Действующий

     
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 18 октября 2012 года N 1862-О


Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лапаева Петра Викторовича на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"



Конституционный Суд Российской Федерации в составе: Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева, рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина П.В.Лапаева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин П.В.Лапаев оспаривает конституционность части третьей статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", согласно которой за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации; взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Как следует из представленных материалов, в 2011 году территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вынес решение о привлечении заявителя, который, будучи адвокатом, самостоятельно уплачивал страховые взносы, к ответственности в связи с непредставлением сведений за 2010 год. Поскольку требование об уплате соответствующей финансовой санкции заявителем исполнено не было, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обратился с исковым заявлением в суд общей юрисдикции, решением которого, вынесенным 24 января 2012 года и оставленным без изменения вышестоящим судом, данное исковое заявление было удовлетворено.

По мнению заявителя, часть третья статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" противоречит статье 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяет взыскивать с физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, финансовую санкцию за неисполнение предусмотренной пунктом 5 статьи 11 того же Федерального закона обязанности по представлению сведений, несмотря на то, что указанный пункт утратил силу с 1 января 2012 года.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные П.В.Лапаевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Устанавливая правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" закрепляет среди целей данного учета создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица и обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении (статья 3). В этих целях данный Федеральный закон возлагает на физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, ряд обязанностей по представлению в органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (статьи 10 и 11).

Указанным Федеральным законом также предусмотрена финансовая санкция для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, за непредставление в установленные сроки соответствующих сведений либо представление неполных и (или) недостоверных сведений (часть третья статьи 17).

Доводы, приведенные в жалобе, свидетельствуют о том, что заявителем, по существу, оспаривается не сама по себе часть третья статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а неприменение судами в его конкретном деле положений Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды", в соответствии с которыми с 1 января 2012 года для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, была отменена обязанность ежегодно представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета (подпункт "а" пункта 3 статьи 1 и часть 1 статьи 9).

Между тем выбор на основе установления и исследования фактических обстоятельств и истолкование норм, подлежащих применению в конкретном деле, относится к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации (статья 125 Конституции Российской Федерации и статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лапаева Петра Викторовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.Зорькин



Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка