РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 27 декабря 2012 года N 2538-р
[Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)]
(с изменениями на 20 июля 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 года N 457-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2014 года N 367-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 1558-р.
____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы)
(с изменениями на 20 июля 2016 года)
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", Федеральным законом "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Анализ развития отечественной науки в конце XX - начале XXI веков показывает, что существующие в ней проблемы во многом являются следствием трансформационных процессов и проводимой государственной политики 90-х годов. В этот период наука не рассматривалась как фактор социально-экономического развития страны. Более того, реформирование науки осуществлялось по зарубежным моделям, которые в ограниченной степени применимы к российским условиям. Вместе с тем, несмотря на неблагоприятные условия, удалось сохранить значительный потенциал фундаментальной науки и предотвратить полный распад научного комплекса страны, что стало возможным благодаря наличию академического сектора науки, система управления которым продемонстрировала высокую устойчивость и работоспособность в кризисных условиях.
Сегодня основной задачей науки является научное обеспечение социально-экономического развития страны. Только создав конкурентоспособную науку, можно достичь конкурентоспособности экономики. При этом особое внимание должно уделяться обеспечению национальной безопасности страны. В связи с этим тезис о повышении конкурентоспособности науки должен рассматриваться исключительно в этом контексте.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Проведенный анализ показывает, что сектор фундаментальной науки выполняет широкий спектр фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований как в части получения новых знаний, так и в части научного обеспечения реализации стратегических приоритетов страны. Вместе с тем по ряду абсолютных показателей результативность отечественных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований существенно уступает развитым странам. Это требует принятия ряда мер по развитию системы организации фундаментальной науки.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
В соответствии с этим необходимо дальнейшее совершенствование способов организации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями, ведущими научными центрами, образовательными организациями высшего образования. В основу этого процесса должен быть положен тот факт, что фундаментальная наука является неотъемлемой частью культуры и интеллектуального потенциала нации. При этом фундаментальная наука обеспечивает получение новых знаний о природе, человеке и обществе.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
В настоящее время в государственном секторе науки фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования в гражданской сфере проводятся научными организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (включая организации, в отношении которых указанный центр осуществляет полномочия учредителя и собственника имущества) и образовательными организациями высшего образования, в том числе федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова" и федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 года N 1558-р. - См. предыдущую редакцию)
Ведется работа по развитию научной инфраструктуры в Российской Федерации: поддержка и развитие сети центров коллективного пользования научным оборудованием, уникальных научных установок, включая реализацию на территории Российской Федерации проектов по их созданию.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Россия активно участвует в международных проектах, таких, как "Большой адронный коллайдер Европейского центра ядерных исследований", "Европейский рентгеновский лазер на свободных электронах" и других, благодаря чему российские ученые получили возможность работать на современных научных установках.
Возникает задача координации работы основных участников Программы по развитию фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в Российской Федерации, которую призвана решить Программа.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Программа основывается на стратегических ориентирах развития фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, закрепленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Программа учитывает положения Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года N 2227-р (далее - Стратегия инновационного развития), в части, касающейся развития фундаментальных и поисковых исследований.
Основной целью развития сектора фундаментальных исследований, заложенной в Стратегии инновационного развития, является восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки на мировой арене. Стратегической целью государственной политики является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Целью Программы является формирование с учетом институциональных преобразований сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечение расширенного воспроизводства знаний об основах мироздания, закономерностях развития природы, человека и общества, ускорение интеграционных процессов российской науки и образования, повышение эффективности исследований и их использования для разработки перспективных технологий, необходимых для реализации стратегических задач социально-экономического развития страны.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Задачами Программы являются:
формирование в Российской Федерации сектора фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, обеспечивающего устойчивый экономический рост и высокий уровень конкурентоспособности российской науки в мире;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
опережающее развитие междисциплинарных исследований и разработок и создание принципиально нового междисциплинарного научного задела, обеспечивающего научно-технологический прорыв и модернизацию национальной экономики;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
развитие кадрового потенциала науки, воспроизводство научных и научно-педагогических кадров;
развитие международного научного сотрудничества, интеграция российской науки в мировое научное пространство;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
обеспечение повышения эффективности перехода результативных фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в прикладную стадию научных исследований.
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Формирование и реализация Программы осуществляются на основе следующих принципов:
формирование научно обоснованного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации, формирование научным сообществом на этой базе приоритетов фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований с учетом мировых тенденций развития науки;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
комплексность фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
множественность и гибкость механизмов ресурсного обеспечения и государственного финансирования фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, учитывающих особенности функционирования Российской академии наук и других государственных академий наук, федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", научных организаций, образовательных организаций высшего образования, фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, а также на направлениях поисковых научных исследований;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
использование преимущественно конкурсных механизмов отбора научных проектов для реализации в рамках мероприятий Программы;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
обеспечение эффективной координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в масштабах Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
использование системы экспертизы, в том числе проводимой Российской академией наук, при формировании планов и программ фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований и при оценке их результатов, а также более широкое использование международной экспертизы;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
содействие переходу результативных фундаментальных научных исследований в прикладную стадию научных исследований, в том числе через выполнение поисковых научных исследований;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
внесение планов проведения фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований в единую базу данных, доступную для участников Программы через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", и результатов, получаемых в ходе реализации Программы, в единую государственную информационную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения с учетом норм законодательства о государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайне;
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
обеспечение эффективного управления Программой и контроля целевого использования выделенных средств.
(Раздел в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года N 2179-р. - См. предыдущую редакцию)
Мероприятия Программы реализуются в соответствии с целью и задачами Программы, а также принципами ее формирования и реализации.
В рамках Программы реализуются следующие мероприятия:
мероприятие 1 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые научными организациями академического сектора науки, реализуемые научными организациями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, а также научными организациями, подведомственными Министерству образования и науки Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии образования, и подведомственными Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии архитектуры и строительных наук, а также подведомственными Министерству культуры Российской Федерации, ранее подведомственными Российской академии художеств";
мероприятие 2 "Междисциплинарные фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, выполняемые в отраслевом секторе науки государственными научными центрами, а также научными организациями, подведомственными Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти";
мероприятие 3 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, проводимые в образовательных организациях высшего образования, включая федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет", федеральные университеты и национальные исследовательские университеты";
мероприятие 4 "Фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, финансируемые фондами поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности (федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский гуманитарный научный фонд" и Российский научный фонд)";