Действующий

Об утверждении Методических рекомендаций по развитию театрального дела в регионах и мерам поддержки театрального искусства

1. Общие положения  


Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с п.8 Плана мероприятий по реализации Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 1019-р.

При разработке программ развития театрального дела в регионах следует исходить из принципов, заложенных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Концепция).

В предстоящем 10-летии, как определено в Концепции, ведущая роль в формировании человеческого капитала отводится сфере культуры. Путь к инновациям лежит через повышение интеллектуального уровня людей, что возможно только в культурной среде, позволяющей осознать цели и ориентиры развития общества.

По мере развития личности растут потребности в ее культурно-творческом самовыражении, освоении накопленных обществом культурных и духовных ценностей. Необходимость в удовлетворении этих потребностей требует адекватного развития театрального дела в России и в каждом из субъектов Российской Федерации.

Возможность посещения театра имеет большое значение для формирования высокого уровня культурной среды в городе, регионе. Театральное искусство в современной России занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни российских граждан и качества социальной среды. Театр является одним из важнейших средств сохранения и развития языков народов России, включая русский.

Театральную деятельность в чрезвычайно узком экономическом смысле можно отнести к сфере услуг и только применительно к одной из ее составляющих - показу спектакля. Особая миссия театра - доносить до общественного сознания идеи и ценности, побуждая людей к творчеству во всех сферах социальной жизни. При этом приходится учитывать, что социально-культурный эффект театральной деятельности не поддается прямому измерению. По сути, он неизмеримо выше его рыночной оценки.

Российская модель репертуарного театра, сложившаяся в нашей стране в течение двух веков благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.

Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и во всем мире. Этим определяется необходимость государственной поддержки театральной деятельности.

Объектом государственной защиты должна в первую очередь стать традиционная российская модель репертуарного театра в различных формах его существования. Тем не менее, необходимо выработать эффективные механизмы поддержки театров вне зависимости от их организационно-правовых форм и принадлежности.

Основной стратегической целью реализации Концепции в регионе должно стать обеспечение динамичного развития театрального дела в традиционных для России формах с использованием инновационных подходов и на базе достижений, российского и мирового опыта в сфере театрального искусства.

Основные условия реализации этой цели:

сохранение и развитие сети государственных и муниципальных театров, совершенствование их материально-технической базы;

государственная и общественная поддержка негосударственных театров, различных форм и моделей организации театрального дела, творческих инициатив;

расширение разнообразия театрального предложения и доступности театрального искусства для различных групп населения региона, увеличение зрительской аудитории театров, в том числе и за счет привлечения на гастроли театров из других регионов.

Реализация задач, поставленных в Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, требует консолидации федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в достижении намеченных целей развития театрального дела в Российской Федерации. В связи с этим предстоит разработка программ развития театрального дела на всех уровнях: по каждому театру региона (локальные программы), городскому муниципальному округу (муниципальные программы) и в целом по области, краю, республике, автономному округу, городу федерального значения (региональные программы).