальной защищенности и благосостояния их жителей, приближению уровня их жизни к соответствующим показателям по стране в целом.

Достижение указанной цели требует решения неотложных задач по социально-экономической стабилизации в городах, завершению формирования механизмов экономической реформы и реформы местного самоуправления на первом этапе (1997-1998 годы), созданию новой структуры экономики и механизмов городского саморазвития на втором этапе (1999-2000 годы), закреплению новых социально-экономических механизмов и созданию условий для устойчивого развития на третьем этапе (2001-2005 годы).

Программа направлена на преобразование социальных и экономических отношений в обществе и относится к категории социально-экономических программ.

Программа реализуется на трех уровнях: местном, региональном и федеральном. В ее выполнении участвуют органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Союз малых городов Российской Федерации, а также предприятия и организации всех форм собственности.

Мероприятия Программы включают три основных блока: федеральный, региональный и городской и направлены на решение всей совокупности основных социально-экономических проблем малых и средних городов.

Государственный заказчик Программы - Министерство строительства Российской Федерации с участием Союза малых городов Российской Федерации осуществляет координацию деятельности всех участников  Программы.

При определении ресурсной базы реализации Программы учитываются финансовые возможности федерального уровня, субъектов Российской Федерации и малых и средних городов. Для финансирования мероприятий Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, внебюджетные источники и зарубежные инвестиции. Причем основные источники финансирования определяются в регионах и на местах.

Финансирование федерального блока Программы осуществляется за счет федерального бюджета, а регионального и городского блоков в основном - за счет привлечения средств региональных и местных бюджетов и внебюджетных источников.

В Программе представлен комплекс мер, обеспечивающий управление реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения.

Программа имеет ряд особенностей, отличающих ее от многих федеральных целевых программ и определяющих ее характер:

1) Программа объединяет в единый блок (на правах подпрограмм) действующие и разрабатываемые целевые программы по развитию отдельных типов малых и средних городов (монопрофильных промышленных, городов - научных центров, исторических, "закрытых", северных и др.), что позволяет учитывать их специфические особенности;

2) Программа управляет входящими в ее состав местными и региональными программами и федеральными подпрограммами, предусматривает направление средств из федерального бюджета для частичного финансирования наиболее эффективных проектов;

3) Программа координирует действующие на территории субъектов Российской Федерации федеральные целевые программы ("Жилище", "Дороги России" и другие), содействует концентрации их средств на самых насущных проектах, направленных на развитие городских поселений;

4) Программа служит формированию и укреплению социальной и экономической базы местного самоуправления малых и средних городов и, в конечном счете, содействует повышению социального и экономического благополучия, комфортности жизни населения этих городов.

Программа является механизмом непосредственной реализации социально-экономической и региональной политики Правительства Российской Федерации и ее важнейшей задачи - развития малых и средних городов России, выполняя важную политическую функцию.

Социально-политический аспект Программы способствует включению населения малых и средних городов и поселков в активное преобразование условий жизни, мобилизации общественного движения за возрождение и устойчивое развитие этих городов и поселков России, содействует стремлению населения малых и средних городов сохранить и улучшить среду своей жизнедеятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»