1. Участники перевозки несут ответственность за просрочку в доставке груза и ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, повреждения, недостачи массы, мест за время с момента приема груза к перевозке до выдачи его на станции назначения согласно СМГС (ст.23).
Ответственность за ущерб, возникший на морском участке пути, несут Болгарские и Грузинская железные дороги.
2. Участники перевозки несут ответственность за последствия утраты по их вине сопроводительных документов, приложенных отправителем к накладной и перечисленных в ней, а также за последствия невыполнения по их вине заявлений об изменении договора перевозки, если утрата или невыполнение произошли по вине железной дороги.
3. Участники перевозки в любом случае не должны возмещать ущерб в сумме большей, чем при полной утрате груза.
4. Участники перевозки освобождаются от ответственности, если они докажут, что полная или частичная утрата, уменьшение массы, повреждение, порча или снижение качества груза, принятого к перевозке, произошли:
4.1. Вследствие обстоятельств, которые они не могли предотвратить и устранение которых от них не зависело.
4.2. Вследствие ненадлежащего качества груза при приеме его к перевозке в пунктах отправления или вследствие естественных свойств груза, вызвавших его самовозгорание, поломку, ржавчину, внутреннюю порчу или тому подобные последствия.
4.3. По вине отправителя или получателя или вследствие их требований, в силу которых нельзя возложить вину на участников перевозки.
4.4. По причинам, связанным с погрузкой или выгрузкой груза, если погрузка или выгрузка производились средствами отправителя или получателя. Факт погрузки груза отправителем устанавливается на основании записи, сделанной им в накладной в графе "Погружено" в соответствии с СМГС (§ 4 статьи 9). Если в этой графе отсутствуют сведения о том, кем погружен груз, считается, что погрузка производилась отправителем.
4.5. Вследствие перевозки на открытом подвижном составе груза.
4.6. Вследствие того, что проводник отправителя или получателя, сопровождавший груз, не принял необходимых мер для сохранения груза.
4.7. Вследствие таких недостатков тары или упаковки, которые не были замечены при внешнем осмотре при приеме груза к перевозке, из-за чего не была обеспечена сохранность груза при перевозке.
4.8. Вследствие сдачи отправителем к перевозке запрещенных предметов под неправильным, неточным или неполным наименованием.
4.9. Вследствие того, что отправитель сдал к перевозке грузы под неправильным, неточным или неполным наименованием или при несоблюдении условий, предусмотренных этим параграфом.
4.10. Вследствие естественной убыли массы груза в пределах норм, указанных в § 1 статьи 24 СМГС, а также по причине его естественных свойств, если убыль превышает эти нормы.
4.11. Вследствие того, что отправитель произвел погрузку груза своими средствами в непригодный для перевозки данного груза вагон в нарушение § 4 статьи 9 или § 10 Приложения 8 СМГС.
4.12. Вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения таможенных или других правил отправителем, получателем или уполномоченным лицом.
5. Доказательство того, что полная или частичная утрата, недостача массы груза, повреждение, порча или снижение его качества произошли вследствие обстоятельств, изложенных в пунктах 4. 1 и 4.3, возлагается на участников перевозки.
6. Если по обстоятельствам дела окажется, что полная или частичная утрата, недостача массы, повреждение, порча или снижение качества груза могли произойти вследствие обстоятельств, изложенных в пунктах 2.4-13 § 3 ст.23 СМГС, то считается, что ущерб произошел вследствие этих обстоятельств, пока отправитель или получатель не докажут иного. Это предположение недействительно для случая, упомянутого в пункте 5 § 3 ст.23 СМГС, если имеется утрата целых мест.
7. Внесенные отправителем в накладную сведения о массе груза и количестве грузовых мест только тогда могут служить доказательством против железной дороги, когда проверка массы груза и количества мест была произведена железной дорогой и удостоверена ею в накладной.
8. При частичной утрате, недостаче массы, повреждении, порче или снижении качества груза по другим причинам получатель или отправитель должен доказать, что ущерб возник в период от приема груза к перевозке до его выдачи, если коммерческий акт составлялся после выдачи груза в соответствии с СМГС (ст.18 § 3)
9. Участники перевозки, кроме того, освобождаются от ответственности:
9.1. За полную или частичную утрату груза, за недостачу массы и количества мест груза, если груз был выдан получателю при полном количестве мест, исправной таре или обвязке и отсутствии внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы груза.
9.2. За недостачу массы и количества мест груза, если груз, погруженный отправителем в вагон (контейнер), в котором перевозился груз, был выдан получателю за исправными пломбами отправителя или станции отправления, наложенными в соответствии с положениями СМГС (ст.9 § 8), а также без внешних признаков доступа к грузу, которые могли бы явиться причиной недостачи массы и количества мест груза.
9.3. За полную или частичную утрату съемных и запасных частей, находящихся в запломбированных автомобилях, тракторах и других самоходных машинах, если эти автомобили, тракторы и другие самоходные машины были выданы за исправными пломбами отправителя, наложенными в соответствии с предписаниями СМГС (ст.9 § 8), а также без повреждения и без внешних признаков доступа, которые могли бы явиться причиной полной или частичной утраты съемных частей. К пломбам отправителя или станции отправления приравниваются исправные пломбы таможенных органов и пломбы любой участвующей в перевозке железной дороги, наложенные в соответствии с положениями СМГС (ст.9 § 8) после пограничного, таможенного досмотра, а также досмотра ветеринарных, фитосанитарных и иных компетентных органов.