Действующий

Методические рекомендации "Организация в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов"

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации подготовлены в целях организации в федеральных органах исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов, предусмотренной пунктом 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (далее - Федеральный закон), и устанавливают требования по организации такой экспертизы.

________________

В настоящих методических рекомендациях под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение (приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 4 мая 2007 года N 88 "Об утверждении разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации").

1.2. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

1.3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов осуществляется согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Указу Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 года N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы", Указу Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" в соответствии с Федеральным законом, Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной тем же постановлением (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации", постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 года N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" (далее - Регламент Правительства), постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года N 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти", постановлением Правительства от 28 июля 2005 года N 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти".

1.4. Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов и их проектов, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. Перечень коррупциогенных факторов определен в Методике проведения антикоррупционной экспертизы.

1.5. Федеральные органы исполнительной власти в обязательном порядке проводят антикоррупционную экспертизу проектов ведомственных нормативных правовых актов.

При проведении антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) его положения оцениваются во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами.

Результаты проведения федеральными органами исполнительной власти антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов должны быть объективными и проверяемыми.

В заключении по результатам проведения антикоррупционной экспертизы должно содержаться указание на наличие или отсутствие в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенных факторов, предусмотренных Методикой проведения антикоррупционной экспертизы.

Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов в федеральных органах исполнительной власти проводится компетентными лицами, прошедшими обучение по соответствующим образовательным программам.

Федеральные органы исполнительной власти, их должностные лица при организации проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) взаимодействуют с физическими и юридическими лицами, аккредитованными Министерством юстиции Российской Федерации в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов.

1.6. В целях обеспечения единства правового пространства Российской Федерации при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов федеральные органы исполнительной власти должны учитывать антикоррупционные положения федеральных законов, Национальной стратегии противодействия коррупции, Национального плана противодействия коррупции на соответствующий период, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации.

1.7. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями, проводится органами и организациями, которым переданы полномочия реорганизованных и (или) упраздненных органов и организаций, при мониторинге их применения.

1.8. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых реорганизованными и (или) упраздненными органами и организациями, полномочия которых при реорганизации и (или) упразднении не переданы, проводится органом, к компетенции которого относится осуществление функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, при мониторинге их применения.

1.9. Совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и повышение ее результативности является одним из основных направлений реализации государственной антикоррупционной политики.