ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 1996 года N 720
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 7 декабря 2001 года N 860
____________________________________________________________________
В целях оздоровления окружающей среды и населения г. Чапаевска Самарской области Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (далее именуется Программа).
2. Утвердить Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации государственным заказчиком Программы.
Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации передать на договорной основе администрации г. Чапаевска Самарской области часть функций государственного заказчика.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на осуществление мероприятий Программы.
4. Рекомендовать администрации Самарской области и администрации г. Чапаевска Самарской области при формировании проектов соответствующих бюджетов на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 1996 года
N 720
Федеральная целевая Программа
"Социально-экологическая реабилитация
территории и охрана здоровья населения
г. Чапаевска Самарской области"
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Социально-экологическая реабилитация территории
и охрана здоровья населения г. Чапаевска
Самарской области"
Наименование Программы - федеральная целевая программа "Социально-
экологическая реабилитация территории и
охрана здоровья населения г. Чапаевска
Самарской области"
Дата принятия решения - постановление Правительства Российской
о разработке Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1071,
Программы, дата ее постановление Правительства Российской
утверждения Федерации от 19 февраля 1996 г. N 155;
постановление Правительства Российской
Федерации от 21 июня 1996 г. N 720
Государственный - Министерство охраны окружающей среды и
заказчик Программы природных ресурсов Российской Федерации
Основные разработчики - Министерство охраны окружающей среды и
Программы природных ресурсов Российской Федерации
администрация Самарской области
администрация г. Чапаевска
Самарской области
Комиссия по изучению производительных
сил и природных ресурсов Российской
академии наук
промышленные предприятия г. Чапаевска
Цели и задачи - доведение социально-экологической
Программы ситуации в г. Чапаевске до нормативного
уровня;
улучшение состояния и использования
земель, водных ресурсов;
улучшение состояния атмосферного
воздуха;
улучшение условий проживания и
здоровья населения
Сроки и этапы - 1997 - 2010 годы Программа реализуется
реализации Программы в три этапа:
1 этап - с 1997 до 2000 года;
2 этап - с 2001 до 2005 года;
3 этап - с 2006 до 2010 года
Перечень подпрограмм - природоохранные мероприятия на
и основных промышленных предприятиях города;
мероприятий общегородские природоохранные
мероприятия;
мероприятия по охране здоровья
населения города и
экологическому образованию
Исполнители Программы - предприятия и организации города
независимо от форм собственности и
местные органы самоуправления
Объемы и источники - общий объем финансирования - 3159,4
финансирования млрд. рублей ( в ценах 1996 г.),
в том числе:
средства федерального бюджета - 753,6
млрд. рублей;
средства бюджета области - 1 802,8
млрд. рублей;
средства бюджета города - 156,4
млрд. рублей;
собственные средства предприятий - 446,6
млрд. рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 2214,6
млрд. рублей;
научно-исследовательские и
проектно-изыскательские работы - 3,5
млрд. рублей;
прочие текущие расходы - 941,3
млрд. рублей
Ожидаемые конечные - коренное улучшение экологической
результаты реализации обстановки и уменьшение заболеваемости
Программы населения;
снижение годового ущерба от загрязнения
окружающей природной среды на 562 млрд.
рублей ежегодно (вследствие уменьшения
выбросов вредных веществ в атмосферу,
сбросов в водную среду и снижения
заболеваемости населения).
Срок окупаемости Программы - 7,9 года
Система контроля за - контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы Программы осуществляется в порядке,
установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых программ
Введение
Программа "Социально-экологическая реабилитация территории и охраны здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1071 "О первоочередных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в г. Чапаевске Самарской области в 1996-1998 годах".
Намечаемые в Программе меры являются продолжением работ, осуществляемых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 и от 2 ноября 1995 г. N 1071.
В Программе намечены взаимоувязанные природоохранные и оздоровительные мероприятия, которые основаны на исследованиях состояния природных сред, характера и масштабов выбросов вредных загрязняющих веществ, анализе состояния здоровья населения и изменения санитарно-гигиенической обстановки в городе.
Разработка приоритетных направлений вывода г. Чапаевска из кризисного состояния осуществлялась на основе системного анализа с использованием экономико-математического моделирования и оценок эффективности с учетом предотвращенного экологического ущерба.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
1.1. Социально-экономическая ситуация в г. Чапаевске
Город Чапаевск Самарской области расположен в поймах рек Чапаевки и Волги. Площадь города - 187,5 кв. километров; население - 86,6 тысяч человек.
Более половины (51 процент) территории города занимают промышленные предприятия. Селитебные территории занимают - 16,7 кв. километров, парки, сады, скверы и бульвары - 2,18 кв. километров (соответственно 8,9 и 1,2 процента).
Крупнейшими предприятиями города являются акционерное общество "Полимер", государственное предприятие "Металлист", Чапаевский опытный завод измерительных приборов и акционерное общество "Средне-Волжский завод химикатов". На долю этих предприятий в 1989 году приходилось 86 процентов всей производимой продукции города, на них было занято 22 тысячи человек или 44,7 процента трудоспособного населения.
Начиная с 1989 года в городе наблюдается устойчивая тенденция падения объемов производства. Наибольший спад за последние 5 лет отмечен на предприятиях военно-промышленного комплекса на 83 процента, химической промышленности - на 53 процента, легкой промышленности - 81,4 процента, пищевой промышленности - на 52,5 процента. Степень износа основных производственных фондов в промышленности составляет 56 процентов, на транспорте - до 80 процентов.
Темпы сокращения выпуска промышленной продукции в г. Чапаевске выше, чем по Самарской области в целом. В 1995 году объем производства снизился еще примерно на 15 процентов по отношению к уровню 1994 года. Вследствие этого в городе складывается крайне неблагоприятная социальная ситуация: закрываются производственные участки, увеличивается безработица, падают доходы населения, уменьшаются объемы потребления, ухудшается качество рационов питания. Так, среднегодовое потребление мясо-молочной продукции упало за пять лет более чем в 2 раза, в то время как потребление хлеба осталось на прежнем уровне.
За пять лет на предприятиях военно-промышленного комплекса высвобождены и требуют трудоустройства 8120 человек, что составляет 45,4 процента численности работающих в 1989 году. Резко снизились доходы населения, более 30 процентов жителей города имеют доход ниже прожиточного минимума.
Обеспеченность населения города социально-бытовыми услугами по многим показателям не соответствует нормативам. Не снижается число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многие семьи проживают в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Отсутствуют центры реабилитации для работающих, в том числе пострадавших из-за тяжелых экологических условий.
Опросы населения показывают, что многие жители города обеспокоены плохими условиями жизни и тяжелой экологической обстановкой. До 34 процентов населения выражают желание уехать из города. Наиболее распространены миграционные настроения среди молодежи, а также высококвалифицированных специалистов.
1.2. Основные факторы и источники негативного воздействия на окружающую среду
В данном регионе давно отмечаются повышенные антропогенные нагрузки на природные экосистемы, в результате которых возникают значительные изменения ландшафтов, происходит нарастание угрозы истощения природных ресурсов, интенсивное загрязнение природных сред, ухудшаются условия проживания населения.
При создании и развитии промышленных предприятий города основное внимание уделялось увеличению объема производства, а не совершенствованию технологий для обеспечения экологической безопасности.
В 50-е годы, когда осуществлялось перепрофилирование Средне-Волжского завода химикатов с выпуска отравляющих веществ на производство химических средств защиты растений, включая хлорорганические пестициды, вопросы защиты окружающей природной среды от вредного химического воздействия не были решены на должном уровне. Отсутствие данных мониторинга и действенного контроля за выбросами вредных веществ, а также за хранением и утилизацией отходов не позволяет воссоздать достоверную картину экологического ущерба, нанесенного окружающей природной среде в период интенсивного производства отравляющих веществ, взрывчатых веществ и пестицидов.
Чапаевск относит ся к типу городов, в которых уровень антропогенной нагрузки определяется практически всеми источниками (факторами) воздействия: выбросами загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, сбросами их в поверхностные водоемы и водотоки, загрязнением почвы, подземных и поверхностных вод отходами производства. Выбросы вредных веществ в атмосферу в 1991 году составили около 10 тыс. тонн от 695 стационарных источников и свыше 34 тыс. тонн - от автотранспорта. Всего в составе выбросов зафиксировано 88 химических веществ.
Основными причинами сброса сверхнормативных объемов вредных веществ в водные источники являются отсутствие или невысокая эффективность очистных сооружений, не имеющих полного технологического цикла обезвреживания сточных вод, что приводит к постоянному превышению предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических веществ в сточных водах производств акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", акционерного общества "Полимер" и государственного предприятия "Металлист".
Отсутствие в городе и на промплощадках предприятий ливневой канализации предопределяет смыв загрязняющих веществ с их территории по двум оврагам, пересекающим город, в реку.
Значительным фактором негативного влияния на качество водных источников является нерациональное и несбалансированное использование воды. Водозаборные скважины находятся в непосредственной близости от источников загрязнения (станции биологической очистки сточных вод и шламонакопителей). Из поверхностных водотоков (р. Чапаевка) отбиралось 66,8 тыс. куб. метров в сутки. Общая подача подземных и поверхностных вод в город в 1992 году в сумме составила 136,5 тыс. куб. метров в сутки. Уровень удельного потребления воды для хозяйственно-питьевых целей составляет около 450 литров в сутки на человека, что свидетельствует, с учетом состояния благоустройства жилого сектора, о значительном непроизводительном расходе воды. Дисбаланс между водозабором и сбросом сточных вод, который в 1993 году составил около 30 процентов, обусловлен в основном потерями воды в инженерных сетях, которые стали причиной подтопления отдельных участков территории города и интенсификации процессов карстообразования. С 1994 года в городе начался процесс обрушения ряда жилых домов из-за разрушения их фундаментов.
Одним из существенных факторов загрязнения почвы являются промышленные и бытовые твердые отходы, среднегодовой объем которых составляет около 100,5 тыс. куб. метров. Площадка складирования твердых бытовых отходов, существующая в городе с 1967 года, не отвечает санитарным и природоохранным требованиям: отсутствуют противофильтрационные экраны и системы очистки дождевых, талых и дренажных вод, не организован постоянный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе складирования этих отходов. На нее вывозятся также промышленные отходы. Чрезвычайно опасен в санитарном отношении выделяющийся фильтрат, который загрязняет почву не только химическими веществами, но и бактериями кишечной группы.
В 1992 году произведена частичная рекультивация площадки складирования твердых бытовых отходов. В настоящее время площадь ее эксплуатируемой части составляет 3 гектара. Контроль за загрязнением окружающей среды на рекультивированной части площадки отсутствует, хотя среди промышленных отходов имеются вещества первого и второго классов опасности: сульфид ртути, углекислый свинец, гальванические шламы, графитовый шлам от производства хлора, шламы производства соли монохлоруксусной кислоты и другие, включая смеси пестицидов.
На площадках складирования и уничтожения промышленных отходов, расположенных на территориях предприятий, также отсутствуют системы профилактики и контроля, что создает реальную угрозу загрязнения поверхностных и подземных вод.
1.3. Оценка состояния природных сред
Наличие в городе значительного количества источников выбросов и сбросов вредных веществ, отсутствие высокоэффективной техники по их обезвреживанию привело к высоким уровням загрязнения природной среды в виде прямого постоянного воздействия, вторичного выделения и эффекта накопления токсичных ингредиентов в почве, биологических объектах и иловых отложениях водных объектов.
Атмосферный воздух
Атмосферный воздух в городе характеризуется весьма высоким загрязнением взвешенными веществами (пыль), диоксидом азота, формальдегидом и хлористым водородом, концентрации которых на протяжении всего периода наблюдений превышали ПДК в 1,5-2 раза, а в отдельных случаях и более. Начиная с лета 1994 года наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению концентраций до уровня ПДК и ниже. Исключением является диоксид азота, среднесуточные концентрации которого в атмосфере г. Чапаевска сохраняются на уровне 1,5 ПДК.
Проведенные наблюдения позволили идентифицировать в воздушном бассейне города более 100 органических соединений и несколько десятков неорганических веществ техногенного происхождения, многие из которых отсутствуют в формах статистической отчетности. Среди них: кетоны, в том числе ацетофенон, альдегиды, хлоруглеводороды (полихлорбифенилы, трихлорэтилен, тетрахлорэтан , метилхлороформ, гексахлорциклогексан), азотсодержащие (хлорацетонитрил, диметилмидазол, гексаметилентетрамин), фтор- и броморганические соединения, ртуть, кобальт, олово, бром и редкоземельные элементы. Подтверждено также наличие в атмосферном воздухе диоксинов в концентрациях до 2 ПДК.
Наблюдения проводились при работе предприятий на 20-30 процентах их мощности. При непринятии надлежащих мер по локализации и обезвреживанию выбросов следует ожидать резкого ухудшения качества атмосферного воздуха при работе предприятий на полную мощность.