ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 1996 года N 658


О федеральной целевой программе "Оздоровление экологической
обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"

(с изменениями на 30 декабря 2000 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.
____________________________________________________________________


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа).

____________________________________________________________________

Срок реализации Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________


2. Определить государственным заказчиком Программы Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.

Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации решить в установленном порядке вопрос о передаче части функций государственного заказчика администрации Оренбургской области.

3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в Перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

4. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству науки и технической политики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти при формировании проектов федеральной инвестиционной программы и федерального бюджета на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств для осуществления намеченных Программой природоохранных мероприятий в размере не более 20 процентов суммы, требуемой на их реализацию.

5. Министерству транспорта Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации при формировании расходов Федерального дорожного фонда Российской Федерации предусматривать начиная с 1997 года средства на долевое участие в строительстве объездной дороги вокруг г.Оренбурга пропорционально удельному весу межобластного транзита в общем грузопотоке.

6. Поддержать предложение администрации Оренбургской области о создании с 1 января 1997 года за счет объединения части страховых фондов (резервов), создаваемых на предприятиях, расположенных на территории Оренбургской области, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N28, ст.2686), регионального фонда для финансирования расходов, связанных с предупреждением экологических катастроф.

7. Рекомендовать администрации Оренбургской области при формировании бюджета области на 1997 и последующие годы предусматривать выделение средств на реализацию Программы.

     

Председатель Правительства
     Российской Федерации
                            В. Черномырдин

 


УТВЕРЖДЕНА
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 8 июня 1996 года N 658


Федеральная целевая программа
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"

____________________________________________________________________

Срок реализации настоящей Программы продлен на 2001 год - постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1034.

____________________________________________________________________



ПАСПОРТ

ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"Оздоровление экологической обстановки и населения
Оренбургской области в 1996-2000 годах"

Наименование Программы


-


федеральная целевая программа "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах"

Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-



протокол совещания в Правительстве Российской Федерации от 25 мая 1994 года N АЗ-П33-П9-94, постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 года N 155

Государственный заказчик Программы

-

Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации

Основные разработчики Программы

















-


















Оренбургский областной комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов комитет по работе жилищно- коммунального хозяйства и координации природоохранной деятельности и главное управление здравоохранения администрации Оренбургской области
центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Оренбургской области
Оренбургское управление лесами
главное управление сельского хозяйства Оренбургской области
Оренбургский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
предприятие "Оренбурггазпром" Российского акционерного общества "Газпром"
акционерное общество "Оренбургнефть"
Центральный научно-исследовательский
институт экономики и информации цветной металлургии
Программа согласована с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти

Цели и задачи Программы






-






снижение уровня негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства на окружающую среду и, прежде всего, на здоровье населения;
достижение нормативных требований к качеству окружающей среды с учетом перспективных изменений, обусловленных развитием производства и демографическими сдвигами

Сроки и этапы реализации
Программы

-

1996 - 2000 годы

Перечень подпрограмм и основных мероприятий







-








природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве;
санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия;
природоохранные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, в области охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира;
мероприятия по контролю за состоянием природной среды;
научно-техническое обеспечение Программы

Исполнители подпрограмм и основных мероприятий

-

промышленные предприятия, организации и учреждения области независимо от форм собственности

Объемы и источники
финансирования










-











общий объем финансирования - 11188 млрд. рублей( в ценах 1996 года), в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 973,2 млрд. рублей;
средств бюджета области - 3217,1 млрд. рублей;
собственных средств предприятий - 6992,2 млрд. рублей;
средств внебюджетных источников финансирования - 5,5 млрд. рублей.
По направлениям затрат:
капитальные вложения - 9816,5 млрд. рублей;
научно-исследовательские и проектно-изыскательские работы - 92,5 млрд. рублей;
прочие текущие расходы - 1279 млрд. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
















-

















улучшение показателей состояния здоровья населения, включая снижение уровня заболеваемости и числа часто
болеющих детей;
снижение выбросов вредных веществ в атмосферу с доведением их концентраций в воздушном бассейне ряда крупных городов области до нормативного уровня;
максимально достижимое улучшение качества питьевой воды в крупных городах и районных центрах по большинству оценочных показателей за счет сокращения сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты, внедрение
очистных сооружений и систем водооборота;
рекультивация и возврат в оборот ранее нарушенных земель;
воссоздание средообразующих функций ландшафтов на основе восстановления лесов, создание заповедников и других особо охраняемых природных территорий;
создание эффективной региональной системы экологического мониторинга

Система контроля за исполнением Программы

-


контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за
реализацией федеральных целевых программ


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Высокая степень индустриализации Оренбургской области привела к крайне негативному состоянию окружающей среды, характеризующемуся чрезмерно высоким уровнем концентраций вредных веществ в воздухе и водных объектах, деградацией почвы и лесных массивов и, как следствие этого, высоким уровнем заболеваемости и смертности населения. Особенно неблагополучное состояние окружающей среды наблюдается в гг.Орске, Новотроицке, Медногорске и Оренбурге, а также в районах деятельности предприятий газодобывающего комплекса. Наибольший объем загрязняющих веществ приходится на долю гг. Орска (44 процента), Новотроицка (21 процент), Медногорска (10 процентов) и Оренбурга (9 процентов). Максимальные концентрации вредных веществ в крупных городах области значительно превышают предельно допустимые коэффициенты.

Основными загрязнителями окружающей среды являются акционерные общества "Носта", "Комбинат "Южуралникель", "Орскнефтеоргсинтез", "Медногорский медносерный комбинат", "Газпром", "Оренбургнефть" и другие.

В области ежегодно сбрасывается 1,2 млн.куб.м неочищенных стоков, что привело к высокой степени загрязненности водных объектов. Качество питьевой воды продолжает ухудшаться почти по всем нормируемым показателям. Экологическую напряженность усиливает трансграничный перенос вредных веществ со стороны Челябинской области и Республики Башкортостан. Воды реки Урал, являющейся основным источником водоснабжения области, поступают на ее территорию с повышенной концентрацией загрязняющих веществ.

Интенсивное освоение газовых и нефтяных месторождений на западе области привело к значительному загрязнению почв, открытых водоемов и подземных вод углеводородами, нарушению ландшафта и природных экосистем.

Такая ситуация обуславливает повышение заболеваемости органов дыхания, нервной и мочеполовой систем, системы кровообращения человека. За последние пять лет уровень смертности населения области увеличился с 9,6 до 13 человек на 1000 человек населения. Комплексная медико-экологическая оценка окружающей среды свидетельствует о повышении уровня воздействия загрязнения окружающей среды на организм человека.

Важность принятия срочных и эффективных мер по стабилизации и улучшению экологической обстановки обосновывается необходимостью обеспечения нормальной среды обитания человека. Оздоровление окружающей среды и населения региона вызывает необходимость использования программного метода на федеральном уровне при решении экологических проблем Оренбургской области.

2. Основные цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы

Основной целью федеральной целевой программы "Оздоровление экологической обстановки и населения Оренбургской области в 1996-2000 годах" (далее именуется - Программа) является резкое снижение негативного воздействия промышленности и сельского хозяйства области на окружающую среду и здоровье людей с доведением состояния природной среды до нормативного уровня.

Реализация природоохранных мероприятий, включенных в Программу, позволит создать благоприятные условия для жизнедеятельности населения, существенно снизить заболеваемость и увеличить продолжительность жизни людей.

Программа ориентирована на решение двух задач:

предотвращение наносимого ущерба посредством снижения выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду;

ликвидация последствий ущерба, нанесенного здоровью людей и окружающей среде.

Достижение программных целей осуществляется на основе решения задач, включающих реконструкцию и техническое перевооружение действующих промышленных предприятий с внедрением экологически безопасных, малоотходных технологий, вывод из эксплуатации устаревшего оборудования, перепрофилирование (в том числе в результате конверсии) отдельных предприятий, осуществление природоохранных мероприятий на сельскохозяйственных предприятиях, в коммунальном хозяйстве городов, лесном хозяйстве, широкое внедрение мер по оздоровлению населения.

Обоснование включения мероприятий в Программу осуществлялось на основе оценки экономических, экологических и социальных показателей реализации природоохранных мероприятий, отражающих уменьшение негативного воздействия промышленных предприятий на экосистемы, сокращение заболеваемости, увеличение продолжительности жизни населения.

Программа учитывает мероприятия других федеральных и отраслевых программ, затрагивающих экологические проблемы, в том числе Федеральной программы технического перевооружения и развития металлургии России, федеральной целевой программы "Возрождение Волги" и других.

3. Система программных мероприятий

Природоохранные программные мероприятия сформированы на основе предложений хозяйствующих субъектов, областных природоохранных органов, муниципальных органов исполнительной власти, а также исследований и разработок научных и проектных организаций.

Программные мероприятия представлены по следующим направлениям:

природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве (приложение N 1);

санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия (приложение N 2);

природоохранные мероприятия в сельском и лесном хозяйстве, в области охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира (приложение N 3);

мероприятия по контролю за состоянием природной среды (приложение N 4);

научно-техническое обеспечение Программы (приложение N 5).

Природоохранные мероприятия на промышленных предприятиях и в городском хозяйстве включают предложения по реконструкции и модернизации производства на основе внедрения малоотходных и безотходных экологически безопасных технологий, включая переработку отходов, строительство систем оборотного водоснабжения и водоочистки. Намечено отселение населения из санитарно-защитных зон предприятий, вынос отдельных предприятий из селитебных зон.

Санитарно-эпидемиологические и оздоровительные мероприятия включают меры по улучшению лечебно-оздоровительной работы, рационализации питания и профилактике заболеваний. Предусмотрена широкая профилактическая витаминизация детского населения и беременных женщин, создание детских оздоровительных центров.

В целях реабилитации и оздоровления больных с хроническими заболеваниями, особенно органов дыхания, пищеварения, нервной, мочеполовой систем и системы кровообращения, предусмотрено расширить санаторно-курортное лечение.

Для усиления таких специализированных видов помощи, как онкологическая, пульмонологическая, гематологическая, гастроэнтерологическая и ожоговая, намечено строительство соответствующих центров, включая центр гемодиализа.

Для контроля за состоянием здоровья людей предусмотрены мероприятия по эпидемиологическому обследованию и социально-гигиеническому мониторингу.

В области сельскохозяйственного производства намечены мероприятия по коренному улучшению земель, включая мелиоративные работы, обеспечивающие предотвращение деградации угодий, особенно пашни. Предусмотрена реконструкция очистных сооружений животноводческих комплексов и птицефабрик. Намечено расширение сети особо охраняемых природных территорий, оздоровление пойменной зоны реки Урал в районах добычи газа и конденсата, восстановление и защита лесного фонда области. Одним из направлений по улучшению экологической обстановки является создание искусственных лесных насаждений. Лесовосстановительные работы на территории области планируются в объеме 2250 гектаров ежегодно. Кроме того, Программой предусмотрена рекультивация и детоксикация земель, загрязненных нефтепродуктами и тяжелыми металлами, на площади более 21 тыс. гектаров с последующим возвратом этих земель в сельскохозяйственное производство. Запланировано также озеленение городов области и развитие садово-паркового хозяйства.

Мероприятия по контролю за состоянием природной среды включают организацию информационно-аналитического центра с пунктом приема и обработки космической информации, внедрение системы автоматизированного контроля и увеличение постов наблюдения (в том числе на предприятиях) за состоянием атмосферного воздуха и трансграничным переносом вредных веществ.

С целью экологического воспитания населения, прежде всего школьников, Программой предусмотрено создание регионального центра по экологическому образованию и воспитанию на базе Оренбургского государственного технического университета. Намечено создание на базе постоянно действующей областной станции юных натуралистов учебно-практического экологического центра. На радио и телевидении области предполагается создать просветительско-обучающие программы и информировать население о правилах поведения в сложных экологических ситуациях.

Научно-техническое обеспечение Программы содержит перечень необходимых разработок по обеспечению экологической безопасности области. Намечено осуществить исследования по сохранению биологического разнообразия на территории области и изучение экологического состояния сельскохозяйственных угодий в промышленных зонах. Запланировано проведение клинико-эпидемиологического обследования населения в экологически неблагоприятных районах области.

4. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование Программы обеспечивается за счет средств федерального бюджета, бюджета области, внебюджетных источников, включая Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, экологические фонды, а также за счет собственных средств предприятий. С целью привлечения дополнительных финансовых средств намечается создание в области регионального фонда за счет объединения страховых фондов (резервов) предприятий, образуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 661.

В дальнейшем предполагается организация целевого регионального экологического банка и экологической страховой компании.

Общие затраты на осуществление мероприятий Программы составляют 11168 млрд. рублей (в ценах 1996 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 973,2 млрд. рублей, средств бюджета области - 3217,1 млрд. рублей, собственных средств предприятий - 6992,2 млрд. рублей и прочих внебюджетных источников - 5,5 млрд. рублей.

Финансовые средства распределяются по следующим направлениям: капитальные вложения, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, прочие текущие затраты.

Капитальные вложения за период реализации Программы составят 9816,5 млрд. рублей, прочие текущие расходы - 1279 млрд. рублей. Стоимость научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ составит 92,5 млрд. рублей.

После утверждения Программы государственный заказчик и администрация Оренбургской области на основе доведенных лимитов из федерального и областного бюджетов заключают соглашения (контракты) с соответствующими организациями - подрядчиками преимущественно на конкурсной основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»