Утверждена на тридцатом заседании
Совета по железнодорожному транспорту
государств - участников Содружества
(Протокол заседания от 19 октября 2001 года)

 



КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
внедрения системы автоматической идентификации подвижного
состава и крупнотоннажных контейнеров на железных дорогах
государств - участников СНГ, Латвийской Республики,
Литовской Республики и Эстонской
Республики 2001 года

1. Обоснование, цель разработки и внедрения системы


Рост объемов перевозок и ожидаемый дефицит подвижного состава предопределяют необходимость дальнейшего повышения эффективности управления перевозочным процессом на основе достоверной оперативной информации о дислокации и состоянии вагонов, контейнеров, локомотивов и поездном положении на железнодорожных участках и станциях.

В настоящее время получение этой информации в оперативном режиме затруднено из-за отставания передачи данных в обрабатывающие центры и недостаточной достоверности исходных данных.

Важным средством повышения уровня достоверности и оперативности информационной базы автоматизированных управляющих систем является применение системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров (САИПС). Поэтому решением двадцать седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту предусмотрено применение системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров на всей сети железных дорог государств Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики на базе технических средств "Пальма".

Комплексная программа внедрения системы автоматической идентификации подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров разработана во исполнение решения двадцать девятого заседания Совета на основе утвержденных Основных принципов. Программа предусматривает проведение как научных исследований по разработке технологии сбора, обработки и передачи информации в масштабе реального времени, так и совершенствование системы управления перевозочным процессом во всех подразделениях железнодорожного транспорта, а также разработку мероприятий по внедрению системы в целом.

Система САИПС должна стать основой для дальнейшего совершенствования существующих информационных технологий, обеспечивающих организацию перевозочного процесса, и в первую очередь системы слежения за дислокацией и работой подвижного состава, которая в настоящее время базируется на ручной подготовке данных в АСОУП, что не обеспечивает необходимую достоверность информации и допускает отставание фиксации происходящих процессов.

Целью создания САИПС является обеспечение достоверной информацией в реальном режиме времени всех автоматизированных систем и на этой основе создание условий для автоматизированной выработки решений по оптимизации перевозочного процесса на сети железных дорог государств Содружества, Латвийской Республики, Литовской Республики и Эстонской Республики.

Реализация программы позволит:

- улучшить использование подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров за счет снижения продолжительности межоперационных элементов и сокращения порожнего пробега;

- увеличить объем перевозок грузов наличным подвижным составом;

- сократить численность специалистов, непосредственно связанных с организацией перевозочного процесса, а также работников, занятых подготовкой и передачей информационных потоков;

- обеспечить рациональную организацию ремонтно-строительных работ по содержанию технических устройств и наращиванию пропускной и провозной способности железных дорог;

- своевременно выполнять операции по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава;

- повысить сохранность перевозимых грузов и подвижного состава;

- иметь достоверную информацию о дислокации вагонов и крупнотоннажных контейнеров, принадлежащих различным железнодорожным администрациям;

- повысить достоверность и сократить сроки расчетов платежей за пользование грузовыми вагонами и контейнерами "чужой" принадлежности;

- организовать полное информационное обслуживание грузоотправителей и грузополучателей по перевозкам грузов.

Участниками программы САИПС являются все железнодорожные администрации - участники Соглашения о совместном использовании грузовых вагонов и контейнеров.

2. Техническое и информационное обеспечение системы


Техническое обеспечение САИПС состоит из:

- носителей информации, устанавливаемых на подвижном составе и крупнотоннажных контейнерах (КБД);

- считывающей аппаратуры и устройств, устанавливаемых в пунктах считывания;

- серверов сбора информации с соответствующим программным обеспечением;

- линий и каналов связи;

- технически оснащенных пунктов кодирования и обслуживания носителей информации.

КБД содержит информацию о вагоне, в том числе инвентарный номер вагона.

Напольное считывающее устройство (НСУ) считывает информацию с КБД и дополняет ее датой, временем считывания и своим номером. Для передачи этой информации от НСУ на сервер САИПС требуется наличие соответствующего канала связи. На сервере САИПС производится обработка информации, поступающей от НСУ, и формируется сообщение 298 о составе поезда. Сообщение 298 по сети передачи данных передается в информационно-управляющие системы.

Носители информации и средства считывания базируются на технических решениях системы "Пальма". Возможно применение других технических решений как по носителям информации, так и по средствам ее считывания. Однако они должны быть совместимы с техническими средствами системы "Пальма". Протокол обмена информацией между носителем информации и считывающей аппаратурой должен соответствовать стандарту ISO 10374 и требованиям МСЖД.

Оборудование крупнотоннажных контейнеров, грузовых и пассажирских вагонов своей принадлежности кодовыми бортовыми датчиками осуществляют железнодорожные администрации самостоятельно в согласованных объемах и в установленные сроки.

Подвижной состав с нумерацией, начинающейся с цифры "5", оборудуется КБД собственниками по согласованию с железнодорожной администрацией, к которой приписаны вагоны.

Оснащенность вагона датчиками фиксируется в АБД ПВ, а крупнотоннажного контейнера - в АБД ПК.

Напольные считывающие устройства (НСУ) устанавливаются железнодорожными администрациями на межгосударственных стыковых пунктах, включая и переходы в "третьи" страны в соответствии со схемой их размещения, утвержденной Советом.

Оборудование НСУ других пунктов производится железнодорожной администрацией.

Порядок и место установки НСУ на межгосударственных стыковых пунктах согласовывается смежными железнодорожными администрациями.

Информация САИПС используется на линейном, государственном и межгосударственном уровнях.

3. Сроки реализации и порядок финансирования
Комплексной программы


Реализация Комплексной программы намечается в период 2002-2005 годов в два этапа.

Первый этап (2002-2003 годы) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации на межгосударственных стыковых пунктах за счет оборудования их НСУ, а подвижного состава и контейнеров, участвующих в международных перевозках, - средствами КБД.

В 2002 году предусматривается создать САИПС на ограниченном полигоне в международном сообщении для отработки технологии использования данных по отдельному плану.

Второй этап (2004-2005 годы) предусматривает обеспечение автоматического считывания информации со всего подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров с последующим использованием полученной информации во всех автоматизированных системах, т.е. внедрение системы в целом.

Выполнение необходимых исследований, в том числе разработка технологии и общесистемного программного обеспечения, типовых проектных решений по монтажу и эксплуатации напольного оборудования, типовых технологий кодирования и установки бортовых датчиков осуществляется по планам НИОКР, утверждаемым Советом.

Мероприятия по оснащению НСУ, пунктов кодирования, установки КБД и эксплуатации системы финансируются железнодорожными администрациями.

4. Правовое и нормативное обеспечение системы


Разработка и внедрение САИПС должны соответствовать действующему законодательству государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики и основываться на решениях Совета, регламентирующих организацию совместного использования грузовых вагонов и контейнеров в международном сообщении.

Железнодорожные администрации государств - участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики имеют равные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, "ноу-хау" и программное обеспечение, которые могут быть получены в ходе совместной разработки и эксплуатации САИПС.

Вопросы патентно-лицензионной деятельности и сертификации регулируются решениями Совета по железнодорожному транспорту.

Изменения и дополнения в действующие нормативные правовые документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса на международном уровне, необходимость которых вызывается внедрением САИПС, подготавливаются соответствующими рабочими группами, рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций и утверждаются Советом по железнодорожному транспорту.

5. Организационное обеспечение


Реализация организационно-технических мероприятий по разработке и внедрению САИПС возлагается на железнодорожные администрации.

Разработка и корректировка проектных и технических решений по САИПС осуществляется ВНИИЖТ МПС России по согласованию с рабочей группой, созданной в соответствии с решением, принятым на двадцать девятом заседании Совета по железнодорожному транспорту.

В состав рабочей группы входят главные конструкторы по внедрению САИПС на каждой железнодорожной администрации. Главные конструкторы назначаются руководством железнодорожной администрации.

Разработанное программное обеспечение функционирования САИПС рассматривается на заседаниях Комиссии специалистов по информатизации железнодорожного транспорта.

Подготовленные проектные решения рассматриваются и согласовываются на совещаниях уполномоченных представителей железнодорожных администраций с последующим утверждением на заседаниях Совета по железнодорожному транспорту.

Общую координацию работ по разработке и внедрению САИПС на железнодорожных администрациях возлагается на Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту.

6. Мероприятия по реализации Комплексной программы


Для реализации Комплексной программы необходимо выполнение следующих мероприятий:

Наименование мероприятий

Срок выполнения

Примечания

1. Проведение научных исследований по совершенствованию организации перевозочного процесса и его информационного обеспечения в связи с внедрением САИПС

2002 год

По Плану НИОКР, утвержденному Советом

2. Разработка технического задания на внедрение САИПС

2001 год

ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС России, железнодорожные администрации

3. Разработка типовых проектных решений на установку НСУ

2001 год

ВНИИЖТ МПС России

4. Разработка техно-рабочего проекта для учета, кодирования и установки датчиков на вагоны и крупнотоннажные контейнеры

2001-2002 годы

ВНИИЖТ МПС России, ИВЦ ЖА, железнодорожные администрации

5. Разработка генеральной схемы на размещение НСУ

2001-2002 годы

ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС России, железнодорожные администрации

6. Разработка технорабочего проекта обработки и передачи информации, получаемой от САИПС

2002 год

ВНИИЖТ, ВНИИУП МПС России, ИВЦ ЖА, железнодорожные администрации

7. Оснащение пунктов кодирования и установки бортовых датчиков

По согласованному графику

Железнодорожные администрации

8. Оснащение НСУ межгосударственных стыковых пунктов, включая и переходы в "третьи" страны

По согласованному графику

Железнодорожные администрации

9. Оборудование КБД грузовых вагонов и крупнотоннажных контейнеров, используемых в международных перевозках

По согласованному графику

Железнодорожные администрации

10. Доработка нормативной и правовой баз для внедрения и использования системы

2001-2002 годы

ВНИИЖТ МПС России, железнодорожные администрации

11. Внедрение системы в объеме работ первого этапа

2003 год

Железнодорожные администрации

12. Оборудование НСУ, выделенных железнодорожными администрациями пунктов

2004 год

Железнодорожные администрации

13. Оснащение датчиками всего подвижного состава и крупнотоннажных контейнеров

2005 год

Железнодорожные администрации

14. Внедрение системы в объеме второго этапа

2005 год

Железнодорожные администрации



Текст документа сверен по:

"Экономика железных дорог",

N 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 2002 год

     

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»