Недействующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294)

Мероприятие 1.4. Развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе сельским жителям. Развитие системы раннего выявления заболеваний и патологических состояний и факторов риска их развития, включая проведение медицинских осмотров и диспансеризации населения, в том числе у детей  


Общая заболеваемость в Российской Федерации с 2006 года демонстрирует устойчивую тенденцию к повышению, что объясняется не только состоянием здоровья нации, но и улучшением выявляемости заболеваний, связанной с проведением мероприятий по переоснащению диагностической аппаратурой учреждений здравоохранения Российской Федерации в рамках реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, федеральных целевых программ "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах", программ модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации.

В структуре смертности населения Российской Федерации первые ранговые места занимает смертность от болезней системы кровообращения, смертность от внешних причин и смертность от новообразований.

Вместе с тем показатели смертности от болезней системы кровообращения начинают уменьшаться. Однако, темпы снижения показателей остаются недостаточно быстрыми.

В России в 2011 году смертность от внешних причин составила 131,5 случая на 100 тыс. человек (2006 год - 198,5 случая на 100 тыс. человек). При этом в структуре смертности от внешних причин максимальный процент приходится на самоубийства и транспортные травмы всех видов.

В 2009 году смертность от злокачественных новообразований составила 206,9 на 100 тыс. человек (2006 год - 200,9). В 2010 году впервые за последние годы отмечено снижение показателя смертности от злокачественных новообразований на 0,9% (205,1 на 100 тыс. населения). При этом остается высоким уровень смертности в течение первого года после установления диагноза, что свидетельствует о поздней выявляемости заболеваний.

По данным федерального статистического наблюдения в 2010 году в Российской Федерации впервые признано инвалидами 886 тыс. человек, из них около 350 тыс. человек - являются инвалидами по заболеваниям системы кровообращения, 187 тыс. человек - имеют диагноз заболевания злокачественными новообразованиями.

Приведенная статистика свидетельствует о существенном финансовом обременении государственной экономики вследствие упущенной выгоды в производстве внутреннего валового продукта из-за временного выбытия (временная нетрудоспособность) и из-за выбытия в связи с инвалидностью трудоспособного населения из сферы производства.

В целях снижения экономических потерь от вышеназванных причин необходимы государственные инвестиции в развитие системы первичной медико-санитарной помощи населению Российской Федерации.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом возможности выбора гражданином врача и медицинской организации.

Выделяют три вида первичной медико-санитарной помощи:

1) первичная доврачебная медико-санитарная помощь (оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием);

2) первичная врачебная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами);

3) первичная специализированная медико-санитарная помощь (оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь).

Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара. В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций создаются подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

В Российской Федерации стационарную помощь сельскому населению оказывают: 1755 центральных районных больниц; 301 участковая больница с общей численностью коечного фонда - 139476, обеспеченность койками сельских жителей - 37,2 на 10 тыс. населения.

Амбулаторно-поликлиническую помощь на селе оказывается в 2812 учреждениях здравоохранения, из них 318 самостоятельных (поликлиники, врачебные амбулатории, центры врачей общей практики). В сельской местности расположено 36791 фельдшерско-акушерский пунктов.

Основными направлениями совершенствования оказания медицинской помощи сельскому населению в рамках Подпрограммы являются:

1. Оптимизация сети учреждений здравоохранения в сельской местности.

В настоящее время в ряде регионов России отмечается дефицит ФАПов. В ходе реализации Подпрограммы вопросы обеспечения ФАПами будут решены тремя направлениями: организация ОВП и комплексных участков, возложением функций оказания первой помощи на домовые хозяйства, организацией работы по типу выездных бригад и оптимизацией маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций.

2. Совершенствование деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь сельскому населению.

В рамках реализации Подпрограммы запланировано увеличение числа посещений к фельдшерам ФАПов, а также посещений на дому, вследствие активного привлечения медицинских работников ФАПов к подворовым обходам с целью раннего выявления заболеваний и профилактике обострения хронических заболеваний у хронических больных. Также во всех регионах России будет активизирована патронажная работа.

В соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи на медицинских работников возложены дополнительные функции по ранней диагностике социально значимых заболеваний (проведение кардио- и онкоскринингов, привлечение к профилактическим осмотрам), наблюдение хронических больных, наблюдение за приемом лекарственных средств больными туберкулёзом.

В рамках реализации Подпрограммы здравоохранения будет продолжена работа по укреплению материально-технической базы ФАПов, врачебных амбулаторий и ВОП, что позволит повысить качество и доступность медицинской помощи сельскому населению Российской Федерации в целом.

3. Повышение доступности медицинской помощи сельскому населению.

В рамках реализации Подпрограммы запланировано повышение доступности медицинской помощи сельскому населению путем организации выездных методов лечебно-диагностической и профилактической работы, развитие сети офисов общей врачебной практики в соответствии с численностью проживающего населения, приближение первичной медико-санитарной, в т.ч. врачебной, медицинской помощи населению.

В целях достижения максимального приближения первой помощи сельскому населению в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100 человек (где нет ФАПов) планируется продолжить работу по созданию домовых хозяйств. Будут определены ответственные лица, на которые будут возложены функции оказания первой помощи (само- и взаимопомощь).

Реформирование структуры оказания медицинской помощи, а также оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием в рамках Подпрограммы будет осуществляться в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации и зарегистрированными в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Анализ статистических данных позволяет выделить ряд наиболее серьезных проблем, при организации первичной медико-санитарной помощи, требующих решения программными методами: