(с изменениями на 18 октября 2016 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 21.11.2016).
____________________________________________________________________
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию.
Совет Евразийской экономической комиссии
решил:
1. Утвердить Методику определения монопольно высоких (низких) цен (прилагается).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
2. Настоящее Решение вступает в силу после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года, и введения в действие соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.
Члены Совета Евразийской
экономической комиссии:
От Республики Беларусь
С.Румас
От Республики Казахстан
К.Келимбетов
От Российской Федерации
И.Шувалов
Методика определения монопольно высоких (низких) цен*
(с изменениями на 18 октября 2016 года)
________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию.
1. Настоящая Методика разработана в соответствии с пунктом 11 Протокола об общих принципах и правилах конкуренции (приложение N 19 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) (далее - Протокол) и применяется Евразийской экономической комиссией в соответствии с ее компетенцией при осуществлении контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках на территориях двух и более государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - трансграничные рынки, Союз) хозяйствующими субъектами (субъектами рынка), занимающими доминирующее положение на трансграничных рынках.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
2. В настоящей Методике используются понятия, определенные в пункте 2 Протокола, а также понятия, означающие следующее:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
"конъюнктура мирового рынка" - условия продажи на мировых товарных рынках, уровень спроса, предложения, цен на этих рынках, тенденции их изменения;
"смежные рынки", "оптовые рынки", "розничные рынки" - используются в значениях, определенных в Методике оценки состояния конкуренции, утвержденной в соответствии с пунктом 11 Протокола (далее - Методика оценки состояния конкуренции).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
3. Под монопольно высокой ценой понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), при наличии в совокупности следующих условий:
а) если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
б) если эта цена превышает цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Союза или за ее пределами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
4. Не может быть признана монопольно высокой цена, установленная субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством государств - членов Союза.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
5. Под монопольно низкой ценой понимается цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка), при наличии в совокупности следующих условий:
а) если эта цена ниже суммы фактических или необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
б) если эта цена ниже цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке при наличии такого рынка на территории Союза или за ее пределами.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
6. Не может быть признана монопольно низкой цена, если ее установление продавцом товара не привело или не могло привести к ограничению конкуренции в связи с сокращением числа хозяйствующих субъектов (субъектов рынка), не входящих с продавцами или покупателями товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
7. Монопольно высокой ценой товара является цена, соответствующая указанным в пункте 3 настоящей Методики условиям и установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) путем:
а) повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
спрос и (или) предложение товара остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
влияние конъюнктуры мирового рынка осталось неизменным или его изменение несоразмерно изменению цены товара;
влияние смежных рынков осталось неизменным или его изменение несоразмерно изменению цены товара;
б) поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
изменение спроса и (или) предложения товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
влияние конъюнктуры мирового рынка обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;
влияние смежных рынков обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.
8. Монопольно низкой ценой товара является цена, соответствующая указанным в пункте 5 настоящей Методики условиям и установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) путем:
а) снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;
состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
спрос и (или) предложение товара остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;
влияние конъюнктуры мирового рынка осталось неизменным или его изменение несоразмерно изменению цены товара;
влияние смежных рынков осталось неизменным или его изменение несоразмерно изменению цены товара;
б) поддержания или неповышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:
расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно возросли;
состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, таможенно-тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
изменение спроса и (или) предложения товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
влияние конъюнктуры мирового рынка обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения;
влияние смежных рынков обусловливает возможность изменения цены товара в сторону увеличения.
9. Для определения признаков установления занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом (субъектом рынка) монопольно высокой (монопольно низкой) цены согласно пунктам 7 и 8 настоящей Методики применяется анализ:
а) динамики различных видов цен (средневзвешенных, для различных видов покупателей и др.);
б) себестоимости производства товара и структуры коммерческих расходов на его реализацию (в том числе обоснованности всех видов затрат), а также динамики себестоимости (в том числе сопоставление темпов роста себестоимости (отдельных элементов затрат));
в) динамики инвестиций в нефинансовые активы;
г) динамики различных видов валовой прибыли и направлений ее распределения (в том числе на выплату дивидендов и инвестиционную деятельность);
д) рентабельности производства, продаж, активов;
е) динамики объемов производства (продаж) товара.
10. В целях проведения анализа, предусмотренного пунктом 9 настоящей Методики, в качестве исходной информации используются следующие источники:
а) данные официальной статистической информации;
б) сведения, полученные от налоговых, таможенных и иных государственных органов, центральных (национальных) банков государств - членов Союза;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 декабря 2016 года решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 года N 95. - См. предыдущую редакцию)
в) сведения, полученные от физических и юридических лиц (включая сведения, предоставляемые покупателями конкретного товара), в том числе путем их выборочного опроса, а также сведения, предоставляемые продавцами конкретного товара, данные маркетинговых, социологических исследований;
г) результаты экономических и иных экспертиз, заключения специализированных организаций, а также специалистов и экспертов;
д) данные изданий органов исполнительной власти и независимых информационных центров и служб;
е) информация объединений потребителей и объединений производителей;
ж) сообщения средств массовой информации;