Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июня 1996 года N 720

     

Об утверждении федеральной целевой программы
"Социально-экологическая реабилитация
территории и охрана здоровья населения
г.Чапаевска Самарской области"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 7 декабря 2001 года N 860

____________________________________________________________________

В целях оздоровления окружающей среды и населения г. Чапаевска Самарской области Правительство Российской Федерации

 

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Социально-экологическая реабилитация территории и охрана здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (далее именуется Программа).

2. Утвердить Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации государственным заказчиком Программы.

Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации передать на договорной основе администрации г. Чапаевска Самарской области часть функций государственного заказчика.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на осуществление мероприятий Программы.

4. Рекомендовать администрации Самарской области и администрации г. Чапаевска Самарской области при формировании проектов соответствующих бюджетов на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

Председатель Правительства
 Российской Федерации
 В.Черномырдин

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 21 июня 1996 года
N 720

Федеральная целевая Программа
"Социально-экологическая реабилитация
территории и охрана здоровья населения
г. Чапаевска Самарской области"


ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Социально-экологическая реабилитация территории
и охрана здоровья населения г. Чапаевска
Самарской области"

Наименование Программы -  федеральная целевая программа "Социально-
                          экологическая реабилитация территории и
                          охрана здоровья населения г. Чапаевска
                          Самарской области"

Дата принятия решения  -  постановление Правительства Российской
о разработке              Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1071,
Программы, дата ее        постановление Правительства Российской
утверждения               Федерации от 19 февраля 1996 г. N 155;
                          постановление Правительства Российской
                          Федерации от 21 июня 1996 г. N 720

Государственный        -  Министерство охраны окружающей среды и
заказчик Программы        природных ресурсов Российской Федерации

Основные разработчики  -  Министерство охраны окружающей среды и
Программы                 природных ресурсов Российской Федерации
                          администрация Самарской области
                          администрация г. Чапаевска
                          Самарской области
                          Комиссия по изучению производительных
                          сил и природных ресурсов Российской
                          академии наук
                          промышленные предприятия г. Чапаевска

Цели и задачи          -  доведение социально-экологической
Программы                 ситуации в г. Чапаевске до нормативного
                          уровня;
                          улучшение состояния и использования
                          земель, водных ресурсов;
                          улучшение состояния атмосферного
                          воздуха;
                          улучшение условий проживания и
                          здоровья населения

Сроки и этапы          -  1997 - 2010 годы Программа реализуется
реализации Программы      в три этапа:
                          1 этап - с 1997 до 2000 года;
                          2 этап - с 2001 до 2005 года;
                          3 этап - с 2006 до 2010 года

Перечень подпрограмм   -  природоохранные мероприятия на
и основных                промышленных предприятиях города;
мероприятий               общегородские природоохранные
                          мероприятия;
                          мероприятия по охране здоровья
                          населения города и
                          экологическому образованию

Исполнители Программы  -  предприятия и организации города
                          независимо от форм собственности и
                          местные органы самоуправления

Объемы и источники     -  общий объем финансирования - 3159,4
финансирования            млрд. рублей ( в ценах 1996 г.),
                          в том числе:
                          средства федерального бюджета - 753,6
                          млрд. рублей;
                          средства бюджета области - 1 802,8
                          млрд. рублей;
                          средства бюджета города - 156,4
                          млрд. рублей;
                          собственные средства предприятий - 446,6
                          млрд. рублей.
                          По направлениям затрат:
                          капитальные вложения - 2214,6
                          млрд. рублей;
                          научно-исследовательские и
                          проектно-изыскательские работы - 3,5
                          млрд. рублей;
                          прочие текущие расходы - 941,3
                          млрд. рублей

Ожидаемые конечные     -  коренное улучшение экологической
результаты реализации     обстановки и уменьшение заболеваемости
Программы                 населения;
                          снижение годового ущерба от загрязнения
                          окружающей природной среды на 562 млрд.
                          рублей ежегодно (вследствие уменьшения
                          выбросов вредных веществ в атмосферу,
                          сбросов в водную среду и снижения
                          заболеваемости населения).
                          Срок окупаемости Программы - 7,9 года

Система контроля за    -  контроль за выполнением мероприятий
исполнением Программы     Программы осуществляется в порядке,
                          установленном для контроля за
                          реализацией федеральных целевых программ

Введение

Программа "Социально-экологическая реабилитация территории и охраны здоровья населения г. Чапаевска Самарской области" (далее именуется - Программа) подготовлена в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1995 г. N 1071 "О первоочередных мероприятиях по улучшению экологической обстановки в г. Чапаевске Самарской области в 1996-1998 годах".

Намечаемые в Программе меры являются продолжением работ, осуществляемых в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 и от 2 ноября 1995 г. N 1071.

В Программе намечены взаимоувязанные природоохранные и оздоровительные мероприятия, которые основаны на исследованиях состояния природных сред, характера и масштабов выбросов вредных загрязняющих веществ, анализе состояния здоровья населения и изменения санитарно-гигиенической обстановки в городе.

Разработка приоритетных направлений вывода г. Чапаевска из кризисного состояния осуществлялась на основе системного анализа с использованием экономико-математического моделирования и оценок эффективности с учетом предотвращенного экологического ущерба.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

1.1. Социально-экономическая ситуация в г. Чапаевске

Город Чапаевск Самарской области расположен в поймах рек Чапаевки и Волги. Площадь города - 187,5 кв. километров; население - 86,6 тысяч человек.

Более половины (51 процент) территории города занимают промышленные предприятия. Селитебные территории занимают - 16,7 кв. километров, парки, сады, скверы и бульвары - 2,18 кв. километров (соответственно 8,9 и 1,2 процента).

Крупнейшими предприятиями города являются акционерное общество "Полимер", государственное предприятие "Металлист", Чапаевский опытный завод измерительных приборов и акционерное общество "Средне-Волжский завод химикатов". На долю этих предприятий в 1989 году приходилось 86 процентов всей производимой продукции города, на них было занято 22 тысячи человек или 44,7 процента трудоспособного населения.

Начиная с 1989 года в городе наблюдается устойчивая тенденция падения объемов производства. Наибольший спад за последние 5 лет отмечен на предприятиях военно-промышленного комплекса на 83 процента, химической промышленности - на 53 процента, легкой промышленности - 81,4 процента, пищевой промышленности - на 52,5 процента. Степень износа основных производственных фондов в промышленности составляет 56 процентов, на транспорте - до 80 процентов.

Темпы сокращения выпуска промышленной продукции в г. Чапаевске выше, чем по Самарской области в целом. В 1995 году объем производства снизился еще примерно на 15 процентов по отношению к уровню 1994 года. Вследствие этого в городе складывается крайне неблагоприятная социальная ситуация: закрываются производственные участки, увеличивается безработица, падают доходы населения, уменьшаются объемы потребления, ухудшается качество рационов питания. Так, среднегодовое потребление мясо-молочной продукции упало за пять лет более чем в 2 раза, в то время как потребление хлеба осталось на прежнем уровне.

За пять лет на предприятиях военно-промышленного комплекса высвобождены и требуют трудоустройства 8120 человек, что составляет 45,4 процента численности работающих в 1989 году. Резко снизились доходы населения, более 30 процентов жителей города имеют доход ниже прожиточного минимума.

Обеспеченность населения города социально-бытовыми услугами по многим показателям не соответствует нормативам. Не снижается число семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Многие семьи проживают в санитарно-защитных зонах промышленных предприятий. Отсутствуют центры реабилитации для работающих, в том числе пострадавших из-за тяжелых экологических условий.

Опросы населения показывают, что многие жители города обеспокоены плохими условиями жизни и тяжелой экологической обстановкой. До 34 процентов населения выражают желание уехать из города. Наиболее распространены миграционные настроения среди молодежи, а также высококвалифицированных специалистов.

1.2. Основные факторы и источники негативного воздействия на окружающую среду

В данном регионе давно отмечаются повышенные антропогенные нагрузки на природные экосистемы, в результате которых возникают значительные изменения ландшафтов, происходит нарастание угрозы истощения природных ресурсов, интенсивное загрязнение природных сред, ухудшаются условия проживания населения.

При создании и развитии промышленных предприятий города основное внимание уделялось увеличению объема производства, а не совершенствованию технологий для обеспечения экологической безопасности.

В 50-е годы, когда осуществлялось перепрофилирование Средне-Волжского завода химикатов с выпуска отравляющих веществ на производство химических средств защиты растений, включая хлорорганические пестициды, вопросы защиты окружающей природной среды от вредного химического воздействия не были решены на должном уровне. Отсутствие данных мониторинга и действенного контроля за выбросами вредных веществ, а также за хранением и утилизацией отходов не позволяет воссоздать достоверную картину экологического ущерба, нанесенного окружающей природной среде в период интенсивного производства отравляющих веществ, взрывчатых веществ и пестицидов.

Чапаевск относит ся к типу городов, в которых уровень антропогенной нагрузки определяется практически всеми источниками (факторами) воздействия: выбросами загрязняющих вредных веществ в атмосферный воздух, сбросами их в поверхностные водоемы и водотоки, загрязнением почвы, подземных и поверхностных вод отходами производства. Выбросы вредных веществ в атмосферу в 1991 году составили около 10 тыс. тонн от 695 стационарных источников и свыше 34 тыс. тонн - от автотранспорта. Всего в составе выбросов зафиксировано 88 химических веществ.

Основными причинами сброса сверхнормативных объемов вредных веществ в водные источники являются отсутствие или невысокая эффективность очистных сооружений, не имеющих полного технологического цикла обезвреживания сточных вод, что приводит к постоянному превышению предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических веществ в сточных водах производств акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", акционерного общества "Полимер" и государственного предприятия "Металлист".

Отсутствие в городе и на промплощадках предприятий ливневой канализации предопределяет смыв загрязняющих веществ с их территории по двум оврагам, пересекающим город, в реку.

Значительным фактором негативного влияния на качество водных источников является нерациональное и несбалансированное использование воды. Водозаборные скважины находятся в непосредственной близости от источников загрязнения (станции биологической очистки сточных вод и шламонакопителей). Из поверхностных водотоков (р. Чапаевка) отбиралось 66,8 тыс. куб. метров в сутки. Общая подача подземных и поверхностных вод в город в 1992 году в сумме составила 136,5 тыс. куб. метров в сутки. Уровень удельного потребления воды для хозяйственно-питьевых целей составляет около 450 литров в сутки на человека, что свидетельствует, с учетом состояния благоустройства жилого сектора, о значительном непроизводительном расходе воды. Дисбаланс между водозабором и сбросом сточных вод, который в 1993 году составил около 30 процентов, обусловлен в основном потерями воды в инженерных сетях, которые стали причиной подтопления отдельных участков территории города и интенсификации процессов карстообразования. С 1994 года в городе начался процесс обрушения ряда жилых домов из-за разрушения их фундаментов.

Одним из существенных факторов загрязнения почвы являются промышленные и бытовые твердые отходы, среднегодовой объем которых составляет около 100,5 тыс. куб. метров. Площадка складирования твердых бытовых отходов, существующая в городе с 1967 года, не отвечает санитарным и природоохранным требованиям: отсутствуют противофильтрационные экраны и системы очистки дождевых, талых и дренажных вод, не организован постоянный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе складирования этих отходов. На нее вывозятся также промышленные отходы. Чрезвычайно опасен в санитарном отношении выделяющийся фильтрат, который загрязняет почву не только химическими веществами, но и бактериями кишечной группы.

В 1992 году произведена частичная рекультивация площадки складирования твердых бытовых отходов. В настоящее время площадь ее эксплуатируемой части составляет 3 гектара. Контроль за загрязнением окружающей среды на рекультивированной части площадки отсутствует, хотя среди промышленных отходов имеются вещества первого и второго классов опасности: сульфид ртути, углекислый свинец, гальванические шламы, графитовый шлам от производства хлора, шламы производства соли монохлоруксусной кислоты и другие, включая смеси пестицидов.

На площадках складирования и уничтожения промышленных отходов, расположенных на территориях предприятий, также отсутствуют системы профилактики и контроля, что создает реальную угрозу загрязнения поверхностных и подземных вод.

1.3. Оценка состояния природных сред

Наличие в городе значительного количества источников выбросов и сбросов вредных веществ, отсутствие высокоэффективной техники по их обезвреживанию привело к высоким уровням загрязнения природной среды в виде прямого постоянного воздействия, вторичного выделения и эффекта накопления токсичных ингредиентов в почве, биологических объектах и иловых отложениях водных объектов.

Атмосферный воздух

Атмосферный воздух в городе характеризуется весьма высоким загрязнением взвешенными веществами (пыль), диоксидом азота, формальдегидом и хлористым водородом, концентрации которых на протяжении всего периода наблюдений превышали ПДК в 1,5-2 раза, а в отдельных случаях и более. Начиная с лета 1994 года наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению концентраций до уровня ПДК и ниже. Исключением является диоксид азота, среднесуточные концентрации которого в атмосфере г. Чапаевска сохраняются на уровне 1,5 ПДК.

Проведенные наблюдения позволили идентифицировать в воздушном бассейне города более 100 органических соединений и несколько десятков неорганических веществ техногенного происхождения, многие из которых отсутствуют в формах статистической отчетности. Среди них: кетоны, в том числе ацетофенон, альдегиды, хлоруглеводороды (полихлорбифенилы, трихлорэтилен, тетрахлорэтан , метилхлороформ, гексахлорциклогексан), азотсодержащие (хлорацетонитрил, диметилмидазол, гексаметилентетрамин), фтор- и броморганические соединения, ртуть, кобальт, олово, бром и редкоземельные элементы. Подтверждено также наличие в атмосферном воздухе диоксинов в концентрациях до 2 ПДК.

Наблюдения проводились при работе предприятий на 20-30 процентах их мощности. При непринятии надлежащих мер по локализации и обезвреживанию выбросов следует ожидать резкого ухудшения качества атмосферного воздуха при работе предприятий на полную мощность.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»