БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 2012 года N 1406

О федеральной целевой программе "Развитие  судебной системы России на 2013-2024 годы" *

(с изменениями на 29 декабря 2020 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2013 года N 531 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 28.06.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 года N 1055 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 27.11.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N 103 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.02.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года N 810 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 19.08.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 1488 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2014, N 0001201412300032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2015 года N 855 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 24.08.2015, N 0001201508240004);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года N 1437 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2015, N 0001201512300010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 года N 1468 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2016, N 0001201612290060);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2017 года N 430 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 12.04.2017, N 0001201704120009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2017 года N 1555 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 20.12.2017, N 0001201712200016);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2018 года N 1186 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.10.2018, N 0001201810110023);

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1649 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2018, N 0001201812260025);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 года N 1840 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2019, N 0001201912310071);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2020 года N 722 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.05.2020, N 0001202005250011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2351 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 31.12.2020, N 0001202012310098).

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 8 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2351. - См. предыдущую редакцию.


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы".

(Пункт в редакции, введенной в действие с 8 января 2021 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2020 года N 2351. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству экономического развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета на соответствующий год и плановый период включать Программу, утвержденную настоящим постановлением, в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 27 декабря 2012 года N 1406
(В редакции, введенной в действие
с 8 января 2021 года
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2020 года N 2351
. -
См. предыдущую редакцию)

     Федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы"


Паспорт федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2012 г. N 1735-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации (до 2020 года включительно)

Государственные заказчики Программы

-

Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (Высший Арбитражный Суд Российской Федерации упразднен в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации"), Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов

Основной разработчик Программы

-

Министерство экономического развития Российской Федерации

Цели Программы

-

повышение качества осуществления правосудия;

совершенствование судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций

Задачи Программы

-

обеспечение открытости и доступности правосудия;

создание необходимых условий для осуществления правосудия;

обеспечение независимости судебной власти;

построение эффективной системы исполнительного производства, повышение открытости и доступности системы принудительного исполнения;

модернизация судебно-экспертной деятельности, осуществляемой государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

доля граждан, считающих организацию работы судов неудовлетворительной, в количестве опрошенных лиц (процентов);

доля граждан, считающих информацию о деятельности судов недостаточной, в количестве опрошенных лиц (процентов);

количество арбитражных судов, реализующих возможность электронного взаимодействия с обществом (частными и юридическими лицами), используя систему электронного правосудия (единиц);

количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами видеопротоколирования хода судебных заседаний (единиц);

количество залов судебных заседаний федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных системами аудиопротоколирования хода судебных заседаний (единиц);

доля федеральных судов общей юрисдикции, оснащенных комплектами видео-конференц-связи, в общем количестве судов общей юрисдикции (процентов);

количество залов судебных заседаний и кабинетов судей федеральных судов, оснащенных комплектами видео-конференц-связи (единиц) (начиная с 2021 года);

количество залов судебных заседаний и кабинетов судей арбитражных судов, оснащенных системой видео-конференц-связи (процентов (до 2014 года)/единиц (после 2014 года);

количество арбитражных судов, оснащенных системами видеозаписи и трансляции судебных заседаний (процентов (до 2014 года)/единиц (после 2014 года);

внедрение технических средств и систем обеспечения безопасности зданий федеральных судов (количество зданий);

количество федеральных и мировых судей, обеспеченных жилыми помещениями (человек);

количество государственных служащих, которым предоставлена субсидия на приобретение жилых помещений (человек);

количество судей, которым предоставлена единовременная социальная выплата на приобретение жилых помещений (человек) (начиная с 2020 года);

размер общей площади служебных помещений, приходящейся на 1 федерального судью (кв. метров);

количество построенных, реконструированных и приобретенных зданий государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, размещение которых улучшилось (единиц);

повторные экспертизы после экспертиз государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации, не подтвердившие выводы по тем же исходным данным (процентов);

фактический объем судебных экспертиз и экспертных исследований, выполненных сверх объема государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) федеральными бюджетными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации (процентов);

интенсивность исполнения требований исполнительных документов (процентов);

количество посетителей официального сайта Верховного Суда Российской Федерации (единиц);

количество запросов о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, поданных в электронном виде (единиц);

количество процессуальных обращений в Верховный Суд Российской Федерации, поданных в электронном виде, в том числе в форме электронного документа (единиц);

количество судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, выполненных в электронном виде (единиц);

количество судебных актов Верховного Суда Российской Федерации, выполненных в электронном виде, направленных участникам судебного процесса посредством их размещения на официальном сайте Верховного Суда Российской Федерации в режиме ограниченного доступа (единиц);

объем дискового пространства систем хранения данных в Верховном Суде Российской Федерации (терабайт)

Сроки реализации Программы

-

2013-2024 годы

Объем и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на 2013-2024 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 109093,55 млн. рублей, в том числе:

капитальные вложения - 89731,03 млн. рублей;

прочие нужды - 19362,52 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

-

повышение качества правосудия и эффективности рассмотрения судебных споров;

обеспечение доступности и открытости правосудия;

повышение авторитета судебной власти;

создание условий для конкурентоспособности российской судебной системы в международном сообществе;

обеспечение независимости судебной системы и повышение привлекательности государственной гражданской службы в Верховном Суде Российской Федерации, в судах общей юрисдикции, арбитражных судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его территориальных органах;

повышение качества исполнения судебных актов и проводимых судебных экспертиз

     

          

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Развитие Российской Федерации на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе.

Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности.

Российская Федерация в соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации провозглашена правовым государством.

Правовое государство характеризуется в том числе самостоятельной и независимой судебной системой, эффективно обеспечивающей защиту интересов государства, прав и интересов граждан и юридических лиц.

Создание благоприятного инвестиционного климата в нашей стране напрямую связано с эффективностью судебной системы. Немаловажным фактором привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации является развитие судебной системы, которая могла бы эффективным образом исполнять свои полномочия и обеспечивать должную защиту прав и интересов сторон.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, для повышения эффективности политико-правовых институтов и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации необходимо решение следующих проблем:

защита частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности является одним из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти;

проведение судебной реформы, обеспечивающей действенность и справедливость принимаемых судом решений;

создание условий, при которых российским компаниям было бы выгодно оставаться в российской юрисдикции (а не регистрироваться в оффшорах) и использовать для разрешения споров, в том числе споров по вопросам собственности, российскую судебную систему;

борьба с коррупцией;

существенное улучшение доступа к информации о деятельности государственных органов;

кадровое обеспечение эффективного выполнения государственных функций и реализации государственных социальных гарантий.

Задачи, поставленные в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, являются основополагающими для развития судебной системы России.

В настоящее время существует ряд проблем, связанных с качеством правосудия, сроками судопроизводства, недостаточной информированностью граждан о деятельности судебной системы, неудовлетворительной работой судов, неэффективным исполнением судебных актов, отсутствием необходимых условий для осуществления правосудия и др.

В этой связи требуется скорейшее внедрение в судебную систему, систему принудительного исполнения судебных актов и судебно-экспертную деятельность современных информационно-коммуникационных технологий, позволяющих сформировать инновационный подход к их развитию, а также улучшить качество и сроки осуществления правосудия, качество и оперативность проводимых судебно-экспертными учреждениями экспертиз и обеспечить эффективное исполнение судебных решений.

В целях реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" необходимо внесение в законодательство Российской Федерации изменений, предусматривающих совершенствование административного судопроизводства и направленных на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды по вопросам защиты интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования.

Реализация предлагаемых изменений в законодательство Российской Федерации, а также мероприятий, направленных на развитие судебной системы России, определенных Президентом Российской Федерации в качестве основных, в частности совершенствование системы размещения судебных решений с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечение доступа к этим решениям, потребует значительного укрепления материально-технической базы органов судебной власти.

Реализация мероприятий федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013-2024 годы" (далее - Программа) по созданию мобильного правосудия, электронного правосудия, внедрению программных средств аналитического обеспечения деятельности и осуществлению сканирования всех поступающих в суды документов, а также формирование электронных дел и формирование электронного архива судебных дел позволят обеспечить доступ граждан к правосудию, качественную и эффективную работу судов.

В целях технического обеспечения прав граждан на участие в судебных заседаниях и повышения уровня доступности правосудия предлагается предусмотреть мероприятия по развитию использования в судах системы видео-конференц-связи.

Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию являются создание необходимых условий для осуществления правосудия, то есть размещение федеральных судов в зданиях, отвечающих современным требованиям осуществления правосудия по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам, а также обеспечение возможности:

участия граждан в проведении открытых судебных заседаний;

проведения закрытых судебных заседаний;

участия в судебных заседаниях подсудимых, обвинителей, защитников, потерпевших, свидетелей и других участников судебного процесса, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи;

тайны совещаний судей, присяжных заседателей и арбитражных заседателей;

допроса свидетелей в условиях, обеспечивающих их безопасность;

воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания;

надлежащего размещения судей и аппарата суда в служебных помещениях;

надлежащего временного содержания подсудимых и исполнения обязанностей конвойной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствующих помещениях судов при рассмотрении уголовных дел;

надлежащего исполнения обязанностей работниками Федеральной службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

хранения и осмотра вещественных доказательств;

ознакомления с материалами дел для прокуроров, адвокатов и иных участников судебных процессов под контролем работников аппарата суда;

архивного хранения текущих и законченных производством судебных дел;

организации работы с юридической литературой;

получения и обмена информацией с использованием современных электронных средств связи общего пользования.

Кроме того, в связи с образованием в составе Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, подписанным 18 марта 2014 г. в г.Москве и ратифицированным 21 марта 2014 г., новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя существует необходимость создания надлежащих условий для осуществления независимого правосудия на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

В этой связи осуществление мероприятий по строительству, реконструкции и приобретению зданий судов является по-прежнему актуальным.

Внедрение в деятельность судов современных информационных технологий позволило поднять на качественно иной уровень организацию их деятельности.

Ключевым средством информатизации Верховного Суда Российской Федерации стали информационные системы Верховного Суда Российской Федерации, сведения о которых внесены в Федеральную государственную информационную систему координации информатизации.

Указанные системы представляют собой совокупность информационных ресурсов и комплексов средств автоматизации функциональных подсистем, сетей связи и передачи данных, включая официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации.

Информационные системы Верховного Суда Российской Федерации предназначены для повышения эффективности работы судей и работников аппарата Верховного Суда Российской Федерации, открытости и доступности правосудия, обеспечения электронного судопроизводства и доступа граждан к информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации.

Вместе с тем одной из нерешенных остается проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства. Ее решение напрямую связано с минимизацией сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления обстоятельств по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

В этой связи в рамках Программы предполагается реализовать мероприятия по созданию условий для осуществления качественных экспертиз государственными судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации, которые являются независимой структурой государственных судебных экспертов, не подчиненной органам дознания и следствия, свободной от какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, и имеют на сегодняшний день наиболее полную нормативно-правовую базу по судебной экспертизе.

Вместе с тем возможности государственной судебно-экспертной деятельности Министерства юстиции Российской Федерации ограничены бюджетным финансированием, сегодня они уже практически исчерпаны и не соответствуют в полной мере возросшим потребностям судов в производстве экспертиз, в первую очередь строительно-технических, автотехнических и автооценочных, финансово-экономических, товароведческих, экологических, лингвистических, психологических, компьютерно-технических и почерковедческих экспертиз.

Реализация мероприятий Программы по созданию условий для осуществления качественных экспертиз судебно-экспертными учреждениями Министерства юстиции Российской Федерации и внедрению в судебно-экспертную деятельность современных информационных технологий, а также оснащение учреждений современной приборной базой позволят улучшить качество осуществляемых экспертиз и сократить сроки их производства, что повлияет на сокращение сроков судопроизводства.

Одним из основных аспектов качества правосудия является исполнение судебного акта в разумный срок.

Внедрение современных технологий в систему исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, создание необходимых условий для эффективного осуществления принудительного исполнения судебных актов будут способствовать построению эффективной системы исполнительного производства, повышению открытости и доступности системы принудительного исполнения.