Габариты погрузки. негабаритные грузы. классификация негабаритных грузов
1.1. Грузы, подлежащие перевозке на открытом подвижном составе на общих условиях в пределах сети железных дорог колеи 1520 мм государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики не должны превышать очертание основного габарита погрузки (рис.1).
1.2. Грузы, размещаемые в пределах длины пола универсальных платформ или кузова 4-осных полувагонов, допускается грузить по льготному габариту погрузки (рис.2).
Порядок, условия и область применения льготного габарита погрузки устанавливаются Правилами размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах (Приложение 14 к СМГС) - далее - Правила.
1.3. Груз, погруженный на одиночный вагон или сцеп из двух вагонов, является габаритным, если он ни одной своей частью, включая упаковку и крепление, не выходит за пределы основного габарита погрузки и расстояние от поперечной плоскости симметрии вагона (либо сцепа) до концов груза не превышает значений, указанных в таблице 5 Главы 1 Правил, при условии нахождения вагона на прямом горизонтальном участке пути и совмещения продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути.
1.4. Наименьшее допускаемое расстояние от уровня головок рельсов (далее - УГР) до нижних частей грузов (клиренс) должно быть не менее 150 мм. Для грузов, перевозимых на подвижном составе с базой более 17 м и пропускаемых через сортировочные горки, минимальный размер 150 мм должен быть проверен дополнительно из условия прохождения вагоном горба горки с вертикальной кривой радиусом 250 м в соответствии с Инструкцией по применению габаритов подвижного состава ГОСТ 9238-83 или другими, действующими на дорогах нормативными документами, при условии, что они соответствуют требованиям указанного ГОСТа.
Для грузов, перевозимых на транспортерах сочлененного типа, указанный на рис.1 размер очертания основного габарита погрузки по высоте 380 мм допускается уменьшить до 340 мм (показано штриховой линией) по аналогии с минимально допускаемой габаритом 1-Т высотой для нижних частей подвижного состава.
Рис.1. Очертание основного габарита погрузки
Рис.2. Очертание льготного габарита погрузки
1.5. Груз, включая упаковку и крепление, является негабаритным, если он при размещении на открытом подвижном составе, находящемся на прямом горизонтальном участке пути и при совмещении продольной вертикальной плоскости симметрии вагона с осью железнодорожного пути, превышает очертание основного габарита погрузки, или его геометрические выносы в кривых за пределы основного габарита погрузки превышают геометрические выносы в соответствующих кривых расчетного вагона*.
________________
* Расчетный вагон - вагон с длиной рамы 24 м и базой 17 м.
Геометрическим выносом груза или подвижного состава называется отклонение его от продольной оси пути в кривой без возвышения наружного рельса при установке подвижного состава к кривой по хорде.
1.6. В зависимости от высоты от уровня головок рельсов, на которой груз выходит за габарит погрузки, установлены три основные зоны негабаритности (рис.3):
- зона нижней негабаритности - на высоте от 480 до 1229 мм при расстоянии от оси пути 1626-1760 мм и на высоте от 1230 до 1399 мм - при расстоянии 1626-2240 мм;
- зона боковой негабаритности - на высоте от 1400 до 4000 мм (включительно);
- зона верхней негабаритности - на высоте от 4001 до 5300 мм.
Кроме того, для определения условий пропуска грузов верхней негабаритности на двухпутных линиях дополнительно введена условная зона совместной боковой и верхней негабаритности: на высоте от уровня головок рельсов от 4001 до 4625 мм на расстоянии от оси пути от 1625 мм до границы "зоны" негабаритности (рис.3).
1.7. В зависимости от величины выхода негабаритных грузов за очертание основного габарита погрузки (рис.1) в указанных в п.1.6 основных зонах установлены следующие степени негабаритности грузов:
- в зоне нижней негабаритности - шесть степеней;
- в зоне боковой негабаритности - шесть степеней;
- в зоне верхней негабаритности - три степени.
Очертания степеней негабаритности показаны заштрихованными площадями (рис.4-10).