Оценка необходимости и достаточности объема финансирования мероприятий подпрограммы "Развитие промышленности РМ и РЗМ" для безусловного решения основных задач по первому этапу реализации на период 2013-2016 годов выполнена двумя способами:
1. Нормативно-сметным методом расчета стоимости работ;
2. Расчетом с применением метода аналогов в соответствии с Приказом Минпромторга РФ от 16.07.2009 N 653.
В свою очередь объемы финансирования по подпрограмме складываются из объемов бюджетного финансирования мероприятий, выполнение которых необходимо для достижения ее целей и задач, а также объемов привлеченных внебюджетных средств, как непосредственно со стороны потенциальных исполнителей мероприятий подпрограммы и заемных средств, так и со стороны внешних инвесторов - потенциальных потребителей результатов реализации данных мероприятий.
Расчеты заявленных объемов финансирования по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам в соответствии с обоснованием расходов на выполнение комплекса работ по мероприятию, выполненные нормативно-сметным методом, основаны на том, что проведение НИОКР связано с затратами живого и овеществленного труда, которые формируют ее себестоимость.
Несмотря на то, что нормирование затрат на проведение НИОКР имеет большие сложности, вызванные специфическим характером производства научно-технической продукции, основное содержание НИОКР составляют работы, которые в различном объеме и сочетании повторяются при проведении научных исследований и разработок.
На основе экспертной обработки данных по проектам НИР и ОКР, выполненных в рамках различных федеральных целевых программ за длительный период времени, определены нормативы трудоемкости (в человеко-месяцах) тех или иных работ (этапов работ), которые в дальнейшем легли в основу калькулирования затрат на НИОКР.
Так, в соответствии с ГОСТ 15.101-98 основными видами работ при выполнении НИР являются:
- выбор направления исследований;
- теоретические исследования;
- экспериментальные исследования;
- обобщение и оценка результатов исследований.
Требованиями ГОСТ Р 15.201-2000 и ЕСКД (ГОСТ 2.103-68) установлены следующие работы или этапы ОКР:
- техническое предложение;
- техническое проектирование;
- разработка конструкторской и технологической документации;
- изготовление опытного образца и проведение предварительных испытаний;
- проведение приемочных (межведомственных, государственных) испытаний.
В соответствии с предложенной схемой при расчете стоимости работ уровень оплаты труда специалиста принят в размере 54400 руб./мес. (2016 год), т.е. из расчета 45000 руб./мес. (принятая среднеотраслевая заработная плата на 2012-2013 годы, увеличенная на 6,5% в 2014, 2015, 2016 годах). Далее индекс роста заработной платы принят в размере 1,038-1,041 в год, т.е. на уровень инфляции. Ориентиром является достижение к 2018 году среднего уровня оплаты труда не менее 200% от среднего по стране, с учетом региональных особенностей, позволяющего ученым сосредоточиться на реализации одного или ограниченного числа проектов, существенно повышающее социальную привлекательность научного труда.
Кроме этого, в общей трудоемкости учтена трудоемкость вспомогательного персонала (до 30% от трудоемкости исследователей).
Прочие прямые расходы (производство образцов, испытания, эксперименты, стоимость специального оборудования, стоимость работ соисполнителей) приняты в размере заявленной необходимости руководителями работ.
Накладные расходы в расчете приняты в размере 50-52% от ФОТ, что покрывает косвенные расходы предприятия на коммунальные платежи, ремонты оборудования, приборов, стендов, зданий и сооружений.
В расчет принят размер прибыли (4,9-5,1%) в целях покрытия расходов, не включаемых в себестоимость продукции и в целях обеспечения комплексного развития уникальной научно-исследовательской и опытно-экспериментальной базы института.
Общая стоимость выполнения комплекса всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по первому этапу подпрограммы "Развитие промышленности РМ и РЗМ" (период 2013-2016 годов) в соответствии с нормативно-сметным методом составляет 9170,0 млн. рублей, в том числе 4585,0 млн. рублей из средств федерального бюджета.
Расчет с применением метода аналогов осуществлялся в соответствии с Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 16.07.2009 N 653.
Для расчета стоимости мероприятия по основным направлениям была сформирована выборка из не менее чем четырех реализованных государственных контрактов, предмет которых является аналогом предмета комплекса НИОКР предусмотренных мероприятием по сложности и уникальности, количеству содержащихся задач, видам и объемам работ, уровню квалификации специалистам, требующихся для его реализации.
В качестве параметров сравнения выступали: тематика работ, виды работ, объекты исследований, результаты работ, характеристики результатов работ, объем (трудоемкость) работ и другие параметры. В качестве источников для отбора информации об аналогах были использованы:
официальный сайт Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (www.zakupki.gov.ru) официальные сайты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;