Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства

4. Финансовая поддержка театрального искусства  


Исходя из объективности опережающего роста расходов некоммерческих театров по сравнению с их собственными доходами, существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от государственного финансирования.

Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики в регионе.

С принятием федеральных законов "Об автономных учреждениях" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государство сняло с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений, которое оно ранее несло по обязательствам бюджетного учреждения. Но это не освобождает государство от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.

Важно, чтобы такая модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности организаций. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра эта задача до сегодняшнего дня не нашла решения ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела каких-либо стран. Театр принадлежит к тем секторам общественной жизни, где определить реальные "результаты работы", не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.

Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.

Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство.

Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.

Данные обстоятельства были учтены Минкультуры России при разработке Ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении Министерства культуры Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, в качестве основных видов деятельности (приказ Минкультуры России от 1 ноября 2011 года N 1038).     

Принимая во внимание специфику творческой деятельности театров, в качестве "услуги" в Ведомственном перечне рассматривается только одна из ее составляющих - показ спектаклей. Деятельность же по созданию театрами новых спектаклей отнесена к категории "работа", которая реализуется в интересах общества в целом. В этом случае разработка нормативов осуществляется в индивидуальном порядке и не подлежит унификации.

Особенности деятельности театров учтены и при формировании перечня оказываемых ими услуг. Основным показателем качества услуг является показатель "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Однако с целью продвижения постановок экспериментального характера, имеющих объективные сложности для понимания широким кругом зрителей, данный показатель рекомендуется скорректировать. Согласно разработанной методике, экспериментальные спектакли могут исключаться из расчета показателя "средняя заполняемость зрительного зала на стационаре". Допустимое количество таких постановок устанавливается для каждого театра индивидуально в пределах 20% от общего количества названий текущего репертуара. Перечень таких спектаклей должен определяться учредителем совместно с театром и независимыми экспертами.

В региональной программе развития театрального дела должны быть предусмотрены меры, направленные на сохранение творческого потенциала и материального комплекса как государственных и муниципальных театров, так и частных. При разработке нормативов затрат на содержание имущества и нормативов затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам применительно как к бюджетным, так и автономным учреждениям следует исходить из целевых ориентиров, установленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, предполагающих увеличение расходов бюджетной системы на развитие человеческого потенциала с 8,6 процента валового внутреннего продукта в 2007 году до 11-11,7 процента в 2020 году.